Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Глава
V,
в
которой излагается второе мнение, согласно которому разумная
природа реально отличается от чувственной, но
существует столько же разумных сущностей, сколько
и чувственных
Итак,
отвергнув, как немыслимое, первое мнение, рассмотрим второе: оно
совпадает с первым в том, что разумная природа реально отделена
от чувственной, потому что нельзя приписать противоположные свойства
одному предмету, но, с другой стороны, отличается от него, ибо полагает
столько же разумных сущностей, сколько и чувственных. Действительно,
Сократ отличим от Платона, как этот человек от того человека; но
он является именно этим человеком только благодаря разуму, что признает
также и Аверроэс в 1-м комментарии III книги “О душе” (40). Поэтому
разум Сократа иной, нежели разум Платона. Действительно, если бы
у обоих был один разум, то им обоим было бы присуще одно и то же
бытие и действие — но что можно выдумать глупее?
Однако и согласные
в этом между собой в дальнейшем расходятся. Ибо некоторые из них
полагают, что душа относится к человеку скорее как двигатель к движимому,
нежели как форма к материи. И таково, по-видимому, было мнение Платона,
сказавшего в “Алкивиаде I” (41), что “человек есть душа, пользующаяся
телом”; этому, как кажется, созвучны слова Аристотеля, говорящего
в IX книге “Этики” (42), что “человек — это разум”. Другие же утверждали
противное, говоря, что душа относится к человеку как форма к материи,
а не только как двигатель к движимому и что правильнее говорить,
что человек состоит из души и тела, чем что он есть душа, пользующаяся
телок. Прочее же, что им приводится, не относится к нашему предмету.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|