Список авторовНачальная страницаБиографияСочиненияБиблиографияИсследования-комментарии-ссылки
 


Пьетро Помпонацци

О ПРИЧИНАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ИЛИ О ЧАРОДЕЙСТВЕ

Глава VII,
в которой выдвигаются некоторые возражения против сказанного в предыдущей главе

Поскольку, как сказано в I книге “Вторых [аналитик]” (82), пока человек сомневается в чем-либо, он не обладает знанием, и, как учит нас III книга “Метафизики” (83), сомневающийся подобен скованному человеку, и, коль скоро все еще остаются возражения против сказанного в предыдущей главе, я хочу выдвинуть здесь эти возражения и затем разрешить их, насколько это в моих силах.

Итак, первое возражение таково: в одном из ответов сказано, что хотя большая часть чудес, о которых мы читаем в Ветхом и Новом завете, может быть сведена к естественным причинам и подобное им может происходить согласно природе,— как те примеры, которые мы привели соответственно ранее указанным объяснениям (каковые объяснения, впрочем, я полагаю, не противоречат определениям Римской Церкви),—однако там же сказано, что некоторые чудеса никоим образом не могут быть выведены из естественных причин, как, например, воскрешение мертвых, прозрение слепорожденного, исцеление хромого и т. д. Но это, как представляется, не содержит в себе истины.

Прежде всего у Плиния в XXV книге, главе 2 (84), написано так: “Ксант, автор историй, в первой из них передает, что убитый детеныш дракона был возвращен к жизни родителем с помощью травы, которую он называет “балис”; и таким же образом был возвращен к жизни убитый драконом Тиллон”. И Юба сообщает, что в Аравии был воскрешен человек с помощью травы. И тот же Плиний несколько далее приводит суждения многих серьезнейших писателей, что нет ничего такого, что нельзя было бы сделать силою трав. И многие истории язычников свидетельствуют, что многие люди возвращались из преисподней. Да и Платон в Х книге “Государства” (85) говорит, что некий памфилиец был вызван из преисподней и рассказывал невероятные вещи о деяниях богов. Существуют и другие авторы историй, утверждающие то же самое. Поэтому если это правда, то не только Бог может это сделать, но также травы и демоны, противное чему было сказано [в предыдущей главе]. Столь же возможно и то, что одною способностью демонов и, следовательно, силою природы может и слепорожденный прозреть, и хромой исцелиться. Ведь Светоний в книге, которую он сочинил о 12 цезарях, в книге X, где описывается жизнь цезаря Веспасиана, в главе о чудесах, им совершенных, пишет так: “Здесь он один, без спутников, отправился в храм Сераписа, чтобы гаданием узнать, прочна ли его власть; и когда после долгой молитвы он обернулся, то увидел, что ему, по обычаю, подносит лепешки, ветки и венки вольноотпущенник Басилид, а он знал, что Басилид был далеко и по слабости сил не мог ходить, да никто бы его и не впустил. И тотчас затем пришли донесения, что войска Вителлия разбиты при Кремоне, а сам он убит в Риме. Новому и неожиданному императору еще недоставало, так сказать, величия и как бы веса, но и это вскоре пришло. Два человека из простонародья, один слепой, другой хромой, одновременно подошли к нему, когда он правил суд, и умоляли излечить их немощи, как указал им во сне Серапис: глаза прозреют, если он на них плюнет, нога исцелится, если он удостоит коснуться ее пяткой. Нимало не надеясь на успех, он не хотел даже и пробовать; наконец, уступив уговорам друзей, он на глазах у огромной толпы попытал счастья, и успех был полным. В то же время в аркадской Тегее по указанию прорицателей откопаны были в священном месте сосуды древней работы, и в них оказалось изображение, похожее на Веспасиана” (86).

Но все это представляется подлинным чудом, ибо последнее относится к знанию будущего, которое, по-видимому, принадлежит одному Богу, согласно речению Спасителя: “Не ваше дело знать времена или сроки...” (87) и т. д. Что же до рассказанного о вольноотпущеннике, то это как раз то, что предлагалось доказать.

Второе возражение заключается в следующем: согласно сказанному ранее, все, что в магии считается содеянным демонами, могло бы быть сделано и людьми безо всякого содействия демонов, так как сказано, что демоны все это совершают, прилагая активные начала к пассивным, а это познается естественным путем, так как дело активного разума—все делать, а пассивного — всем становиться. Отчего и случается, что люди могут действовать таким же образом, как и демоны, так что вся магия может быть выведена из естественных причин, как это и делал Зороастр, согласно ссылке Альберта в V книге его “Минералов” (88).

