Аврора
или
утренняя заря в восхождении
ГЛАВА
IX
О
БЛАЖЕННОЙ, ПРИВЕТНОЙ И МИЛОСЕРДНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ.
ВЕЛИКАЯ
НЕБЕСНАЯ И БОЖЕСТВЕННАЯ ТАЙНА
Так
как я пишу здесь о вещах небесных и Божественных, весьма странных
для поврежденной природы человека, то читатель может, без сомнения,
изумиться простоте автора и соблазниться ею, ибо влечение поврежденной
природы взирает лишь на высокое, подобно гордой, дикой, распутной
и бесстыдной жене, в похоти своей непрестанно ищущей взглядом красивых
мужей, чтобы любодействовать с ними.
2.
Такова и горделивая, поврежденная природа человека; она смотрит
также лишь на то, что сверкает и блестит пред миром, и мнит, что
Бог забыл о несчастном и потому так мучает его; она думает, что
Дух Святой взирает только на высокое, на художество мира сего, на
великую и глубокую ученость.
3.
Но так ли это в действительности? оглянись лишь назад, и ты увидишь
истинное положение вещей. Кто был Авель? пастух овец; кто были Енох
и Ной? простецы; кто были Авраам, Исаак и Иаков? они пасли скот;
кто был Моисей, муж любимый Богом? пастух скота; кто был Давид,
когда уста Господа призвали его? пастух овец; кто были пророки великие
и малые? простые и незнатные людишки, частью лишь крестьяне и пастухи,
бывшие отрепьем мира; их считали только за безумцев; и хотя они
творили чудеса и знамения, мир весь же взирал лишь на высокое, и
Дух Святой бывал подножием ног его; ибо гордый диавол всегда и везде
хотел быть царем в сем мире.
4.
Но как же пришел царь наш Иисус Христос в сей мир? бедняком и в
великой скорби и нужде, и не имел, где преклонить главу (Матф. 8,20).
5.
Кто были его апостолы? бедные, презираемые, неученые рыбаки; кто
уверовал в их проповеди? бедные, незнатные людишки. Высокие же и
ученые были палачами Христа, кричавшими: распни! распни! (Лук. 23,21.)
6.
Кто всегда и везде крепче всех стоял за церковь Христову? бедные,
презираемые людишки; они проливали кровь свою за Христа. Кто подменил
истинное, чистое учение Христово, и всегда и везде нападал на него?
ученые, папы, кардиналы, епископы и именитые люди. Почему мир следовал
за ними? потому что у них был важный, напыщенный вид, и они величались
пред миром: такой безумной блудницей стала поврежденная человеческая
природа.
7.
Кто вымел в немецкой земле из церкви сребролюбие папы, его нечестие,
мошенничество и обман? бедный, презираемый монах. Какою властью
или силою? властью Бога Отца, и силою Бога Духа Святого.
8.
Что остается еще скрытым? истинное учение Христа? нет, но философия
и глубокая основа Божия, небесное блаженство, откровение о сотворении
ангелов, откровение о мерзостном падении дьявола, откуда происходит
зло, сотворение мира сего, глубокая основа и тайна человека и всех
тварей в сем мире, последний суд и изменение сего мира, тайна воскресения
мертвых и вечной жизни.
9.
Это будет раскрыто в глубине в великой простоте; почему не в высоте
в знании и искусстве? чтобы никто не мог хвалиться собою, что он
это сделал, и чтобы тем самым разоблачена была и обращена в ничто
гордыня дьявола. Для чего Бог делает это? по своей великой любви
и милосердию ко всем народам, и чтобы показать этим, что отныне
настало время возвращения того, что утрачено, время, когда люди
будут созерцать совершенство, и наслаждаться им, и ходить в чистом,
светлом и глубоком познании Бога.
10.
Потому сначала взойдет утренняя заря, при которой можно распознать
или заметить день: кто теперь хочет спать, пусть продолжает спать,
и кто хочет бодрствовать и оправить светильники свои, пусть продолжает
бодрствовать. Вот жених грядет: кто теперь бодрствует и наготове,
тот войдет вместе с ним на вечный небесный брак; но кто окажется
спящим во время его прихода, тот будет спать всегда и вечно в мрачной
темнице ярости.
