Джанноццо Манетти
Речь,
составленная Мессером Джаноццо Манетти и произносимая другими перед
высокой синьорией и ректорами во дворце, в коей они побуждаются
управлять справедливо
Любите
справедливость, судьи земли, почтенные ректоры, мессер подеста3
и мессер капитан народа4, христианнейшие и достойнейшие
капитаны партии гвельфов5, великодушные десять свободы
6, благоразумнейшие шесть торговли7 и остальные
советники. По воле наших славных и могущественнейших синьоров, которые
занимают должности гонфалоньеров компаний8, я пришел
сюда держать речь согласно обычаю, установленному нашими предками.
Выступать я буду на вольгаре, чтобы проявить должное почтение в
отношении славных и могущественнейших членов Синьории и подчиниться
их суждению и исправлениям, в которых, надо думать, буду нуждаться.
Ведь полагается, чтобы сегодня утром выступали люди ученые, обладающие
памятью, умом и красноречием, чего я лишен, поскольку ведь перед
вами человек необразованный.
Любите
справедливость, судьи земли. Поскольку мы будем говорить об этой
знаменитой и необходимой добродетели справедливости, которой держится
небо и управляется земля и ад, прежде всего нам следует знать, что
есть справедливость сама по себе. Она является не чем иным, как
вознаграждением добра и наказанием зла, что н делает господь наш
бог; но вознаграждение дается им по милости, а наказание дается
с состраданием. Далее, необходимо знать, где эту справедливость
следует проявлять и каковы должны быть ее служители. Древние мудрецы,
как сообщают, предполагали, а верховный князь философов Аристотель
доказал, что существуют три законных типа государственного устройства,
которыми управляется род человеческий: первым и наиболее достойным
из них является монархия, вторым --- правление лучших людей, третьим
— демократия. Он говорил также, что монарху надлежит прежде всего
и больше всего заботиться о пользе тех, кем он управляет, что в
противном случае его не следует именовать монархом, но можно и должно
называть тираном. Лучшими людьми являются те, кто за добродетель
и природный ум, а также за приобретенные знания по достоинству облечены
с государстве правительственной властью и магистратурами.
В
вашем ведении находится справедливость, относящаяся к обмену и обращению
(commutativa giustitia), благоразумнейшие шесть
торговли
и другие советники, ведь строй нашего города установлен купцами
и ремесленниками, которые ведут дела не с помощью торжественных
нотариальных документов, но на основе простых записей в своих книгах,
и вам нет необходимости вникать в право цехов и корпораций (quantita),
как делают судебные инстанции в отношении гражданского права. И
да будет вашей целью чистая и простая истина. Я хочу в этой связи
напомнить вам пример, который приводит пророк Исайя: однажды, когда
вместе собралось много образованных молодых людей, их спросили,
что превыше всего. Одни сказали — царь, другие — женщина, третьи
— вино; и все аргументировали своими примерами и доводами. Один
же из них сказал, что превыше всего истина, которая могущественнее
царя, женщины и вина. Потому-то и говорит господь наш Иисус Христос:
Ego sum via, veritas et vita9. Исходя из этого можно
сказать, что блаженствует тот город, который оберегает господь бог
своим милосердным взором; ему он дает спокойствие, богатство, славу,
любовь соседей и расположение рода человеческого. Когда же справедливость
из-за многих страстей, произрастающих в душе человеческой, извращается,
начинается мор, наступает бесплодие матери-земли и человеку отказано
во всем, в чем он нуждается.
