Список авторовНачальная страницаБиографияСочиненияБиблиографияИсследования-комментарии-ссылки
 

Пьетро Помпонацци

Трактат о бессмертии души

ПРИМЕЧАНИЯ

“Трактат о бессмертии души” Пьетро Помпонацци был впервые издан в Болонье в 1516 г.; вторым фактическим изданием явилась публикация его в составе сборника полемических сочинений доминиканца Бартоломео да Спина, который полностью воспроизвел текст книги Помпонацци, разбив его на части и сопроводив обличительными толкованиями и возражениями: Spina В. Opuscola. Venezia, 1519.

В 1525 г. Помпонацци включил трактат в большой, итоговый сборник своих произведений: Pomponazzi P. Tractatus acutissimi, utillissimi et mere peripatetici. Venezia: arte et sumptibus heredum 0. Scoti, 1525, Позже появились анонимные издания трактата без указания места выхода и имени издателя, с ложным .указанием даты (1534 г.), в действительности опубликованные в XVII — первой половине XVIII в., которые более или менее верно воспроизводят текст прижизненных изданий. Таким образом, только издания 1516 и 1525 гг. имеют текстологическое значение.

Для настоящего перевода использовано новейшее научное издание: Pomponazzi P. Tractatus de immortalitate animae /A cura di G. Morra. Bologna, 1954. При переводе учитывались серьезные текстологические замечания, высказанные в критической статье крупнейшим знатоком наследия Помпонацци Бруно Нарди: Nardi В. Di una nuova edizione del “De iinmortalite animae” del Pomponazzi//Rassegna di Pilosofia. V. IV. F. II. 1955. P. 149—174. Были учтены также и переводы трактата на итальянский (в названном издании 1954 г.), английский и польский языки: The Renaissance Philosophy of Man/ed. by E. Cassirer, P. 0. Kristeller, J. H. Bandall Jr. Chicago, 1948; Pomponazzi P. 0 niesmertelnosci duszi / Z original u lacinskiego przelozila M. Cy-towska; opracowal... L. Szcucki, Warszawa, 1980.

При подготовке комментариев к “Трактату о бессмертии души” использованы примечания в итальянском, американском и польском изданиях, а также рекомендации Б. Нарди в вышеуказанной рецензии и новейшая научная литература о Помпонацци; в частности, принят во внимание совет Нарди указывать при ссылках на Аверроэса соответственно книгу комментируемого им сочинения Аристотеля и номер комментария.

Трактат “О причинах естественных явлений или о чародействе” из цензурных соображении не предназначался автором для печати и первоначально получил распространение только в рукописях. Его полного научного издания до сих пор не существует. Поэтому в основу перевода было положено второе из базельских изданий (первое вышло в 1556 г.), подготовленных итальянским эмигрантом, приверженцем Реформации, врачом Гульельмо Гратароли: Pomponazzi P. Opera: De naturalium effectuum causis, seu de incantationibus liber; De Fato, libero arbitrio, praedestinatione, providentia Dei libri V. Basel, 1567. В издании немало опечаток и ошибок, порой искажающих текст; там, где удалось установить правильный текст, даны пояснения в примечаниях. Кроме того, как установлено итальянской исследовательницей М. Дони, издатель текста Г. Гратароли в ряде случаев менял и дополнял текст, исходя из своих реформационных воззрений. Уточнения, внесенные М. Дони по рукописям, учтены при подготовке настоящего перевода, равно как и осуществленное ею научное критическое издание последней главы трактата: Doni М. II “De incantationibus” di Pietro Pomponazzi e 1'edizione di Guglieimo Grataroli // Rinascimento: Bivista dell'Istituto Nazionale di Studi sul Binascimento. Seconda serie. Vol. XV. Firenze, 1975. P. 183—230.

В переводе в круглых скобках приводится авторский текст П. Помпонацци, заключенный им в скобки или нуждающийся в обособлении; в квадратных скобках даются слова, отсутствующие в оригинале, но необходимые для правильного понимания текста.

В работе над переводом и комментированием трактата “О причинах естественных явлений или о чародействе” был учтен частичный (с большими и часто не обоснованными пропусками, замененными кратким пересказом содержания) французский перевод Анри Бюссона: Pomponazzi P. Les causes des merveilles de la nature on les enchantements / Premiere traduction francaise aves une introduction et des notes par Henri Bnsson. Paris, 1930.