Однако это не кажется возможным, ибо существует множество таких вещей, которые никоим образом не могут быть сделаны человеком, сколь бы великими познаниями он не обладал, будь то благодаря собственным исследованиям, будь то из книг. И без божественной помощи — либо ангельской, либо демонической — это никак не могло бы произойти.

Это также обосновывается многими доводами.

Во-первых, оракулами и ответами языческих богов; ведь эти случаи не могут быть выведены из воздействия трав, камней либо иных лишенных разума предметов и не могут быть выведены из действия человеческого разума, поскольку неоднократно такие ответы давали неодушевленные изображения. Кроме того, они предсказывали будущее, вспоминали прошедшее, сообщали о том, что происходило в отдаленнейших пределах, и открывали потаенное, а все это человек не в состоянии делать.

Далее, как сообщается в историях, не только языческих, но и Закона Моисеева и Христианского, животные неоднократно говорили человеческим голосом и на определенном языке, как утверждают Валерий Максим, Евтропий, Ливии и многие другие авторы, как греческие, так и латинские. И не видно, к какой причине это можно было бы отнести, если не допустить участие демонов и ангелов, так как речь есть свойство разумной души, а человеческая душа существует только у человека и не может находиться в теле животных, чтобы производить такого рода действия. Поэтому здесь пойдет речь только о тех, которые являлись людям внезапно и в человеческом образе и говорили с ними, а потом исчезали. Можно было бы привести множество таких случаев, однако здесь я скажу лишь о тех, которые, по свидетельству Плутарха, являлись Бруту и Кассию.

Так, в Жизнеописании Брута Плутарх пишет: “Брут был погружен в свои думы и размышления, как вдруг ему послышалось, будто кто-то вошел. Подняв глаза, он разглядел у входа страшный, чудовищный призрак исполинского роста. Видение стояло молча. Собравшись с силами, Брут спросил: Кто ты, человек или бог, и зачем пришел? Призрак отвечал: Я твой злой гений, Брут, ты увидишь меня при Филиппах.— Что ж, до свиданья,—бесстрашно промолвил Брут”. И немного далее Плутарх пишет так: “Говорят, что в эту ночь Бруту снова явился призрак. С виду он был такой же точно, как в первый раз, но не проронил ни слова и молча удалился” (89). То же он рассказывает о Кассии. И кто об этих вещах пожелает узнать и подробно, и вкратце, пусть читает Валерия Максима (90).

В недавние же дни в этом году прошел слух, что, когда Аквила, город в Абруппах, подверглась необычным ливням, весь город возносил смиренные и благочестивые молитвы к св. Петру Целестину, патрону этого города (ибо тело сего святейшего мужа с почетом сохраняется жителями Аквилы и обширное аббатство посвящено тому же Целестину), вдруг все увидели, что ливни отошли от города, и в небе многократно видели св. Целестина, и не тайно, но явно, и не два или три человека, но весь город.

И кто, если не безумец, станет отрицать, что это было совершено Богом или его посланцами? И что тут может человеческий разум? Конечно же ничего.

Далее, что могут сказать философы со всеми их вымыслами о предсказаниях и подобных вещах? Ибо если такие вещие авгуры прорицают будущее и неведомое, то либо птицы и им подобные существа являются причиной их прорицаний, либо они являются знамениями пророчеств, ибо только так это можно понять. Но, конечно, никто не скажет, что они суть причины, ибо нет ничего глупее такого высказывания или выдумки. Если же это знамение, то нечего придумывать, какое сходство имеет молодой ворон с битвой Мария или Цезаря или кого иного. Ибо очевидно, что между этими знамениями и тем, что они знаменуют, нет никакой зависимости. Ибо что об этом можно сказать иное, как то, что все это делается хитростью демонов, досаждающих человеку, для того, чтобы вовлечь людей в идолопоклонство? А что говорить о геомантии, суетнейшей из всех? Ибо какую связь с отправляющимся в морское плавание Сократом имеют четные и нечетные точки, когда даже математическая точка не обладает совершенно никакой действенностью или значением, относящимся к этому делу? Чего стоят знаки и заклинания, произносимые для понуждения кого-либо к любви или для разрешения от любви, когда слова и знаки не имеют к этим делам никакого отношения и никак с ними не связаны?

И напротив, не видно, чтобы это воздействовало на воображение, поскольку те, ради которых совершается такого рода колдовство, находятся очень далеко [от колдунов]. А что сказать о мучимых нечистыми духами, которые многократно, будучи невеждами, заговаривают по-гречески, по-латыни и на иных языках? Разумеется, философы не могут на это сказать ничего правдоподобного, а потому необходимо прибегнуть к Богу, ангелам и демонам.

 

назад

вперед

Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии души”, “О причинах естественных явлений”М.: Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.

 

 


Возврат:  [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]


Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004