11.
Потому хочу я искренно предупредить читателя, чтобы он прилежно
читал эту книгу, и не соблазнялся простотою автора; ибо Бог не глядит
на высокое: Он один высок; но Он глядит, как помочь низкому. Если
зайдет с тобой так далеко, что ты поймешь дух и мысли автора, то
уже не будет больше нужды ни в каком увещании, но ты будешь радоваться
и веселиться в этом свете, и душа твоя будет смеяться и ликовать
в нем.
12.
Теперь заметь: блаженная любовь, пятый неточный дух в Божественной
силе, есть сокровенный источник, которого не может ни понять, ни
объять телесное существо, разве лишь когда он восходит в теле: тогда
тело ликует в нем, и рождает себя радостно и приветно: ибо он не
принадлежит к образованию тела, но восходит, в теле, как цветок
из земли. Происхождение же свое этот неточный дух берет первоначально
от сладкого качества воды.
13.
Пойми, как это бывает, заметь здесь особенно: прежде всего терпкое
качество, затем сладкое, и после него горькое: сладкое находится
внутри и посредине между терпким и горьким. Теперь, терпкое всегда
делает твердым, холодным и темным, а горькое раздирает, гонит, неистовствует
и разделяет; эти два качества так сильно трут и теснят друг друга,
и так жестоко наступают, что порождают зной; но зной этот бывает
в обоих качествах темен, как зной в каком-нибудь камне.
14.
Если взять камень или другое что-либо твердое, и потереть о дерево,
то обе вещи разогреваются; но зной этот только тьма, и в нем нет
света. Так и в Божественной силе: терпкое и горькое качества без
сладкой воды так жестоко трут и теснят друг друга, что порождают
и зажигают в себе темный зной.
15.
И все это вместе есть гнев Божий, источник и начало адского огня,
как это можно видеть на Люцифере: он восстал, и так жестоко сжал
себя со своими легионами, что сладкая родниковая вода иссохла в
нем, в которой возгорается свет и восходит любовь. Поэтому он вечно
остается теперь терпким, жестким, холодным, горьким и жгучим и кисло-смрадным
источником: ибо когда иссохло в нем сладкое качество, то стал он
темным, кислым смрадом и скорбною долиною, домом гибели и бедствия.
16.
Теперь пойдем дальше в глубине. Когда терпкое и горькое качества
так жестоко трутся между собою, что порождают зной, то сладкое качество,
сладкая родниковая вода бывает внутри посредине между терпким и
горьким, и зной порождается терпким и горьким качествами, между
ними обоими, в сладкой родниковой воде.
17.
Тогда в сладкой родниковой воде загорается в зное свете, и это есть
начало жизни: ибо терпкое и горькое качества суть начало и причина
зноя и света; так сладкая родниковая вода становится сияющим светом,
подобно голубому светлому небу.
18.
И эта светлая родниковая вода зажигает терпкое и горькое качества,
а зной, порождаемый ими в сладкой воде, восходит из сладкой родниковой
воды, сквозь горькое и терпкое качества, и лишь в горьком и терпком
качествах свете становится сухим и сияющим, а также подвижным и
торжествующим.
19.
Когда же затем из сладкой родниковой воды восходит в зное, в горьком
и терпком качествах, то горькое и терпкое качества отведывают светлой
и сладкой воды, и горькое качество принимает вкус сладкой воды;
и в сладкой воде бывает свет, но только небесно-голубого цвета.
20.
И тогда горькое качество дрожит, и разгоняет твердость в терпком,
а свет высыхает в терпком, и сияет ярко, гораздо светлее нежели
блеск солнца. В этом восхождении терпкое качество становится кротким,
светлым, жидким и приятным, и получает свою жизнь, начало которой
восходит из зноя в сладкой воде; это и есть теперь истинный родник
любви.
21.