В примечаниях к трактатам П. Помпонацци указаны источники цитат и ссылок, которыми насыщены публикуемые тексты; иногда дополнительно указаны и другие источники, где изложена приводимая в тексте - мысль, а также в отдельных случаях даны но возможности краткие фактические и теоретические разъяснения, необходимые для понимания мысли автора. Все ссылки на античных авторов, Библию, комментарии Аверроэса, сочинения ряда средневековых философов и богословов даются, как правиле, без указания конкретного издания, по системе, принятой при их Цитировании в мировой и отечественной научной литературе. Тексты, имеющиеся в научных переводах на русский язык, сверены с этими переводами и, как правило, воспроизводят их. Имена переводчиков указаны только для стихотворных текстов. Однако, когда Помпонацци пользовался средневековыми иди ренессансными переводами греческих авторов, расходящимися с новейшими научными русскими переводами, эти отличия сохранялись. В необходимых случаях (отсутствие четких делений текста, отсутствие или недоступность новых изданий) дается ссылка на издания XV—XVII вв. В самих примечаниях выходные данные изданий в случае их повторного упоминания не приводятся, а указываются лишь названия произведении, в том числе собрания сочинений, с указанием года издания, тома и страницы (листа). Ниже приводится перечень использованных при комментировании изданий, на которые в примечаниях даются сокращенные ссылки.

Albertus Magnus. Opera quae hactenus haberi potuerunt. Ly-on, 1651. Т. 1-21.

Albertus Magnus. De animalibus libri XXVI nach der Coiner Urschrift / Herausgegeben von H. Stadler. Munchen, 1916—1920. Bd. 1—2.

Albertus Magnus. Liber mineralium. Oppenheim, 1518. Aristoteles. Opera omnia cum Averrois Cordubensis Commen-tariis. Venezia: apud Juntas, 1550—1552. Т. 1—11.

Aristoteles. Opera omnia cum Averrois Cordubensis Commen-tariis. Venezia: apud Juntas, 1562. Т. 1—11.

Averroes (Ibn-Rushd). Averrois Cordubensis Commontarium Magnum in Aristotelis De Anima libros / Recensuit F. Stuart Craw-ford. Cambridge, Mass., 1953.

Dionysius Areopagita. Opera. Paris: per H. Stephanum, 1515. Ficino M. Theologie Platonicienne de 1'immortalite des ames / Texte critique etabli et traduit par B. Marcel. Paris, 1964—1970. Т. 1—3.

Galenus Claudius. Opera. Basel, 1542. Т. 1—8. Patrologiae cursus completus / Ed. J.-P. Migne. Paris, 1844— 1866. Series graeca. Vol. 1—162 (PG). Series latina. Vol. 1—221 (PL).

Petrus de Abano. Conciliator differentiarum philosophorum et praecipue medicorum. Venezia: Johannes Herbert, 1483. Ptolomeas Claudius. Centum sententiae. Roma, 1540.

Thomas Aquinas. Opera omnia. Antwerpen, 1612. Т. 1—18.

Thomas Aquinas. Opera omnia/Ed. Leonina. Roma, 1882— 1906. Т. 1—12.

Thomas Aquinas. Summae de veritate catholicae fidei contra gentiles quae supersunt / Cura et studio P. A. Uccellii. Roma, 1878.

Изучение философского наследия Пьетро Помпонацци переводчик начинал при 'поощрительном внимании своего учителя Матвея Александровича Гуковского (1898—1971); чтением и комментированием “Трактата о бессмертии души” и сопутствующих текстов занимались в начале 1970-х гг. участники историко-философского семинара при Ленинградском отделении Института истории АН СССР, в том числе М. Г. Логутова, H. И. Николаев, В. И. Мажуга, Ю. П. Малинин; в работе над переводом и комментарием существенную помощь своими консультациями оказали А. К. Гаврилов, А. И. Зайцев, И. И. Николаев, И. X. Черняк; вся работа над этой книгой была бы невозможна без постоянного содействия сотрудников отечественных книгохранилищ — всем им переводчик выражает глубочайшую признательность.

А. X. Горфункель

Трактат о бессмертии души

Посвящение

1. Контарини, Маркантонио Флаво (1485—1546), ученик Помпонацци, венецианский дипломат и политический деятель, был близок к ученым кругам Венеции и Падуи, написал “Моральное зерцало философов” и (не дошедший до нас) комментарий к “Политике” Аристотеля; позднее, будучи подестой Падуи, покровительствовал анатомическим исследованиям Андрея Везалия.

