Джаноццо
МАНЕТТИ
(1396—1459) родом из Флоренции, происходил из зажиточной семьи,
в молодости занимался торговыми и банковскими делами. К гуманизму
обратился поздно, но тем знаменательнее факт его обращения. Образование
получил в камальдуленском монастыре, ставшем одним из центров флорентийского
гуманизма благодаря деятельности в нем монаха-гуманиста Амброджо
Траверсари. Манетти изучил философию (моральную и естественную)
и теологию, физику, геометрию; наряду с латинским языком выучил
греческий и еврейский. Более других писателей ценил Августина и
Аристотеля.
Манетти
был активным участником общественной и государственной жизни Флоренции
и на протяжении 15 лет (1437—1452) верно служил родному городу,
пользуясь у граждан большим авторитетом. Он был неоднократным участником
дипломатических миссий (к папе , в Венецию, к неаполитанскому королю,
в Сиену др.), исполнял ряд финансовых обязанностей на службе республики.
Его речи по поводу коронации папы Николая V, посещения Италии императором
Фридрихом III, по случаю смерти канцлера Флоренции Леонардо Бруни
стяжали ему славу выдающегося оратора своего времени. Усиление во
Флоренции власти Медичи вынудило Манетти покинуть город. Гуманист
нашел прибежище в папской курии Николая V, а затем уехал ко двору
неаполитанского короля Альфонса Арагонского.
Манетти
переводил с греческого и комментировал этические труды Аристотеля.
Он составил ряд жизнеописаний (Сократа, Сенеки, Данте, Петрарки,
Боккаччо, папы Николая V), написал "Историю Пистойи". Проявляя интерес
к теологии, участвовал в религиозных диспутах, начал писать сочинение
"Против иудеев и язычников", оставшееся незавершенным; переводил
с еврейского "Псалмы". Часть работ Манетти до сих пор не опубликована,
среди них интересные диалоги, посвященные этическим проблемам, волновавшим
эпоху, — "Диалог о смерти сына", "Диалог на дружеском пиру".
Самая
известная работа гуманиста — трактат "О достоинстве и превосходстве
человека", состоящий из четырех книг. Он посвящен доказательству
превосходства человека над всеми другими живыми существами, обоснованию
его достоинства и высокого, творческого жизненного предназначения.
Автор развивает свои взгляды в полемике с идеологами аскетизма,
и прежде всего с папой Иннокентием III, который, будучи кардиналом,
написал трактат о жалкой участи человека и презрении к миру. Замысел
трактата у Манетти родился в ходе дискуссий при дворе неаполитанского
короля Альфонса Арагонского. Двор был культурным центром Неаполя,
где Манетти появлялся в посольских миссиях. На вопрос, заданный
Манетти королем относительно жизненного предназначения человека,
тот ответил: "Познавать и действовать"; этот ответ стал центральной
мыслью трактата. Написан или дописан трактат был во Флоренции накануне
изгнания, в 1451—1452 гг., и посвящен Альфонсу Арагонскому.
И.
В. Ревякина в кн.: Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители
и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.)
/Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева.
- М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 63-64
|