Заметь это в глубоком смысле: как не быть любви и радости там, где
посреди смерти рождается жизнь, и посреди тьмы — свет? Ты скажешь:
как это возможно? Да, если бы дух мой пребывал в твоем сердце, и
вскипал в твоем сердце, то тело твое признало и поняло бы это; но
иначе я не могу ввести это в твое разумение, и ты не можешь также
ни понять ни уразуметь этого, если только Дух Святой не зажжет твоей
души, так чтобы этот свет воссиял в самом твоем сердце. Тогда этот
свет родится в тебе самом как в Боге, и взойдет в твоем терпком
и горьком качествах в твоей сладкой воде, и возликует как в Боге:
лишь когда произойдет это, поймешь ты мою книгу, но не раньше.
22.
Заметь: когда свет рождается в горьком качестве, то есть, когда
горькое и сухое кипение примет сладкую родниковую воду жизни, и
выпьет ее, то горький дух становится живым в терпком духе; и терпкий
дух бывает теперь как бы чреватым духом, который чреват жизнью,
и должен непрестанно порождать жизнь, ибо сладкая вода, и в сладкой
воде свет, непрерывно восходит теперь в терпком качестве, и горькое
качество непрестанно ликует теперь в нем, и нет ничего, кроме только
смеха и радости и взаимной любви.
23.
Ибо терпкое качество любит сладкую воду; прежде всего, потому что
в сладкой воде рождается дух света, и поит терпкое, жесткое и холодное
качество, и освещает, и согревает его: ибо в воде, зное и свете
пребывает жизнь.
24.
Далее, терпкое качество любить горькое, ибо в сладкой воде, то есть,
в воде, зное и свет, горькое качество ликует в терпком, и делает
его подвижным, и тогда терпкое может также ликовать.
25.
В-третьих, терпкое качество любит зной, ибо в зное родится свет,
чем терпкое качество бывает освещено и согрето.
26.
И сладкое качество также любит терпкое; прежде всего, потому что
терпкое сушит его, так что оно не становится жидким подобно стихийной
воде, и качество его остается в силе, и потому что в терпком качестве
рождающийся в нем свет становится сияющим и сухим. К тому же терпкое
качество есть причина зноя, рождающегося в сладкой воде, а в зное
восходит свет, в котором сладкая вода пребывает в великой ясности.
27.
Во-вторых, сладкое качество любит также и горькое, потому что оно
также бывает причиною зноя, и еще, потому что в сладкой воде, зной,
и свет горький дух ликует и дрожит, и делает сладкое качество подвижным
и живым.
28.
В-третьих, сладкое качество отменно любит зной, так любит, что я
ни с чем не могу этого сравнить: возьми себе в подобие, которое
будет, однако слишком ничтожно, двух молодых людей благородного
сложения: когда они воспламенены любовным жаром друг к другу, то
бывает такой огонь, что если бы они могли влезть в тело друг другу,
или превратиться в одно тело, то они сделали бы это; но эта земная
любовь лишь холодная вода, а не настоящий огонь; нельзя найти иного
подходящего сравнения в сем полумертвом мире, кроме только воскресения
мертвых в Последний день; это есть совершенное сравнение во всех
Божественных вещах, истинное восприятие любви.
29.
Но сладкое качество потому так любит зной, что он порождает
в нем светлого духа, который есть дух жизни; ибо жизнь возникает
в зное; иначе, если бы не было зноя, то все было бы темною долиною;
и как люба жизнь, так люб бывает сладкому духу и зной, и в зное
свет.
30.
И горькое качество также любит всех других источных духов; прежде
всего качество сладкое, ибо в сладкой воде горький дух утоляется,
и погашает в ней свою великую жажду, и горечь его укрощается, и
он получает в ней свою свето-жизнь; в терпком же он имеет свое тело,
и ликует в нем, и охлаждается, и укрощается; а в зное его сила и
крепость, и в них его радость.
31.
И качество зноя также любит все другие качества, и любовь к другим
качествам и в других качествах так велика в нем, что нельзя и сравнить
ее: ибо оно порождается другими качествами. Терпкое и горькое качества
суть отец зноя, а сладкая родниковая вода — мать его, которая зачинает,
содержит и рождает его; ибо чрез жестокое трение терпкого и горького
качеств возникает зной, в сладком же, как, например, в дереве, он
восходит.
