Аврора
или
утренняя заря в восхождении
ГЛАВА
X
О
ШЕСТОМ ИСТОЧНОМ ДУХЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЕ
Шестой
источный дух в Божественной силе есть звук или звон, так что все
в нем звучит и звенит; отсюда следует речь и различие всех вещей,
а также голос и пение святых ангелов; и от него зависит образование
всякого цвета и красоты, а также и небесного царства радости.
2.
Теперь ты спросишь: что есть звук и звон, или как берет этот дух
свой источник и начало? Заметь: все семь духов Божиих рождаются
друг в друге, один непрестанно порождает другого, и никто не бывает
первым, как и никто последним: ибо последний таким же образом порождает
первого, как первый второго, третьего, четвертого, и так до последнего.
3.
Если же один из них называется первым или вторым, и так далее, то,
глядя на то, кто из них бывает первым при образовании и сложении
твари. Ибо они все семь одинаково вечны, и ни один не имеет, ни
начала, ни конца: и из того, что семь качеств непрерывно порождают
друг друга, и ни одно не бывает вне прочих, следует, что есть единый,
вечный, всемогущий Бог.
4.
Ибо когда что-либо рождается из Божественного существа и в Божественном
существе, то оно бывает, образовано не одним только духом, но всеми
семью: и когда такая тварь, подобная всему существу Божию, повредится,
восстанет и зажжет себя в одном из источных духов, то она зажжет
не одного только духа, но все семь.
5.
Потому такая тварь бывает мерзостью пред всецелым Богом и пред всеми
его тварями, и должна пребывать в вечной вражде и позоре пред Богом
и всеми тварями.
6.
Теперь заметь: звук или меркурий берет свое начало в первом, то
есть, в терпком и твердом качестве.
7.
Заметь в глубине: твердость есть родник звука; но она не может породить
его одна, и бывает лишь его отцом, мать же его весь салиттер; иначе,
если бы твердость была одна и отцом и матерью звука, то и твердый
камень также должен был бы звенеть: однако он издает лишь шум или
стук, как бы некое семя или начало звука, что он действительно и
есть.
8.
Но звон или голос восходит в молнии, в самой средине или средоточии
ее, там, где свет рождается из зноя, когда восходит молния жизни.
9.
Заметь, как это происходит: когда терпкое качество трется с горьким,
так что в сладкой родниковой воде восходит зной, то зной зажигает
сладкую родниковую воду подобно молнии; и эта молния есть свет,
и он проникает в зное в горькое качество, где молния распределяется
по всем силам.
10.
Ибо в горьком качестве все силы разделяются; и оно принимает молнию
света, как бы жестоко пугаясь, и в трепете и испуге своем устремляется
в терпкое и твердое качество, и бывает телесно пленено там. И горькое
качество бывает теперь чревато светом, и дрожит в терпком и твердом
качестве, и мечется в нем, и бывает пленено в терпком (твердом)
качестве, как в некоем теле.
11.
И когда теперь духи приходят в движение и хотят говорить, то твердое
качество принуждено раздаться: ибо горький дух со своею молнией
расторгает его; и тогда оттуда исходит звук, и бывает, чреват всеми
семью духами; и они разделяют слово, как оно было определено в средоточие,
то есть, в средине окружности, когда оно было еще в совете семи
духов.
12.
И потому семь духов Божиих создали тварям рот, чтобы, когда они
захотят говорить или издавать звуки, им не приходилось сначала разрываться;
и потому, все жилы и силы или неточные духи проходят в языке, чтобы
звук или голос исходил кротко и приятно.
13.
Заметь здесь особенно смысл и тайну: когда в зное восходит молния,
то прежде всех воспринимает ее сладкая вода, ибо в ней молния становится
сияющей; когда вода воспримет молнию, то есть, рождение света, то
она пугается, и, будучи такой жидкой и мягкой, отступает вся в трепете,
ибо в свет восходит зной.
14.