Предисловие

2. Джироламо Натале да Pasysa, монах-доминиканец, ученик Помпонацци, в 1511—1512 гг. составил в Болонье конспект лекций Помпонацци по XII книге “Метафизики” Аристотеля.

3. Аристотель. О небе, 282b 5 сл.

Глава I

4. Аристотель. О душе, II, 4—5.

5. Аристотель. О возникновении животных, 736b 22 cл.

6. Аристотель. О частях животных, 641b 4 cл.

7. Аристотель. О возникновении животных, 736b 27 cл.

8. Пс.8, 6.

Глава III

9. Аристотель. О небе, 269а 1—2; Аверроэс. Комментарий “О небе”, I. 7; Аристотель. О возникновении и уничтожении, ЗЗ0а 31 ел.; Метафизика, 1057b 26 cл.; Аверроэс. Сборник//Сочинения. 1560. Т. IX. Л. 17 об.

10. Аверроэс. О душе, III, 5, 565—604. По мнению современного исследователя философии Ибн-Рушда, “дело у него идет лишь о единстве человечества с точки зрения сути его бытия, т. е. в отношении присущности ему разумной души, которая выступает в данном случае как общая форма... и в качестве таковой подобно всем общим формам обладает вечным непреходящим бытием” (см.: Сагадеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). M., 1973. С. 123).

11. Платон. Тимей, 69с cл.

12. Аристотель. Метафизика, 1034а 7—8; 1069b 30; 1074а 33 cл.; О душе, 414а 25 cл.

 

 

Глава IV

13.Фома Аквинский. О единстве разума против аверроистов, гл. 5, 7, 12, 25; Свод богословия, I, 76, 2; Свод против язычников, II, 73; Вопрос о душе, 2—3.

14.Аверроэс. О душе, I, 12, 65—69.

15.Аристотель. О душе, 403а 8—9.

16.Аристотель. О душе, 431 а 16—17.

17.Аверроэс. О душе, III, 39. Цитата не точна.

18. “Интеллигенции” — в средневековой перипатетической философии и космологии — вечные неподвижные духовные сущности, двигатели небесных сфер, передающие движение от Перводвигателя — бога через небесные тела вещам земного, подлунного мира. Ср.: Аристотель. Метафизика, 1073а 25 cл.: “Необходимо, чтобы каждое из этих движений [планет] вызывалось самой по себе неподвижной и вечной сущностью”. Старший современник Помпонацци магистр богословия Парижского университета Педро Гарсиа писал в своем трактате против “Апологии” Дж. Пико делла Мирандолы: “Философы полагают, что интеллигенции совершенно неподвижны и невместимы, как сами по себе, так и акцидентально. Ибо они считают, что интеллигенция есть некая сущность, лишенная всякой материи и материальных условий, и что она движет сферу посредством приданной сфере души, как одушевленную и желаемую. И поэтому она не обладает никаким местоположением или отношением к телу, так как, согласно их мнению, не действует посредством некоего тела. Кроме того, они говорят, что небесные тела одушевлены и что число интеллигенции точно соответствует числу движений небесных тел”. Это мнение П. Гарсиа считал, ссылаясь на Фому Аквинского, “совершенно еретическим”, так как из него следовало отрицание существования иных нематериальных сущностей, т. е. демонов и ангелов, на чем в значительной мере основывается аргументация в ^трактате П. Помпонацци “О причинах естественных явлений или о чародействе” (Garcia P. Determinationes magistrales contra conclusiones apologales Johannis Pici Mirandulae. Roma: Eucharius Silber, 1489. F. b3—b4).

19.Аверроэс. О душе, III, 19, 62—64.

20.Аверроэс. О душе, III, 5. 662—683.

21.Аристотель. Физика, 252b 24 cл.; О небе, 292а 20 cл.; Метафизика, 1073а 20 cл.

22. Аверроэс. О субстанции мировой сферы, 2; Метафизика, XII, 36.

23.Аристотель. О частях Животных, 641b 33 cл.

24.Аристотель. Метафизика, 1073а 20 cл.

25. Аристотель. Физика, 194Ь 9 сл.

26. Аверроэс. О душе, I, 2, 28—29; Метафизика, XII, 36.

27. Аристотель. О частях животных, 641b 33 cл.

28. Аристотель. О душе, 403а 8—9.

29. Аристотель. О душе, 429а 24—28.

