Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Глава
VI,
в
которой опровергается изложенное мнение
Это
мнение в обеих своих частях опровергается св. Фомой в первой части
“Свода” (43) и во многих других местах, и, на мой взгляд, достаточно
подробно и внятно. Ведь если человек состоит не из материи и формы,
а из двигателя и движимого, то он не будет обладать большим единством,
чем вол и телега. И из этого мнения следуют многие другие производимые
им противоречия. Полагать же множество субстанциональных форм в
одном сложносоставном существе, как это делается во второй части
данного рассуждения, представляется чуждым Аристотелю и многим перипатетикам.
Однако я хочу привести два довода, в силу которых все вышеозначенные
мнения представляются мне далекими как от истины, так и от Аристотеля.
Прежде всего
это, по-видимому, противоречит опыту. Ведь я, пишущий эти строки,
страдаю многими телесными недугами, и это есть дело чувствующей
души. И тот же самый я, страдающий, рассуждаю о медицинских причинах
болезней, чтобы избавиться от этих страданий, а этим может заниматься
только разум. Стало быть, если бы существовало две сущности: одна
чувствующая, а другая разумная,— каким образом получилось бы так,
что один и тот же я и чувствовал, и мыслил? Ведь тогда мы должны
были бы сказать, что два соединенных вместе человека обладают общими
познаниями, а это смехотворно. И нетрудно увидеть, сколь далеко
такое мнение от Аристотеля. Ведь он во II книге “О душе” (44) считает,
что растительная способность находится в чувствующей, как треугольник
в четырехугольнике, но очевидно, что треугольник в четырехугольнике
находится не в качестве вещи, реально от него отличной, но что то,
что является треугольником в потенции, есть четырехугольник в акте.
А так как, по Аристотелю, чувствующая душа в человеке точно так
же относится к разумной, то и чувствующая душа не отделима реально
от разумной. Вот почему мне представляется, что и первое мнение
Аверроэса, и эти два не согласны ни с истиной, ни с Аристотелем.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|