Пьетро Помпонацци
О ПРИЧИНАХ
ЕСТЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ИЛИ
О ЧАРОДЕЙСТВЕ
Письмо
Пьетро Помпонацци некоему достойнейшему врачу, Мантуанцу, его соотечественнику
(1)
Ты
дал мне знать в письме, что, когда начал лечить двух детей, один
из которых страдал заболеванием, подобным рожистому воспалению,
а другой получил сильные ожоги, появился некий человек, исцеливший
этих мальчиков одними словами и заговорами, не прибегая ни к каким
иным хитростям. И к этому ты добавил, что некто был пронзен кинжалом,
который не удавалось извлечь никаким врачебным искусством, и тот
же человек извлек его тем же способом. Этот рассказ ты дополнил
сообщением о четвертом чуде: как этот человек одними словами привел
в движение орудие, каким пользуются для просеивания муки, в народе
называемое решетом. И когда этот чародей проживал у вас, то по вашей
просьбе он делал так, что младенцы наблюдали в зеркале различных
людей.
И
поскольку тебе показалось, что все это происходит сверх природного
порядка, ты попросил меня высказать об этом мое суждение; и в особенности
сообщить, каково на сей предмет наиболее вероятное суждение перипатетиков.
Далее, ты спрашивал, согласен ли я с тремя Законами, признающими
существование демонов: тогда ведь тут совершенно не остается места
сомнению, коль скоро эти удивительные действия со всею очевидностью
совершаются демонами. Столь же ясно и решение Авиценны, считающего,
что благоприятно устроенному и возвысившемуся над материей разуму
подчиняются материальные вещи, отчего дождь, град и иные подобные
явления могут возникать от воздействия человеческого ума.
Однако
и то и другое очевидно противоречит учению Аристотеля, ибо Аристотель
не допускает существования демонов, что утверждают Законы, и считает,
что действующая сила не может воздействовать без контакта, что следует
из позиции Авиценны. Таким образом, у перипатетиков как будто не
остается никакого объяснения этих явлений.
Далее,
ты говорил, что когда-то слышал от Пьетро Траполино Падуанского
(2), нашего общего наставника, объяснение этих явлений, каковое
он, правда, приписывал Альберту, а именно что заклинания и знаки
суть орудия небесных тел, так что от них исходит возможность подобных
действий. Однако ты добавил, что это тебя никак не убеждает, как
потому, что в таком случае подобный эффект могли бы производить
все подобные слова и знаки, что крайне невероятно, так и потому,
что неясно, каким образом небесные тела могут запечатлеваться в
словах и знаках и производить посредством их этот результат. И тогда
возникает вопрос, всегда ли они так запечатлеваются или лишь иногда;
но мы знаем, как это известно из опыта, что не всегда, но только
от случая к случаю. Более того, заклинания сами по себе воздействуют
только на слух, здесь же, когда происходит заболевание или исцеление,
изменению подвергаются ощущение и осязание. Знамения же суть качества
либо количества в качестве, из них ни одно само по себе не является
действующим началом, как говорит Комментатор в IV книге “Физики”
(3): какой же активностью они могут обладать?
Стало
быть, есть нечто иное, силою чего все это может происходить, и что,
как он сказал, запечатлевается от небесного тела. Это, очевидно,
и есть первая сила. Если это происходит от небесного тела, то, вероятно,
не при любом его местоположении, ибо не при любом местоположении
Луны происходят приливы и отливы. А мы видим, что такие люди совершают
подобные действия в любое время. Стало быть, это происходит не от
воздействия небесных тел. Иначе получилось бы, что в нашей власти
вызывать воздействия небесных тел и отклонять их, так же как в нашей
власти произносить заклинания и делать знаки, а это очевидно не
согласуется с истиной. Поэтому тебе представляется, что перипатетики
должны тут пребывать в великом сомнении. Просвещеннейший муж, ты
поставил вопрос, весьма похвальный и достойный твоего ума, но, право,
непосильный для моих плеч: поскольку у Аристотеля об этом сказано
очень мало или, вернее, ничего, трудно сказать, что именно он думал
об этом. Добавь к этому, что многие покушались разрешить этот вопрос,
но оказались в смешном положении.
Поэтому
я опасаюсь, как бы мне, если я попытаюсь это сделать, не показаться
наглецом и еще более смешным, чем они. Но поскольку нас связывает
давняя и прочная дружба, то даже и с риском подвергнуться такой
опасности я попытаюсь тебе угодить, дабы не нарушить долг дружбы.
И если я (чего опасаюсь) не сумею как следует ответить по существу,
мне достаточно будет удовлетворить твое любопытство. Ведь ты не
требуешь, чтобы я открыл тебе, что думал об этом Аристотель (ибо
это превышает мои силы), но чтобы я по возможности объяснил, что
я сам думаю относительно взглядов Аристотеля.
Болонья,
24 июля 1520 г.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|