30. Аристотель. О душе, 403а 8—9.

31. Аристотель. О душе, 429а 18—28.

32. Аристотель. О душе, 403а 4—10.

33. Аристотель. Вторая аналитика, 78b 20—21.

34. Аристотель. Метафизика, 1055b 37 cл.; Аверроэс. О небе, III, 56; Боэций. О гипотетическом силлогизме // PL. Т. 64, 873 cл.

35. Аверроэс. О душе, III, 36, 591—622.

36.Платон. Государство, 598с — d.

37.Аристотель. Никомахова этика, 1177а 13—25.

38. Аристотель. Никомахова этика, 1181b 13—23.

39. Аристотель. Физика, 194b 11 cл.

Глава V

40. Аверроэс. О душе, III, 1, 21—23.

41. Платон. Алкивиад I, 129е — 130а.

42. Аристотель. Никомахова этика, 1166а 23—24: “Между тем каждый — это, пожалуй, его понимающая часть, или прежде всего она”.

Глава VI

43. Фома Аквинский. Свод богословия, I, 76, 2.

44. Аристотель. О душе, 414b 31—32.

Глава VII

45. Фома Аквинский. Свод богословия, I, 75—76.

46. Аристотель. О душе, 429а 15 cл.

47. Платон. Тимей, З6е — 37а.

48. Аверроэс. О душе, III, 4, 62—76; II, 138, 25—61.

49. Аристотель. О небе, 271а 33.

50. Аристотель. О частях животных, 641b, 4 cл.; О возникновении животных, 736b 27 cл.

  1. Аристотель. Физика, 194b 11 cл.
  2. Аристотель. Физика, 194b 12—13.
  3. Аристотель. Метафизика, 1070а 23—24: “Движущие причины предшествуют тому, что вызвано ими, а причины в смысле формы существуют одновременно с ним”.
  4. Аристотель. О возникновении животных, 736b 27—28.
  5. Аристотель. О возникновении животных, 736b 23: “Остается только разуму входить извне и ему одному быть божественным, ибо его деятельность не имеет ничего общего с телесной деятельностью”.
  6. Аристотель. Метафизика, 1070а 24 cл.: “А остается ли какая-нибудь [форма] и впоследствии — это надо рассмотреть. В некоторых случаях этому ничто не мешает; например, не такова ли душа — не вся, а ум (чтобы вся душа оставалась — это, пожалуй, невозможно)”.
  7. Глава VIII

  8. Аристотель. Физика, 184b 10—11; 240а 23—25.
  9. Аристотель. О душе, 431а 15—17: “Размышляющей душе представления как бы заменяют ощущения... поэтому душа никогда не мыслит без представлений”.
  10. Аристотель. О душе, 403а 8—10.
  11. Аристотель. О душе, 432а 8—9.
  12. Аристотель. О душе, 403а 8—10.
  13. Аристотель. О душе, 412Ь 5—6: “Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего органами”.
  14. Фома Аквинский. Свод против язычников, II, 51: “Если бы разумные сущности такого рода были формами, из этого следовало бы, что мыслят не они сами, но [сущности], состоящие из них и из материи”. Ср. также: Свод богословия, I, 51, 1: “Существуют некие совершенно разумные субстанции, не нуждающиеся в обретении знания от чувственных вещей; стало быть, не все разумные субстанции соединены с телом, но некоторые отделены от тел, и их мы называем ангелами”.
  15. Аристотель. Физика, 252а 10—19.
  16. Аристотель. Истории животных, 577b 23 cл.
  17. Aeeppoэc. Парафраз к трактату о сне и бодрствовании// Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. З6 об- 37.
  18. Аристотель. Никомахова этика, 1096Ь 3—5: “К тому же [благо само по себе] не будет благом в большей степени, [чем частное благо], даже оттого, что оно вечное, раз уж долговечный белый предмет не белее недолговечного”.
  19. Аристотель. О душе, 430а 22—25: “Ведь этот ум не таков, что он иногда мыслит, иногда не мыслит. Только существуя отдельно, он есть то, что он есть, и только это бессмертно... ум же, подверженный воздействиям, преходящ и без деятельного ума ничего не может мыслить”.
  20. Аристотель. Метафизика, 1031а 28 сл.; 1041b И—33.
  21. Платон. Алкивиад, I, 129е— 130а,
  22. Аристотель. Метафизика, 1074а 33—34.
  23. Аристотель. Физика, 193Ь 8; 194b 13; 275b 10. Ср. также: Аверроэс. Физика, VIII, 46.
  24. Аристотель. Физика, 250b 11.
  25. Аристотель. О небе, 282b 5 cл.
  26. Аристотель. О небе, 282а 27—29.
  27. Аристотель. Никомахова этика, 1100a 10—1101b 9.
  28. Фома Аквинский. Комментарий к “Никомаховой этике”, III, лекция 2 (а не лекция 1); ср.: Аристотель. Никомахова этика, 1110а 26—27.
  29. Фома Аквинский. Объяснение Апостольского Символа веры, 14//Сочинения. 1612. Т. 17. Л. 70об.—71.
  30. Глава IX