32.
Если же ты не веришь этому, то раскрой глаза свои, и подойди к дереву,
и посмотри на него, и поразмысли: прежде всего, ты увидишь все дерево
в целом; возьми тогда нож, и надрежь дерево, и отведай на вкус,
каково оно; тогда ты испытаешь сначала вкус терпкого качества, которое
свяжет тебе язык; оно же сдерживает и связывает воедино и все силы
дерева; затем ты испытаешь вкус горького качества, которое дает
дереву движение, так что оно растет, зеленеет и выгоняет свои ветви,
листву и плоды; потом ты испытаешь вкус сладкого качества, которое
весьма кротко и остро; ибо от терпкого и горького получает оно остроту.
33.
Теперь, эти качества были бы темны и мертвы, если бы в них не было
зноя; но лишь только наступить весна, и солнце достигнет лучами
своими земли, и согреет ее, как дух в дереве оживает в зное, и духи
дерева начинают зеленеть, расти и цвести. Ибо дух восходит в зное,
и все духи радуются в нем, и живут в нем, и между ними сердечная
любовь. Зной рождается в сладкой воде чрез силу и побуждение терпкого
и горького качеств; в зное же солнца они нуждаются для возжжения,
потому что качества в мире сем полумертвы и слишком немощны, чему
виною царь Люцифер, как ты узнаешь при описании его падения и сотворения
сего мира.
О
ПРИВЕТНОЙ ЛЮБВИ, БЛАЖЕНСТВЕ И СОГЛАСИИ ЭТИХ
ПЯТИ
НЕТОЧНЫХ ДУХОВ БОЖИИХ.
34.
Хотя невозможно удовлетворительно описать это человеческой рукой,
однако просветленный дух человека видит это, ибо он восходит по
тому же точно образу и тем же рождением, как и свете в Божественной
силе, и в тех же самых качествах, какие в Боге.
35.
О том только надо сожалеть в человеке, что качества его повреждены
и полумертвы, почему и дух человека, или его кипение, восхождение
или возжжение не может достигнуть совершенства в сем мире.
36.
Но в свой черед великая радость для нас, что дух человека в скудости
своей бывает, просветлен и возжен Святым Духом, подобно как солнце
зажигает остывший зной в дереве или траве, отчего этот остывший
зной становится живым.
37.
Теперь заметь: подобно, как члены человека любят друг друга, так
и духи в Божественной силе, где нет ничего, кроме одного только
устремления, желания и осуществления, а также ликования друг в друге
и радования; ибо чрез этих духов происходит разумение и различение
в Боге, в ангелах, людях, зверях и птицах, и во всем, что живет:
ибо в этих пяти качествах восходит зрение, обоняние, вкус и осязание,
и дух становится разумным.
38.
Когда восходит свет, то духи видят друг друга; и когда в свете сладкая
родниковая вода проходит чрез всех духов, то они отведывают вкус
друг друга; тогда духи становятся живыми, и сила жизни проникает
все, и в этой силе они обоняют друг друга, и в этом кипении и проницании
они осязают друг друга, и нет ничего, кроме сердечной любви и дружеского
лицезрения, обоняния и вкушения и ощущения любви, блаженного целования,
вкушения и пития друг от друга, и любовного прогуливания.
39.
То благодатная невеста, радующаяся о женихе своем, то любовь, радость
и блаженство, то свет и ясность, то приятное благоухание, приветный
и сладостный вкус. Ах, и вечно без конца! может ли довольно нарадоваться
о том небесная тварь? О любовь и блаженство! нет тебе конца, не
видно тебе конца, твоя глубина неисследима; ты везде одна и та же;
кроме только одних яростных дьяволов, которые тебя погубили в себе.
40.
Ты спросишь теперь: но где же можно найти этих блаженных духов?
или они обитают только в самих себе на небе? Ответ: это вторые отверстые
врата Божества. Ты должен широко раскрыть здесь свои глаза и пробудить
духа в своем полумертвом сердце; ибо это не вымысел, не басня и
не воображение.