Другая
справедливость — распределительная (giustitia distri-butiva). Речь
идет не о распределении земельных угодий, построек или денег, но
о раздаче должностей, званий и почестей. Так как, насколько мне
известно, здесь никогда не вели речь о таковой справедливости, лишь
нравоучительно расхваливая и одобряя ее деяния, я позволю себе подробнее
остановиться на ней. Итак, я обращаю ваше внимание на то, что вам
надлежит хранить эту справедливость, великолепные и славные члены
Синьории, наши почитаемые коллеги, капитаны партии гвельфов и другие
магистраты и советники. Если бы вы отдали магистратуры в нашем городе
людям порочным, кои добивались их коварством, тогда порочные, следуя
дурному примеру, стали бы отважными и сильными, а хорошие, видя,
что в городе больше всего награждается порок и коварство, а не добродетель
и добронравие, — боязливыми и робкими. И в этих условиях они отошли
бы от руководства. государством, как сделал, по собственному признанию
в одном из писем, афинский философ Платон 10. Следует
иметь в виду, что он был вдохновителем и сторонником учения, согласно
которому каждый хороший гражданин должен участвовать в управлении
своим городом, дабы дурные граждане не заняли место хороших; и
тем не менее сам он никогда не занимал в городе никакой должности,
хотя очень часто родственники и друзья призывали и побуждали его
к этому. Поэтому будьте в высшей степени осмотрительны и не отдавайте
ваши голоса за людей порочных, чтобы число их в вашем городе не
возрастало и они не угрожали бы большими бедствиями. Ибо иначе начнутся
громкие скандалы, войны, заговоры, исход граждан, высылка их, разрушение
домов и тому подобные ужасные несчастья, о которых лучше умолчать,
так как,
пожелай я их поименовать, не хватило бы времени. Но нужно, чтобы
хорошие граждане были многочисленны и пользовались почетом, занимая
те места, где раньше сидели отцы, и не только чьи-то, но и государства.
Убедительно поучает нас в этом господь наш бог в XVIII и XIX главах
книги Бытия. Призвав Авраама, он сказал: “Дошло до меня зловоние
мерзких грехов Содома и Гоморры; посему задумал я небесным огнем
испепелить их жителей”. Сказал Авраам: “Прошу тебя, господи, не
делай этого, побереги праведных и добрых, кои живут в них”. И спросил
господь: “Сколько их?” Ответил Авраам: “Если их пятьдесят, простишь
ли ты их?” Сказал господь: “Если их сорок пять, если их тридцать,
если их двадцать, если их по крайней мере десять, я прощу всех”.
И ангелы стали искать, и не нашли они праведника, кроме Лота и его
дочерей ". Из этого видно, что праведные и хорошие люди допущены
к богу; поэтому охранители и защитники города должны находиться
не только на месте отцов, но и перед лицом всевышнего.
Но
продолжим нашу речь и разъясним, откуда проистекают эти три законные
формы правления. Начнем с той, о которой говорит Юстин, аббревиатор
Трога Помпея, известного историографа 12. Первоначально
власть над людьми была у царей. Они достигли такого высокого положения
не по милости народа, но в результате избрания добрыми людьми лучших,
прославленных своей доблестью. Желание царя для людей было законом.
Но так как цари стали развращать свои души грабежами, убийствами
и другими великими злодействами, многие города, в том числе большинство
греческих, предпочли установить правление лучших людей (оптиматов);
афиняне же и их последователи — народное. Рим сочетал в себе и то
и другое, так как наряду с сенатом, который наследовал оптиматам,
были также народные трибуны. В Венеции правление от народа перешло
к лучшим людям. Во Флоренции правление отчасти в руках народа, отчасти
в руках лучших людей. Вместе с тем нашим предкам не нравилось заниматься
уголовными и гражданскими делами, так как они боялись приучиться
пить кровь своих сограждан. Они предпочли иметь людей опытных, добродетельных,
известных, вместе с обученными членами городского правления (assessors),
не из нашего города, каковыми и являетесь вы, мессер подеста и мессер
капитан народа, а также каждый из нас в соответствии со своим положением
и достоинством. Итак, любите справедливость, судьи земли, и пусть
прозвучит этот священный псалом: “Ты возлюби," справедливость и
возненавидел беззаконие; поэтому бог умастил тебя елеем радости
более близких твоих” 13.
И
всем вам, здесь созванным, от имени наших славных членов Синьории
приказываю блюсти справедливость и обещаю их благосклонность, которая,
как надеюсь, будет проявлена в отношении вас, сер имярек 14.
Аминь.
Опубликовано
в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век).
Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.
138-140.
|