Когда же теперь терпкое качество, которое весьма холодно, примет
в себя зной и молнию, то оно пугается, как если бы разразилась гроза:
ибо, когда зной и свет вступают в жестокий холод, то они производят
яростную молнию, весьма яркую и огнецветную. Эта молния возвращается
вспять, и сладкая вода принимает ее, и восходит в этой яростности,
и в этом восходе и испуге она превращается в зеленый или небесно-голубой
цвет, и дрожит по причине яростной молнии. Молния же сохраняет в
самой себе свою ярость, и отсюда возникает горькое качество или
горький дух, который восходит теперь в терпком качестве, и зажигает
его твердость своим яростным источником; и свет или молния высыхает
в твердости, и сияет ярко, гораздо светлее, нежели блеск солнца.
15.
Но она бывает пленена в терпком качестве, так что пребывает телесно,
и должна вечно светить так; и молния дрожит в этом теле, как бы
в состоянии яростного восхождения, и этим непрестанно и вечно возбуждаются
все качества. И молния огня в свете непрестанно дрожит так и ликует,
и сладкая вода непрестанно укрощает ее так, а твердость всегда бывает
тем телом, которое ее заключает и иссушает. И это возбуждение в
твердости и есть звук или виновник звучания; свет же или молния
создает звонкость, а сладкая вода делает ее кроткою, так что ею
можно пользоваться для различения речи.
16.
Заметь здесь еще яснее рождение горького качества: начало горького
качества бывает, когда молния жизни восходит в зное в терпкое качество.
И когда таким образом молния огня, в смешении воды, проникает в
терпкое качество, то дух огневой молнии схватывает терпкого и твердого
духа; и оба вместе они суть буйный, жестокий, яростный источник,
бушующий и свирепо рвущийся, подобно пылающей, жестокой ярости.
Я ни с чем не могу сравнить его, как только с ударом грома, когда
сначала низвергается на землю яростный огонь, и ослепляет людям
зрение: этот яростный огонь бывает того же рода, как и сочетание
этих двух духов.
17.
Теперь заметь: когда эти духи, огневой и терпкий, борются между
собою, то терпкий дух создает жестокую, твердую и холодную терпкость,
а огневой ужасающую, яростную жгучесть. Восхождение же этой жгучести
и терпкости производит некоего дрожащего, яростного, ужасающего
духа, который неистовствует и бушует, как если бы хотел растерзать
Божество.
18.
Но ты должен понять это в точности: таково бывает происхождение
качества в самом себе; но посреди своего восхождения этот яростный
дух бывает пленен в сладкой воде, и укрощен ею; тогда его яростный
источник превращается в дрожащий, горький и зеленоватый цвет, подобный
зеленоватой тьме, и сохраняет в себе род и свойство всех трех качеств,
а именно: огневого, терпкого и сладкого, и из этих трех возникает
четвертое качество — горькое.
19.
Ибо от огневого качества дух становится дрожащим и жгучим; и от
терпкого он становится жестоким, терпким, твердым и телесным, так
что пребывает прочно; от сладкого же он становится кротким, и яростность
превращается в кроткую горечь; теперь он пребывает в роднике семи
духов Божиих, и непрестанно помогает в рождении шести прочих духов.
20.
Пойми это точно: он в той же мере порождает своего отца и свою мать,
как отец и мать порождают его: ибо, родившись телесно, он
теперь с терпким качеством непрестанно вновь порождает огонь, и
огонь порождает свет, и свет есть молния, непрестанно вновь порождающая
жизнь во всех источных духах, и духи получают от нее жизнь, и непрестанно
вновь порождают друг друга.
21.
Но здесь ты должен узнать, что дух не может породить другого один,
и двое их также не могут этого сделать; но рождение духа состоит
в действии всех семи духов: шестеро их всегда порождают седьмого,
и если бы недоставало одного, то не было бы и другого.
22.
Если же я называю здесь иногда только двух или трех при рождении
духа, то я поступаю так ради моей собственной слабости: ибо я не
могу вынести их зараз все семь в их совершенстве, в моем поврежденном
мозгу. Я вижу их поистине все семь; но когда я углубляюсь в созерцание
их, то в среднем роднике, там, где рождается дух жизни, восходит
дух, который либо поднимается выше себя, либо опускается ниже, и
не может постичь духов Божиих все семь одною мыслью или зараз, но
лишь частично.
