Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Глава
III,
содержащая изложение первого мнения, согласно которому бессмертная
душа едина, смертная же множественна, каковому
мнению следовали Фемистий и Аверроэс
Из
шести перечисленных мнений четыре были приняты философами, два же
отвергнуты, ведь никто не считал, что нематериальная душа множественна,
а материальная едина, и это вполне разумно, ибо нельзя и вообразить,
чтобы существовала единственная материальная субстанция одновременно
в столь великом множестве людей, различающихся в отношении места
и субъекта, и особенно при том, что она тленна. Точно так же никто
не считал, что одна и та же субстанция является в равной мере и
смертной, и бессмертной, так как ничто не может состоять из двух
равных противоположностей, но одна из них обязательно должна преобладать
над другой, как ясно показано в I книге “О небе”, в тексте и комментарии
7, и во II книге “О возникновении”, в тексте 47, и в Х книге “Метафизики”,
в тексте 23, и во II книге “Сборника” (9).
Итак,
рассмотрим по отдельности оставшиеся четыре мнения, Аверроэс и,
как я полагаю, еще до него Фемиетий согласно считали, что разумная
душа реально отличается от тленной, и полагали, что разумная душа
численно едина во всех людях, смертная же множественна (10). Основание
для первого утверждения заключалось в том, что, видя, как Аристотель
явственно доказывает отделимость и нематериальность разумной души
и, следовательно, ее вечность,— а все его высказывания к этому ведут,
что очевидно веяному, кто внимательно читал книгу “О душе”,-
и считая суждения Аристотеля истинными, они утверждали, что разум
по своей природе бессмертен.
Видя
же далее, что чувственная и растительная Душа в своих действиях
необходимо нуждается в телесном органе, как это явствует из вышеприведенного
места, а орудие это по необходимости телесно и тленно, они заключили,
что эта душа по природе своей смертна. А поскольку не бывает, чтобы
одна и та же венд была по своей природе и абсолютно смертна, и бессмертна,
они были вынуждены положить реальное различие между смертной и бессмертной
душой. Фемистий даже пытался привлечь к доказательству этой точки
зрения Платона, приводя слова Платона в “Тимее” (11), которые будто
бы явным образом подтверждают это. Действительно, утверждение, что
разум един во всех людях, будь то активный, будь то возможный, может
следовать из известного положения перипатетиков: множественность
индивидуумов в пределах одного вида может возникнуть только на основе
количественно определенной материи, как сказано в VII и XII книгах,
“Метафизики” и во II книге “О душе” (12).
А каким образом
разрешаются возражения, выдвинутые против этого мнения, видно из
их книг и из сочинений их последователей. Я же хочу изложить все
это вкратце и привести лишь самое необходимое.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|