41.
Заметь: семь духов Божиих объемлют в своей окружности или в своем
пространстве небо и сей мир, и всю даль и глубь вне неба и над небом,
над миром, под миром и в мире; даже всего Отца, не имеющего ни конца,
ни начала. Они объемлют также и всех тварей на небе и в сем мире;
и все твари на небе и в сем мире образованы из этих духов, и живут
в них, как в своей собственности; и жизнь их и разум рождаются в
них по тому же образу, как рождается и Божественное существо, и
в той же самой силе. И из того же тела семи духов Божиих созданы
и произошли все вещи, все ангелы, все дьяволы, небо, земля, звезды,
стихии, люди, звери, птицы, рыбы, все гады, древесина и деревья,
а также камни, злаки и травы, и все что ни есть.
42.
Теперь ты спросишь: но так как Бог везде, и сам есть все, то, как
же происходит, что бывает в сем мире такой холод и зной, притом
же все твари грызутся и дерутся между собою, и нет ничего в сем
мире, кроме одной только ярости? [“Причиною тому четыре первых
образа природы, которые есть, враждуют между собою, кроме света,
и суть однако причины жизни".] Вот тому причина и злоба:
когда царь Люцифер восседал в своем царстве, подобно гордой, безумной
деве, то окружность его обнимала то место, где ныне находится сотворенное
небо, созданное из воды, а также и место сотворенного мира, вплоть
до неба, равно как и глубину, где ныне земля; и все это был чистый
и святой салиттер, где семь духов Божиих пребывали в полноте и отраде,
как ныне на небе; хотя и в сем мире они продолжают еще пребывать
в полноте; но только заметь себе ясно обстоятельства.
43.
Когда царь Люцифер восстал, то он восстал в семи источных духах,
и зажег их своим восстанием, так что все стало весьма жгучим: терпкое
качество стало так жестко, что породило камни, и так холодно, что
превратило в лед сладкую родниковую воду; и сладкая родниковая вода
стала весьма густою и смрадною, и горькое качество стало весьма
неистовым, раздирающим и бушующим, и от него восходит (рождается)
яд; а огонь или зной стал весьма буйным, жгучим и поедающим, и весьма
злою соразмерностью или смешением.
44.
Посему низвергнут был царь Люцифер со своего царского места или
престола, который был у него на том месте, где ныне находится сотворенное
небо; и тогда вскоре последовало сотворение сего мира, и жесткое,
грубое вещество, сложившееся в семи зажженных источных духах, было
согнано воедино; из него возникли земля и камни; все твари были,
затем созданы из зажженного салиттера семи духов; Божиих.
45.
Неточные же духи стали теперь так яростны в своем возжжении, что
непрестанно повреждают друг друга своим злым кипением; так поступают
теперь и твари, созданные из источных духов, и живущие в том же
побуждении, где все терзает и попирает друг друга и завидует друг
другу, по роду качеств.
46.
Ради этого и определил всеединый Бог последний суд: тогда отлучит
Он злое от доброго, и снова вселит доброе в кроткое и приятное веселье,
как это было прежде мерзкого возжения дьяволов, и отдаст яростное
в вечное обитание царю Люциферу. И тогда это царство разделится
на две части: одну получат люди с царем своим Иисусом Христом, другую
же — дьяволы со всеми безбожными людьми и со злобою.
47.
Итак, это есть краткое наставление, чтобы читатель мог тем лучше
уразуметь Божественную тайну; когда будет речь о падении дьявола
и о сотворении сего мира, ты найдешь подробное и обстоятельное описание
всего; поэтому, я хочу предупредить читателя, чтобы он читал все
в своем порядке, тогда он дойдет и до настоящей основы.
48.
Хотя это от начала мира не было открыто так всецело ни одному человеку,
но так как Бог хочет того, то я предоставляю совершаться Его воле,
и хочу быть свидетелем того, что Бог этим свершит. Ибо пути Его,
которыми Он идет пред собою, большей частью сокрыты от меня, но
вослед дух видит Его до высочайшей глубины.
Дальше
|