23.
Каждый дух имеет свой собственный источник, хотя он и порождается
прочими; так и разумение человека: хотя он и имеет в себе родник
всех семи духов, однако когда дух восходит в каком-нибудь источнике,
то человек в этом восхождении всего отчетливее постигает источных
духов именно этого источника, ибо в них этот дух образуется всего
сильнее; ибо даже и в Божественной силе дух не проходит в своем
восхождении зараз сквозь все семь духов: хотя он и возбуждает их
зараз все семь, когда восходит, однако бывает пленен при своем восхождении,
так что должен отложить свое великолепие, и не может торжествовать
над всеми семью. [„В этом существо чувств и мыслей: иначе, если
бы мысль могла чрез средоточие природы пройти сквозь все образы,
то была бы свободна от уз природы".]
24.
Так и в человеке: когда восходит неточный дух, то он возбуждает
всех других, и видит всех других; ибо он восходит в среднем роднике
сердца, где в зное загорается молния света, и где дух, восходя в
этой молнии, проницает взором всех духов. Но в нашей поврежденной
плоти это бывает лишь как блистание в грозе: ибо если бы я мог в
плоти моей объять молнию, которую я хорошо вижу и познаю, какова
она есть, то я мог бы и просветить ею мое тело [„из молнии
приходит свет величества"], и оно не было бы более похоже
видом на животное тело, но на ангелов Божиих.
25.
Но послушай, друг, подожди еще немного, и отдай животное тело в
пищу червям: когда же всеединый Бог возжет семь духов Божиих в поврежденной
земле, и тот салиттер, который ты сеешь в землю, окажется, невосприимчив
к огню, то в твоем отшествии отсюда твои неточные духи снова взойдут
в том самом салиттере, который ты посеял, и будут ликовать в нем,
и вновь станут телом. Кто же окажется восприимчив к возженному огню
семи духов Божиих, тот останется в нем, и его неточные духи будут
восходить в адской муке, что я докажу ясно в своем месте.
26.
Я не могу описать тебе все Божество в одном круге; ибо оно неизмеримо,
но не непостижимо для духа, пребывающего в любви Божией; он хотя
и постигает Его, но лишь частично: поэтому охватывай одно за другим,
и ты увидишь целое. В настоящем повреждении мы не можем подняться
выше такового откровения; и высшего не заключает, сей мир, ни в
начале своем, ни в конце. [„И я также желал бы увидать нечто
высшее в сем моем скорбном рождении, чтобы утешился больной мой
Адам; но я озираюсь во всем мире, и ничего не могу отыскать: все
больно, хромо и в язвах, а к тому же слепо, глухо и немо".]
27.
Я прочел много писаний высоких учителей, в надежде найти в них основу
и истинную глубину; но я ничего не нашел, кроме полумертвого духа,
томящегося по здоровье, и однако, не могущего по своей великой слабости
прийти в совершенную силу.
28.
И вот я все еще стою, подобно жене, мучающейся родами, и ищу совершенной
услады, но нахожу лишь восходящее благоухание, и дух познает в нем,
какая сила таится в настоящей усладе, и временно услаждается в своей
болезни этим совершенным благоуханием, пока не придет истинный самарянин,
и не перевяжет ему его раны, и не исцелит их, и не отведет его в
вечную гостиницу: тогда он насладится также и совершенным вкусом.
29.
Эту траву, о которой я говорю здесь, что ее благоуханием услаждается
дух мой, знает не всякий крестьянин, также и не всякий ученый, ибо
она столь же неведома первому, как и второму: хотя растет она и
во всяком саду, однако в иных садах бывает совсем поврежденной и
злою, чему виною качество почвы. Потому и не знают ее, и даже дети
с этой тайны едва знакомы с этой травою, хотя познание ее ценилось
высоко от начала мира.
30.