  31. Аверроэс. О душе, III, 5, 32—51.
  32. Аристотель. О душе, 424а 16—19.
  33. Аверроэс. О душе, III, 6, 44—68; Парафраз книги “О чувстве и ощущаемом” // Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. 13—17.
  34. Аристотель. Физика, 252а 11—12: “Однако Нет ничего беспорядочного в том, что существует но природе и согласно с ней, так как природа — причина порядка для всех вещей”.
  35. Пс. 8, 6-9.
  36. Aристотель. Q душе, 403а S—Q; 427b 14 ел.; 429а 26—27; 431а 8-17.
  37. Аристотель. О небе, 292b 25—30; Метафизика, 1074а 17—31.
  38. Александр Афродисийский. О душе (Supplernentum Aris-totelicum. Berlin, Г887. Т. II, 1; Р. 27).
  39. Аверрoэс. О субстанции мировой сферы, 2.
  40. Аристотель. О душе, 403а 8—9.
  41. Аристотель. Метафизика, 1073а 30—34.
  42. Аристотель. О душе, 431а 16—17.
  43. Аристотель. Физика, 240b 8; 241а 26.
  44. Аристотель. Метафизика, 993b 9—11.
  45. Аристотель. О возникновении животных, 761Ь 22; см. также: Аверроэс. О небе, I, 16; II, 32, 42, 49; Метафизика, XII, 44; О субстанции мировой сферы, 2.
  46. Аверроэс. О душе, II, 60, 25—38.
  47. Аристотель. Метафизика, 997b 9—10; 1074b 1—13.
  48. Фома Аквинский. Свод против язычников, II, 79. Фома ссылается на приписываемый в средние века Григорию Нисскому трактат “О душе”, проповедь 1; в действительности это сочинение христианского неоплатоника V в. Немезия “О природе человека” (PG. Т. 40. Стб. 572; Т. 45. Стб. 205).
  49. Аристотель. Физика, 194b 13.
  50. Аристотель. О частях животных, 641а 33 cл.
  51. Аристотель. Физика, 198а 27—31.
  52. Аристотель. О частях животных, 641а 33 cл.
  53. Аристотель. О .небе, 279Ь 20—21.
  54. Платон. Законы, 893е — 894а; но точнее: Государство, 546а: “Всему, что возникло, бывает конец”.
  55. Аристотель. Метафизика, 1070а 24 cл.
  56. Аверроэс. Метафизика, XII, 3; ср.; Аверроэс. О душе, III, 36, 58-113.
  57. Аристотель. О небе, 279b 20—21.
  58. Аристотель. Метафизика, 1072b 14—17.
  59. Аристотель. О частях животных, 656а 7—8: “Он или один только из всех известных нам животных сопричастен божественному, или по крайней мере больше прочих”.
  60. Аристотель. Метафизика, 1074b 3 ел. (латинский перевод, использованный Помпонацци, отличается от новейшего русского перевода).
  61. Аристотель. Метафизика, 1072b 28—30.
  62. Аристотель. О душе, 429а 1—2.
  63. Aристотель. Метафизика, 1074b 25—26: “Ум мыслит самое божественное и самое достойное и не подвержен изменениям”.
  64. Аристотель. О душе, 431а 16—17; 431b 2—5,
  65. Аристотель. О душе, 403а 8—9.
  66. Аристотель. О душе, 431b 17 cл.
  67. Аверроэс. О душе, III, 36, 214—220.
  68. Аристотель. О душе, 431b 18—19.
  69. Фома Аквинский. Комментарий к “Метафизике”, IX, 11.
  70. Фома Аквинский. Комментарий к книге “О душе”, III, 12.
  71. Аристотель. Метафизика, 1051b 15 — 1052а 4.
  72. Аристотель. Метафизика, 993b 9—11.
  73. Фома Аквинский: Свод против язычников, III, 48: “И так как Аристотель видел, что человек в этой жизни обладает лишь знанием, постигаемым путем созерцательных наук, он полагал, что человек достигает не совершенного счастья, но лишь доступного ему”.
  74. Аристотель. Никомахова этика, 1177а 12—20.
  75. Глава Х

