Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Глава
XI,
в
которой выдвигаются три возражения против сказанного
Относительно
сказанного возникают некоторые сомнения. Первое: утверждение, что
душа человеческая истинным образом смертна и лишь в некотором отношении
бессмертия, представляется неверным. Правильнее было бы сказать,
что душа но своей природе бессмертна и лишь в некотором отношении
смертна. Ведь высшее содержит в себе низшее, а не наоборот. Мы ведь
говорим, что небесные тела содержат в себе возникающие и тленные
сущности, а не наоборот. И так как бессмертное выше смертного, скорее
следует сказать, что человеческая душа по своей природе бессмертна
и лишь в некотором отношении смертна, так как бессмертное содержит
смертное, нежели утверждать, что она смертна по своей природе, а
бессмертна лишь в некотором отношении, поскольку смертное не содержит
в себе бессмертное.
Второе
возражение: если душа бессмертна лишь в некотором отношении, она
либо бессмертна истинным образом в собственном смысле, либо неистинно
и не в собственном смысле. Первое опровергнуто тем, что было сказано;
второе тоже, ибо если душа названа бессмертной не в собственном
смысле, то она точно так же могла бы быть названа и любой другой
вещью, каковой она не является: ведь не в собственном смысле ее
можно было бы именовать собакой или камнем. Почему же тогда правильнее
называть ее бессмертной, чем собакой или камнем, раз бессмертной
ее называют лишь не в собственном смысле?
Третье
возражение: основание данного мнения заключается в том, что человеческий
разум обладает лишь одним способом познания. Способ же этот есть
средний между способом познания абстрактных по природе своей сущностей
и [способом познания] чувственной души, поскольку он причастен тому
и другому. Ведь в том, что он познает всеобщим образом, он совпадает
с отвлеченными сущностями; в том же, что это всеобщее он созерцает
только в чувственном образе и в единичном, совпадает с ощущением,
поскольку он познает не вполне отвлеченно от материальных придатков.
Из чего и заключалось, что он — средний между материальными и нематериальными
сущностями. Но при этом возникает сомнение: если такая зависимость
разумного познания от представлении означает созерцание всеобщего
в единичном, тогда разум познает единичное, что многие отрицают.
Ведь некоторые говорят, что единичное материальное может быть познано
одним только чувством; либо, учитывая (что мы допускаем), что разум
познает единичное, многим представляется, что единичное может быть
им познано только отраженным образом, что как будто бы говорит Аристотель
в III книге “О душе”, в 10-м тексте (132).
Но, допуская
и это, поскольку это отражение можно вообразить только как некое
рассуждение, как толкуют это почти все, каковое рассуждение происходит
только во времени и на основании познания элементов, а стало быть,
до сочетания и разделения, то из этого следует, что рассуждение
созерцает всеобщее и не в единичном. Стало быть, данная точка зрения
опирается на ложное основание и т. д.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|