Хотя в иных и пробивался источник, однако, вслед за ним вторгалась
гордость и повреждала все; он тотчас же не хотел больше писать на
родном языке, воображая, что это будет слишком детски, и что ему
надо заявить себя на более важном языке, и тогда мир узнает, какой
он большой человек; таким образом, он ради своей выгоды все равно
что утаивал свое знание, и залеплял глубокомысленными чуждыми названиями,
чтобы его не узнали; таким негодным животным бывает дьявольское
тщеславие.
31.
Но ты, простая мать, порождающая в сей мир всех детей, которые потом
в восхождении своем стыдятся тебя, и презирают тебя, хотя все же
они твои дети, и ты породила их, слушай: так говорит Дух, восходящий
в семи духах Божиих, Отец твой: не унывай, вот Я крепость твоя и
сила твоя, Я налью тебе сладостного напитка в старости твоей.
32.
Так как все дети твои презирают тебя, которых ты родила и вспоила
в юности их, и не хотят заботиться о тебе в глубокой старости твоей,
то Я утешу тебя, и дам тебе в глубокой старости твоей юного сына;
он останется в доме твоем, во все время жизни твоей и будет заботиться
о тебе и утешать тебя, вопреки всему неистовству и бушеванию гордых
детей твоих.
33.
Теперь заметь далее о меркурие, звуке или звоне. Все качества берут
свое первоначальное происхождение в средине: разумей, там, где рождается
огонь; ибо там же восходит и молния жизни всех качеств, и пленяется
в воде; так что сохраняет свое сияние; затем высыхает в терпкости,
так что остается телесной, и ярко сияет.
34.
Заметь здесь: зажги кусок дерева, и ты увидишь тайну: огонь загорается
в твердости дерева, и это будет терпкий, твердый источник, источник
Сатурна, делающий дерево твердым и грубым. Однако свет, то есть,
молния, держится не в твердости, иначе и камень мог бы гореть, но
свет держится в соке дерева, то есть, в воде. Огонь сияет светлым
пламенем, пока в дереве есть сок; когда же сок в дереве истреблен,
то светлое пламя погасает, и дерево становится раскаленным углем.
35.
Теперь смотри: яростность, вспыхивающая в свете, состоит не в воде
дерева; но когда зной восходит в твердости, то рождается молния,
и она сначала пленяется соком в дереве, и от этого вода становится
сияющей; яростность же или горечь рождается посреди твердости и
зноя в молнии, где и пребывает; и куда достигает молния, то есть,
пламя огня, туда достигает также и ярость горечи, которая есть сын
твердости и зноя.
36.
Но ты должен ведать ту тайну, что горечь уже заранее содержится
в дереве; иначе яростная горечь не рождалась бы так молнийно в природном
огне.
37.
Ибо как рождается тело огня при зажигании дерева, подобным же образом
рождается и дерево в земле и над землею.
38.
Но если бы яростность рождалась в сияющем свете, то она, конечно
достигала бы так же далеко, как и блеск света; но это не бывает
так; на самом же деле молния есть мать света, ибо молния рождает
из себя свет; и она есть отец ярости, ибо ярость пребывает в молнии,
как семя в отце; и эта же молния порождает также и звук или звон.
39.
Когда молния исходит из твердости и зноя, то твердость производит
в ней стук, а зной производит звон; и свет в молнии делает звон
этот ясным, а вода кротким, а терпкость или твердость пленяет его
в себе и иссушает, так что он становится телесным духом во всех
качествах. Ибо каждый из семи духов Божиих чреват всеми семью духами,
и все они один в другом, как единый дух, и ни один не бывает вне
другого; однако таково рождение их в самих себе, и так рождает один
другого в себе и чрез себя, и это рождение протекает так от вечности
и до вечности.
40.
Здесь я хочу предупредить читателя, чтобы он правильно рассматривал
Божественное рождение. Ты не должен думать, будто один дух стоит
возле другого, подобно как ты видишь звезды на небе одну возле другой;
нет, но все семь они друг в друге, как единый дух; как ты можешь
видеть это на человеке: у него много разных мыслей от действия семи
духов Божиих, которые сплачивают внутри его тело; но ты должен признать
(если ты только не безрассуден), что каждый член в целом теле обладает
силою другого.