     

  76. Аристотель. Софистические доказательства, 167а 7 cл.
  77. Аристотель. О душе, 429а 28—29; 431а 16—17.
  78. Аристотель. О душе, 418b 26—27; 429а 13 cл.
  79. Аверроэс. О душе, III, 4, 35—53; III, 5, 27—54; III, 5, 556-565.
  80. Аристотель. О душе, 429а 27—28.
  81. Аристотель. Никомахова этика, 1111b 22—23.
  82. Аристотель. Истории животных, 491b 28 cл.; Метафизика, 993b 9 cл. (у Аристотеля сравнение не с совой, а с летучими мышами).
  83. Аристотель. Метафизика, 1052а 2—4: “И истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет здесь и заблуждения, а есть лишь незнание, не сходное со слепотой: ведь слепоту можно сравнить о тем, как если бы кто не был наделен мыслительной способностью вообще”.
  84. “Совокупление” человеческого разума (потенциального разума) с действующим (Богом) рассматривалось в аверроистcкой философии как высшая цель мыслительной деятельности человека и высшее счастье. П. Помпонацци в своих лекциях высмеивал аверроистов, “которые постоянно обедают с Богом” (Nardi В. Saggi sullaristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI. Firenze, 1958. P. 106. n. 27).

 

Глава XI

132. Аристотель. О душе, 430а 6—7; 429b 14—18.

Глава XII

133. Аристотель. О частях животных, 656а 7—8; ср. также: 645а 16 cл.

134. Аристотель. О частях животных, 686а 27 cл.

135. Аристотель. О душе, 415а 28 cл.

136. Аверроэс. О небе, II, 49.

137. Псевдо-Аристотель. О причинах свойств элементов, I// Сочинения. 1562. Т. 7. Л. 204 об.— 211 об.

138. Аристотель. Физика, 224а 21 cл.

139. Аристотель. О душе, 403а 5—9; Метафизика, 993b 10—11; 1052 а 2-4.

140. Плиний Старший. Естественная история, VII. Предисловие.

141. Платон. Государство, 571а — 580а.

142. Аристотель. Политика, 1312а 40 cл.; 1316а 25 cл.

143. Фома Аквинский. Свод богословия, I, 84, 7.

144. Фома Аквинский. Свод богословия, I, 84, 7; I, 85, 2.

145. Аристотель. Первая аналитика, 40а 1—2.

146. Аристотель. Первая аналитика, 81b 2 cл.; Вторая аналитика, 92а 37—38.

147. Порфирий. Введение, 8.

148. Аристотель. О душе, 417b 22 cл.; 430а 6—7.

149. Аристотель. Физика, 212а 17.

 

Глава XIII

150. Аристотель. Никомахова этика, 1097а 15 сл.

151. Аристотель, Физика, 197b 8—9.

152. Аристотель. Никомахова этика, 1097b 3 cл.; Боэций. Об утешения философией, II, 4 cл., III, 2 cл.; Фома Аквинский. Свод против язычников, III, 27 cл.

153. Аристотель, Никомахова этика, 1139а cл., 1077а 12 cл.

154. Аристотель. Никомахова этика, 1110а26сл., 1169а18—27.

155. Платон. Федон, 63b — с; Законы, 727с.

156. Фома Аквинский. Комментарий к “Этике”, III, 2; Объяснение Апостольского Символа веры, 14.

157. Иероним. Письма, 39, 2 (в русском переводе письмо 38): “Бог благ, и все, что делает благий, по необходимости должно быть ко благу” // Иероним. Творения. Киев, 1879. Ч. 1. С. 131.

158. Аристотель. О дивинации во сне, 462b 14 cл. Помпонацци объединяет под одним названием несколько трактатов.

159. Платон. Законы, 865d — е.

160. Платон. Государство, 614b cл.

161. Плиний Младший. Письма, VII, 27, 5—11.

162. Цицерон. О дивинации, I, XXVII, 57. Рассказ, приведенный Цицероном, принадлежит не Посидонию, а Валерию Максиму (I, 7, 10). Другой рассказ Посидония приводится Цицероном там же (I, XXX, 64).

