Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Глава
I,
в
которой показано, что человек обладает двоякой природой и занимает
срединное положение между смертными и бессмертными существами
Начало
своего рассуждения я положил следующее: человек обладает не простой,
а многообразной природой, не определенной, но двоякой и должен быть
помещен посредине между смертными и бессмертными существами. И это
совершенно очевидно, если мы рассмотрим его существенные действия,
по которым можно судить о его сущности. Тем, что человек обладает
способностями к росту и ощущению, которые, как сказано во II книге
“О душе” (4) и в 3-й главе II книги “О возникновении животных” (5),
не могут быть осуществлены без телесного и тленного орудия, он причастен
смертности. Тем же, что он мыслит и желает,— каковые действия, как
сказано на протяжении всей книги “О душе”, ив 1-й главе I книги
“О частях животных” (6), и в 3-й главе II книги “О возникновении
животных” (7), он осуществляет без помощи телесного орудия, что
доказывает отделимость и нематериальность [души], а стало быть,
и ее бессмертие,— он должен быть причислен к существам бессмертным.
Из этого может
быть выведено единственное следствие, а именно что человек обладает
не простой природой, поскольку он заключает в себе, так сказать,
три Души: растительную, чувственную и разумную, а потому требует
признания за ним двоякой природы, коль скоро он не является ни вполне
смертным, ни вполне бессмертным, но содержит в себе и ту и другую
природу. Поэтому хорошо рассуждали древние, когда поместили его
между вечными и временными существами по той причине, что он не
является ни только вечным, ни только временным, будучи причастен
обеим природам, и, расположенный посередине, властен принимать ту
или иную, какую пожелает, природу. Отчего получается, что существуют
три разновидности людей. Одни сопричислены к богам, хотя их и очень
немного,— это те, кто, подчинив растительную и чувственную способности,
почти стали вполне разумными существами. Другие, совершенно пренебрегши
разумом и устремившись к одним лишь растительным и чувственным [частям
души], превратились почти что в скотов; вероятно, именно это имеет
в виду Пифагорова притча, гласящая, что души людей переселяются
в тела различных животных. Иные же, напротив, именуются просто людьми
- это те, кто избрал средний путь жизни, согласно нравственным добродетелям:
они не полностью предались разуму и не совершенно удалились от телесных
наклонностей. Однако каждая из этих разновидностей оче видно включает
многие градации. И этому созвучно сказанное в Псалме: “Не много
Ты умалил его перед ангелами” (8).
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|