41.
Но в каком качестве пробуждаешь ты духа, и призываешь к качествованию,
сообразно тому качеству восходят также и мысли, и управляют умом.
Пробуждаешь ли ты духа в огне, в тебе вскипает тогда горький и жесткий
гнев: ибо как скоро огонь бывает зажжен, а это происходит в твердости
и яростности, так закипает в молнии горькая яростность.
42.
Ибо когда ты в теле твоем восстаешь против чего-либо, будь то против
любви или гнева, ты зажигаешь качество того, против чего ты восстал,
и оно горит в твоем сплоченном воедино духе: но тот же неточный
дух пробуждается и в молнии. Ибо когда ты на что-либо смотришь,
что тебе не нравится, или что тебе враждебно, то ты вздымаешь, родник
своего сердца, как если бы взял камень и ударил по огниву; и если
искра западает в сердце, то загорается огонь; сначала он тлеет,
но если ты еще сильнее возбудишь родник сердца, то это как если
бы ты стал раздувать огонь, пока не разгорится пламя; тогда пора
гасить, иначе огонь возрастет, и начнет жечь и поедать и вредить
ближним своим.
43.
Ты скажешь теперь: как же погасить зажженный огонь? Слушай: в тебе
есть сладкая родниковая вода, полей ее на огонь, и он погаснет;
если же ты оставишь его гореть, то он истребит у тебя сок во всех
семи источных духах, так что ты иссохнешь; когда же это случится,
ты станешь обугленною головнею и кочергою адского пожара, и тебе
не будет помощи вовеки.
44.
Когда же ты смотришь на что-либо, что тебе любо, и пробуждаешь духа
в сердце, то зажигаешь в сердце огонь, горящий сначала в сладкой
воде, как рдеющий уголь. И пока он тлеет, он бывает в тебе только
кротким желанием, и не сжигает тебя; но если ты еще сильнее возбудишь
свое сердце, и зажжешь сладкий источник, так что он станет горящим
пламенем, то ты зажжешь и всех источных духов: тогда все тело горит,
и огонь передается устам и рукам.
45.
Этот огонь всего вреднее, и больше всего причинил гибели от начала
мира, и его очень трудно погасить: ибо, когда он бывает зажжен,
то горит в сладкой воде, в молнии жизни, и должен быть погашен горечью;
а горечь лишь жалкая вода, и гораздо больше огонь, нежели вода.
И потому душа бывает очень печальна, когда человек должен покинуть
то, что горит в его любовном огне, в сладкой родниковой воде.
46.
Но надлежит тебе видеть, что ты сам свой господин в управлении твоею
душою: никакой огонь не восходит в окружности твоего тела и духа,
если ты сам не возбудишь его. Правда, что все духи твои кипят в
тебе, и восходят в тебе, и что один дух, конечно, имеет в тебе всегда
большую власть и силу, нежели другой; ибо если бы в одном человек
- в правление духов было как в другом, то у нас у всех была бы одна
воля и один образ; но они все семь находятся во власти твоего сплоченного
воедино духа, каковой дух зовется душою. [„Она заключает в себе
первое Начало, дух, душа — второе, и дух звезд в стихиях — третье,
именно сей мир.]
47.
И когда восходит огонь в одном из источных духов, то это не бывает
скрыто от души, и она может тотчас же пробудит других источных духов,
противоположных зажженному огню, и погасит его. Если же огонь становится
слишком силен, то у нее есть своя тюрьма, куда она может заключить
зажженного духа, а именно в твердое терпкое качество; и другие духи
принуждены быть его тюремщиками, пока не пройдет его гнев и не погаснет
огонь.
48.
Заметь, как это бывает: когда неточный дух слишком сильно влечет
тебя к какой-нибудь вещи, противной законам природы, то ты должен
отвести от нее глаза; если это не помогает, то возьми этого духа
и брось его в тюрьму: это, значит, отврати сердце твое от временного
сладострастия, от обжорства и пьянства, от богатств сего мира, и
подумай, что сегодня день кончины твоего тела; отвратись от развратной
пышности мира, и усердно воззови к Богу, и предайся Ему.