163. Цицерон. О дивинации, I, XXVII, 56.

164. Аристотель. Никомахова этика, НООа 18 ел,

165. Псевдо-Аристотель. Экономика, II, 1 (а не 2)//Сочинения. 1562. Т: 3. Л. 318 об.

166. Платон. Письма, II 311с—d.

Глава XIV

167. Аристотель. Метафизика, 995а 1—6.

168. Аристотель. Метафизика, 994b 9 cл.

169. Аристотель. Истории животных, 511b 1 cл.; 520b 10 cл.

170. Аристотель. Истории животных, 486а 6 cл.; Гален. О назначении частей человеческого тела, I, 1—11.

171. Платон. Тимей, 29е — 39а.

172. Аристотель. Метафизика, 993b 1 cл.

173. Аристотель. Риторика, 1354а 3—4.

174. Платон. Государство, 420b cл.; Аристотель, Никомахова этика,1140а 24.

175. Аристотель. Никомахова этика, 1177b 27 cл.; Платон. Тимей, 47а — b.

176. Аристотель. Истории животных, 588а 29 cл.

177. Платон. Государство, 442с — 443с; Аристотель. Политика, 1292а 5 cл.

  1. Аристотель. Никомахова этика, 1144b 32—1145а 2.
  2. Аристотель. Риторика, 1394b 21—22 (цитата из неизвестного трагика).
  3. Аристотель. Никомахова этика, 1100а 35—1101a 5.
  4. Аристотель. Топика, 117а 8—9: “А если следствия той и другой [вещи] плохие, тогда предпочтительнее та, из которой следует плохое в меньшей степени”; Никомахова этика, 1119а 22—23.
  5. Платон. Государство, 609с.
  6. Аристотель. Никомахова этика, кн. IX (а не I), 1169а 18—26: “Год прожить прекрасно [предпочтительнее для него], чем много лет как придется”. В кн. I, 1096Ь 3 cл.: “К тому же [благо само по себе] не будет благом в большей степени, [чем частное благо], даже оттого, что оно вечное”. Ср. кн. IX, 1170а 23: “Но ни плохую жизнь, ни растленную, ни жизнь в страданиях не следует принимать во внимание”.
  7. Платон. Федон, 63а — с; Государство, 608с — е; Критий, 47d — е.
  8. Платон. Государство, 582а ел.; Аристотель. Никомахова этика, 1170а 8—10.
  9. Платон. Апология Сократа, 40с—40е (цитата не точна).
  10. Фома Акеинский. Объяснение Апостольского Символа веры, 14.
  11. Аристотель. Истории животных, 626а 13 cл.
  12. Вергилий. Георгики, IV, 67 (пер. С. Шервинского). Заметим, что для маитуанца Пьетро Помпонацци мантуанец Вергилий — “наш”, т. е. землях.
  13. Аристотель. Истории животных, 630b 31 cл.
  14. Аристотель. Никомахова этика, 1100а 32—1101a 21.
  15. Платон. Апология Сократа (не Критон), 41d.
  16. Аристотель. Никомахова этика, 1166b 5—29 (кн. IX, а не VII).
  17. Аристотель. Проблемы, XXX, 11 (не 10!), 956b 16—17.
  18. Диоген Лаэрций, V, 1, 20.
  19. Платон. Государство, 334с.
  20. В изданиях сочинений Аристотеля XV в. пролог Аверроэса к книге III “Физики” не печатался; в венецианских изданиях XVI в. он перенесен в комментарий 60 к книге I. П. Помпонацци излагает свои взгляды на соотношение богословия и философии в лекции о Прологе Аверроэса к книге III “Физики” Аристотеля, читанной в Болонье в 1514 г. (Nardi В. Studi su Pietro Poraponazzi. Firenze, 1965. Р. 129—148; см. также предисловие к настоящему изданию).
  21. Аристотель. Метеорологика, 373b 8—9.
  22. Аристотель. О сне и бодрствовании, 460b 3.
  23. Даниил, 14, 2 cл.
  24. Вергилий. Георгики, I, 469—480 (пер. С. Шервинского).
  25. II Маккав. 5, 1—4.
  26. Аристотель. Метафизика, 1074а 14—31.
  27. Аристотель. Физика, 254b 7—256b 3; Метеорологика, 339а 21-32.
  28. Фома Аквинский. Вопрос о чудесах, 3 и 10.
  29. Аристотель. Метеорологика, 339а 21 cл.
  30. Фома Аквинский. Комментарий к книге “О небе”, II, 14, 11.
  31. Александр Афродисийский. О фатуме, 17.
  32. Александр Афродисийский. О фатуме, 17.
  33. Аристотель. Истории животных, 522а 13 cл.
  34. Аристотель. Физика, 198b 35—36; 252а 11—12.
  35. Фома Аквинский. Свод богословия, I, 51, 2.
  36. Пьетро д’Абано (ум. 1315), врач и философ, один из основателей Падуанской философской школы, именовался Примирителем по названию главного своего сочинения — “Примиритель разногласий философов и врачей”.— См.: Пьетро д'Абано. Комментарий к “Проблемам” Аристотеля, XI, 27 (Petrus de Abano. Expositio in libruin Problematum Aristotelis. Venezia, 1482). В библиотеках СССР данного издания обнаружить не удалось.
  37. Платон. Менон, 99c; Аристотель. Проблемы, XXX, 1 954а 36—37.
  38. Пьетро д'Абано. Комментарий к “Проблемам” Аристотеля, XXX, 1, 3 (см. примечание 213).
  39. Аверроэс. О дивинации во сне//Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. 37.
  40. Платон. Законы (не Государство), 729е — 730а.
  41. Аристотель. Историй животных, 618b 13 cл.
  42. Платон. Законы, 828b.
  43. Аристотель. Истории животных, 496b 25 cл.; 559b 20; 608а 10 cл.
  44. Аристотель. Никомахова этика, 1100а 16 cл.
  45. Платон. Государство, 331е.
  46. Аристотель. О душе, 427а 25—26.
  47. Сенека. Письма, 54; Диалоги, VI, 19, 4 cл.; VI, 23, 1 cл.
  48. Первый стих двустишия: Гораций. Послания, I, 16, 52. Второй стих в средневековых рукописях приписывался Горацию и вошел под его именем в сборник изречений XV—XVI вв. (Boort Н. Fasciculus moruin ex approbatorum poetarum auctoritatibus collectus. [Deventer], ca 1495. F. 7 v.).
  49. Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 7.
  50. Известное изречение о человеке — великом чуде из позднеантичного неоплатонического “герметического” свода (сочинений, надписанных именем Гермеса Трисмегиста — Триждывеликого) цитирует Джованни Пико делла Мирандола в “Речи о достоинстве человека” (см.: Эстетика Ренессанса. М., 1981. В 2-х томах. Т. I. С. 248—265). Видимо, ее имеет в виду Помпонацци.
  51. Аристотель. Никомахова этика, 1150а 7—8: “Ведь порочный человек натворит, наверно, в тысячу раз больше зла, чем зверь”.
  52. Глава XV

