Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Глава
II,
в которой излагаются способы, какими может быть истолковано
это многообразие человеческой природы
Установив,
таким образом, многообразие и двоякость человеческой природы — не
ту, конечно, которая есть следствие соединения материи и формы,
но ту, которая относится к самой форме, или душе, следует pacсмотреть,
учитывая противоположность смертного и бессмертного и неприложимость
этих определений к одному и тому же субъекту, справедливо ли будет
усомниться, чтобы эти два определения одновременно относились к
человеческой душе. А выяснить это нелегко.
Поэтому предположим,
что либо одна и та же природа одновременно и смертна, и бессмертна,
либо речь должна идти о двух разных природах. Если принять второе
предположение, то это может быть истолковано тремя способами. Либо
существует столько же смертных и бессмертных душ, сколько людей,
так что у Сократа окажется одна бессмертная и одна или две смертные
души, и то же относится ко всем другим людям, так что каждый человек
будет обладать своей смертной и бессмертной душой. Либо следует
скорее принять для всех людей лишь одну бессмертную душу, полагая,
что смертные души распределяются во множестве соответственно числу
людей. Либо, напротив, мы сочтем бессмертную душу множественной,
а смертную — единой, общей для всех людей. Если предпочесть первое
положение, то есть что человек смертей и бессмертен согласно одной
и той же природе, то, поскольку невозможно, чтобы противоположные
высказывания относились к одному и тому же субъекту, невозможно,
чтобы одна и та же сущность была смертной и бессмертной сама по
себе. Но либо она бессмертна по своей природе и смертна в некотором
отношении, либо, напротив, по природе своей смертна и лишь в определенном
отношении бессмертна. Эти три способа рассуждения позволяют в достаточной
мере избежать противоречия. Подводя итог этому рассуждению, отметим,
что двойственность человеческой природы можно толковать шестью способами,
как это ясно из хода рассуждения и выводов.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|