49.
Если ты так поступишь, то мир станет ругаться над тобою, и ты будешь
безумцем в глазах его: неси с терпением этот крест, и не отпускай
назад из тюрьмы заключенного духа, и уповай на Бога, Он возденет
на тебя венец Божественной радости.
50.
Если же дух снова вырвется у тебя из тюрьмы, то посади его туда
обратно, борись с ним, пока ты жив; если ты достигнешь хотя бы лишь
того, что он не воспламенит в тебе родника твоего сердца (от чего
душа твоя стала бы сухою головнею), и что каждый источник сохранит
еще свой сок ко дню твоего отшествия отсюда, то вожженный огонь
не повредит тебе в Последний день, и не пристанет к духам сока,
но после этой горестной скорби будешь ты в воскресении ликующим
ангелом Божиим.
51.
Теперь ты, может быть, скажешь: разве также и в Боге есть сопротивность
между духами Божиими? Нет; хоть я и показываю здесь строгое рождение
их, как строго и сурово рождаются духи Божие, причем каждый может
уразуметь великую строгость Божию, однако из этого не следует, чтобы
между ними было несогласие.
52.
Ибо таково лишь самое внутреннее и глубочайшее рождение в ядре,
чего никакая тварь в теле не может постигнуть; но в молнии, где
рождается сокровенный дух, там это постигается: ибо он рождается
таким же образом и в той же силе.
53.
Мне же отверзаются врата моей души, так что я могу видеть и познавать
это; иначе оно, конечно, оставалось бы сокрытым от меня до дня воскресения
из мертвых, как и было сокрыто от всех людей от начала мира; но
я предоставляю в этом действовать Богу.
54.
В Боге все духи ликуют, как единый дух, и один дух непрестанно укрощает
и любит другого, и нет ничего, кроме одной только радости и веселья;
но строгое рождение их, совершающееся в сокровенном, должно происходит
так; ибо так рождается жизнь и разум и всеведение, и это есть вечное
рождение, не бывающее никогда иначе.
55.
Ты не должен думать, будто в небе одно только некое тело рождается
так, которое, пред всем другим, зовется Богом: нет, но вся Божественная
сила, которая сама есть небо и небо всех небес, рождается так, и
зовется Богом Отцом; из Него рождены вот, святые ангелы, и они живут
в этой силе, и дух всех ангелов в теле их непрестанно и вечно рождается
так, а равно также и дух всех людей.
56.
Ибо мир сей так же принадлежит к телу Бога Отца, как и небо; но
духи в пространственности мира сего зажжены были царем Люцифером
в его восстании, так что все в сем мире является как бы полуисчахшим
и полумертвым: потому и мы, бедные люди, столь жестоко ослеплены
и живем в великой опасности.
57.
Но ты не должен думать поэтому, будто небесный свет совсем погас
в источных духах Божиих в сем мире; нет, это только темнота, которой
мы не можем постигнуть нашими поврежденными глазами; но если Бог
удалит темноту, парящую над светом, и у тебя открылись бы глаза,
то ты увидал бы также и здесь на месте, там, где ты стоишь, сидишь
или лежишь в твоей горниц, дивное лицо Божие и все небесные врата.
Тебе не надо было бы сначала поднимать глаза твои к небу, ибо написано:
„близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем" (Второз.
30,14; Римл. 10,8).
58.
Так близок к тебе Бог, что рождение Святой Троицы совершается также
и в сердце твоем; все три лица рождаются в сердце твоем, Бог Отец,
Сын и Дух Святой.
59.
Если теперь я пишу здесь о средоточии или средине, что родник Божественного
рождения помещается в средине, то я не хочу этим сказать, что в
небе есть отдельное место или отдельное тело, где восходит огонь
Божественной жизни, из которого семь духов Божиих исходят во всю
глубину Отца; но я говорю по телесному, или ангельскому или человеческому
образу, ради неразумия читателя, о том роде и образе, как образованы
ангельские твари, и как то в Боге бывает повсюду.