  53. Платон. Законы, 641d.
  54. Платон. Менексен (у Помпонацци ошибочно: Государство), 237d.
  55. Евр. 1, 2.
  56. Фома Аквинский. Свод против язычников, I, 6; IV, 3.
  57. Иоанн Дунс Скот. Оксфордский комментарий к четырем книгам Сентенций [Петра Ломбардского], Пролог, 2.
  58. Иоан.1, 9.
  59. Иоан. 14, 6.
  60. Матф. 25, 34.
  61. Матф. 25, 41.
  62. Аристотель. Первая аналитика (не Вторая аналитика, как у Помпонацци!), 46а21 cл.; Никомахова этика, 1094b 11—12.
  63. у Помпонацци употреблено не более привычное “christiani”, a “christicoli” — последователи или почитатели Христа. Данное словоупотребление, вообще принятое у западных отцов церкви, как кажется, связано у Помпонацци с аверроистской трактовкой религии в качестве “Законов” и христианства как одной из исторических религий.
  64. Аристотель. Политика, 1287b 1—3.
  65. Иероним. Письма, 53 (к Павлину), 4. В русском издании (Иероним. Творения. Киев, 1879. Ч. 2. С. 78) — письмо 50.
  66. Августин. О граде Божием, XXII, 29.
  67. Григорий Великий. Диалоги, II, 32 и IV, 1.
  68. Платон. Апология Сократа, 40с сл.
  69. Платон. Тимей, 29с — d.
  70. Фома Аквинский. Свод богословия, II, 2, 1, 3.
назад

 

Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии души”, “О причинах естественных явлений”М.: Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.

 


Возврат:  [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]


Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004