Список авторовНачальная страницаБиографияСочиненияБиблиографияИсследования-комментарии-ссылки
 

Пьетро Помпонацци

Трактат о бессмертии души

Глава VI,
в которой опровергается изложенное мнение

Это мнение в обеих своих частях опровергается св. Фомой в первой части “Свода” (43) и во многих других местах, и, на мой взгляд, достаточно подробно и внятно. Ведь если человек состоит не из материи и формы, а из двигателя и движимого, то он не будет обладать большим единством, чем вол и телега. И из этого мнения следуют многие другие производимые им противоречия. Полагать же множество субстанциональных форм в одном сложносоставном существе, как это делается во второй части данного рассуждения, представляется чуждым Аристотелю и многим перипатетикам. Однако я хочу привести два довода, в силу которых все вышеозначенные мнения представляются мне далекими как от истины, так и от Аристотеля.

Прежде всего это, по-видимому, противоречит опыту. Ведь я, пишущий эти строки, страдаю многими телесными недугами, и это есть дело чувствующей души. И тот же самый я, страдающий, рассуждаю о медицинских причинах болезней, чтобы избавиться от этих страданий, а этим может заниматься только разум. Стало быть, если бы существовало две сущности: одна чувствующая, а другая разумная,— каким образом получилось бы так, что один и тот же я и чувствовал, и мыслил? Ведь тогда мы должны были бы сказать, что два соединенных вместе человека обладают общими познаниями, а это смехотворно. И нетрудно увидеть, сколь далеко такое мнение от Аристотеля. Ведь он во II книге “О душе” (44) считает, что растительная способность находится в чувствующей, как треугольник в четырехугольнике, но очевидно, что треугольник в четырехугольнике находится не в качестве вещи, реально от него отличной, но что то, что является треугольником в потенции, есть четырехугольник в акте. А так как, по Аристотелю, чувствующая душа в человеке точно так же относится к разумной, то и чувствующая душа не отделима реально от разумной. Вот почему мне представляется, что и первое мнение Аверроэса, и эти два не согласны ни с истиной, ни с Аристотелем.

назад

вперед

Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии души”, “О причинах естественных явлений”М.: Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.

 


Возврат:  [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]


Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004