60.
Ибо ты не можешь назвать ни одного места ни в небе, ни в сем мире,
где бы Божественное рождение совершалось не так, будь то в ангеле,
или в святом человеке, или вне их. Где неточный дух в Божественной
силе получает побуждение, безразлично в какой это произойдет области
(только не в дьяволах и не во всех безбожных осужденных людях),
там уже налицо и родник Божественного рождения, там уже и все семь
источных духов Божиих, как если бы ты очертил пространственный тварный
круг, и имел бы в нем особо все Божество; как рождается оно в твари,
так совершается рождение и во всей глубине Отца, во всех концах
и во всех вещах.
61.
И таким-то образом Бог есть всемогущий, всеведущий, всевидящий,
всеслышащий, всеобоняющий, всевкушающий, всеосязающий Бог, вездесущий
и испытующий сердца и почки тварей. И таким образом владеет Он небом
и землею; и таким образом принуждены все дьяволы, вместе со всеми
безбожными людьми, быть вечно его пленниками и терпеть в поврежденном
ими в месте их обитания и зажженном салиттере вечную муку, а также
вечный срам и позор.
62.
Ибо все дивное лицо Божие, вместе со всеми святыми ангелами, будет
вечно сиять над ними и под ними, и со всех стороне возле них, в
красоте, славе и ясности; и все святые ангелы, вместе со всеми святыми
людьми, будут вечно ликовать над ними и под ними и возле них, и
от великой радости, любви и веселья будут петь о святости Божией,
о своем царственном правлении, о блаженных плодах небесных произрастаний;
и это пение раздастся на множество голосов, по качеству семи духов
Божиих.
63.
Напротив, дьяволы со всеми безбожными людьми заключены будут в ад,
где будет кипеть и восходить адский смрад; и адский огонь и холод,
и адская горечь будут вечно гореть в их теле, как и в их области,
по роду и образу возженных духов Божиих. Да, если бы еще можно было
им запрятаться в какую-нибудь дыру, чтобы гневное лицо Божие не
касалось их, то они еще были бы довольны и не были бы вынуждены
выносить вечный срам и позор.
64.
Но нет для них помощи, и мука их только возрастает; чем больше они
сетуют на это, тем сильнее разгорается адская яростность; они принуждены
лежать в аду, как мертвые кости, как опаленные овцы в огне; смрад
их и мерзость грызут их, от срама они не могут поднять глаз: ибо
они ничего не видят в своей области, кроме одного только строгого
судьи, а над собою и со всех сторон видят вечную радость. [„Не
то, что они ее постигают или видят, но они имеют в средоточии некое
знание о том".]
65.
И там вздохи и стоны, вопли и крики, и нет спасения; и у них словно
непрерывный гром и блистание молний, ибо таково рождение возженных
духов Божиих: 1) твердость порождает твердое, грубое, холодное и
терпкое качество; 2) сладость томится, как тлеющий уголь, когда
в дереве нет больше сока: он жаждет и нет ему услады; 3) горечь
раздирает подобно жгучей чумной язве, и горька как желчь; 4) огонь
жжет подобно яростной сере; 5) любовь стала враждою; 6) звук — ничем
иным, как жестким стуком, подобно глухому треску огня, и как бы
раскату грома; область 7-го тела есть дом печали. Пища их мерзость,
и вырастает из яростности всех качеств. Увы! и въчно без конца так!
времени нет для них; иной царь восседает на их престоле, и вершить
вечно суд; они лишь подножие ног его.
66.
О красота и наслаждение мира сего! о богатство и гордая пышность!
о сила и власть! неправый суд твой и великая пышность со всеми наслаждениями
твоими, все лежит теперь в куче и стало адским огнем. Объедайся
теперь, опивайся и наводи себе им румяна и владычествуй в нем. О
прекрасная богиня, как стала ты блудницею? срам и позор твой будут
длиться вечно!
Дальше
|