Аврора
или
утренняя заря в восхождении
ГЛАВА
V
О
ТЕЛЕСНОМ СОСТАВЕ, СУЩЕСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ АНГЕЛА
Здесь
возникает теперь вопрос: какое же тело, какой вид или образ имеет
ангел, или каков его облик? Как человек сотворен в образе и подобие
Бога, так равно и ангелы; ибо они братья людей: и люди в воскресении
будут иметь не иной вид и образ, нежели ангелы, как о том свидетельствует
сам царь наш, Христос (Матф. 22, 30). Также и ангелы никогда не
являлись людям здесь на земле в ином образе, нежели в образе людей.
2.
Но так как в воскресении мы должны быть подобны ангелам, то и ангелы
должны иметь тот же облик, что и мы; иначе в воскресении нам предстояло
бы принять на себя иной образ, а это противоречило бы первому сотворению.
3.
Также и Моисей и Илия явились ученикам Христовым на горе Фаворе
в своем виде и образе (Матф. 17), однако они давно уже были на небе;
и Илия был взят на небо с живым телом, и однако не имел иного образа,
нежели какой у него был на земле (4 Царств 2, 11). Также когда Христос
возносился на небо, то два ангела парили в облаках, и сказали ученикам:
Мужи Израильские, что вы смотрите вверх? Сей Иисус придет снова
таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1,
11). Ведь это же явно и ясно, что Он снова вернется в Последний
день в том же образе, с Божественным и прославленным телом, подобно
князю святых ангелов, каковыми будут люди.
4.
Также показывает дух явно и ясно, что образ ангелов и людей один
и тот же: ибо взамен легионов свергнутого Люцифера, Бог создал иного
ангела, из того же места, из которого был создан и где восседал
Люцифер; то был Адам, если бы только он остался в своей ясности:
но у нас есть еще верная надежда воскресения, когда мы снова получим
ангельскую ясность и чистоту.
5.
Ты спросишь теперь: как же сотворены ангелы по образу Божию? Ответ:
во-первых, составленное воедино и сложенное в образе тело их; оно
нераздельно, а также неразрушимо и неосязаемо для рук человеческих;
ибо оно сплочено из Божественных сил, а эти силы так связаны между
собою, что не могут быть разрушены вовеки. Как не может никто или
ничто разрушить все Божество, так не может ничто разрушить и ангела;
ибо каждый ангел составлен воедино и сложен в образ из всех сил
Божиих, не плотью и кровью, но Божественною силою.
6.
Итак, прежде всего тело, составленное из всех сил Отца, и в этих
силах свет Бога Сына; теперь, силы Отца и Сына, которые в ангеле
содержатся тварно, порождают восходящего в ангеле разумного духа.
7.
Первоначально силы Отца порождают некий свет, чрез который ангел
видит во всем Отце, и может видеть внешнюю силу и действие Божие,
которые вне тела его, и созерцать своих собратьев, а также видеть
и вкушать славные плоды Божии; и в нем его радость.
8.
И свет вошел первоначально тварным образом в ангельское тело, из
Сына Божия в силах Отца, и он есть собственность тела, которая ничем
не может быть отнята у тела, разве только ангел сам погасит его,
как то сделал Люцифер.
9.
Теперь, вся сила, какая есть во всем ангеле, порождает этот свет:
как Бог Отец порождает Сына своего, чтобы Он был сердцем Его, так
и сила ангела порождает в себе сына и сердце свое; и оно в свой
черед освещает все силы во всем ангеле. Затем, из всех сил ангела,
также и из света его, исходит родник, и изливается во всем ангеле:
это дух его, и он восходит во всю вечность; ибо в этом духе все
познание и ведение всех сил и родов какие суть во всем Боге.
10.
Ибо этот дух изливается из всех сил ангела, и восходит в уме, где
у него пять отверстых врат, и там он может оглядеться на все, что
есть в Бог, и что есть также и в нем. Исходит же он из всех сил
ангела, а также и из света ангела, подобно как Дух Святой от Отца
и Сына, и наполняет все тело.
11.
Теперь заметь великую тайну: подобно как в Боге должно отметить
две вещи, из которых первая есть салиттер или Божественные силы,
откуда происходит тело, а другая — меркурий, звук или звон, так
бывает это равным образом и в ангеле.
12.
Прежде всего есть сила, и в силе звук, который в духе восходит в
голову, в ум, подобно как в человеке — в мозг, и в уме он имеет
свои отверстые врата, а в сердце свой престол и свое начало, откуда
он изливается из всех сил. Ибо родник всех сил изливается в сердце,
как и у человека; и в голове он имеет свой княжеский престол, откуда
он видит все, что вне его, и слышит все, и вкушает все, и обоняет
все, и осязает все.
13.
И теперь, когда он видит и слышит, как восходит Божественный звук
и звон, который вне его, то заражается дух его, и загорается радостью,
и поднимается на своем княжеском престоле, и звенит, и поет весьма
радостные слова о святости Бога, и о плоде и произрастании вечной
жизни, об изяществе и о цветах вечной радости, и о блаженном зрении
Бога Отца, Сына и Святого Духа; также о достохвальном братстве и
содружестве ангелов, о царстве радости, пребывающем вечно, о святости
Бога, об их княжеском правлении; словом, о всех силах, и от всех
своих сил; чего я, ради печали поврежденности моей во плоти, не
могу описать, и гораздо охотнее присутствовал бы сам при этом.
14.
Но чего я не могу описать здесь, о том да будет заповедано душе
твоей помыслить; в день воскресения ты увидишь все то ясно и явно:
ты не смеешь насмехаться здесь над моим духом, он не от дикого зверя
произошел, но рожден из силы моей, и просвещен Святым Духом.
15.
Я пишу здесь не без познания. Если же ты, как эпикуреец и откормленная
свинья дьяволова, по дьявольскому наущению захочешь насмехаться
над этими вещами, и скажешь: глупец не восходил на небо, и ничего
не видел и не слышал, все это басни; то по праву и силе познания
моего да будешь ты мною отослан и вызван на строгий суд Божий.
16.
И хотя в теле моем я слишком немощен, чтобы доставить тебя туда;
однако Тот, от кого я получил мое познание, достаточно могуществен,
чтобы ввергнуть тебя даже в бездну ада.
17.
Поэтому остерегись и помысли, что и ты также принадлежишь к ангельским
ликам; и прочти с охотою последующую песенку; тогда Дух Святой пробужден
будет в тебе, и ты также получишь желание и охоту к небесным хороводам,
аминь.
18.
Скрипач уже натянул свои струны, жених грядет: смотри, чтобы не
иметь тебе адской подагры в ногах, когда начнется хоровод, и не
стать негодным к ангельской пляске, и чтобы не выгнали тебя со свадьбы
наружу за то, что нет на тебе ангельской одежды. Поистине заперта
будет за тобою дверь, и ты больше не войдешь внутрь; но будешь плясать
в адском огне вместе с адскими волками: тогда пройдет у тебя охота
насмехаться, и раскаяние будет грызть тебя.
О
КАЧЕСТВОВАНИИ АНГЕЛА.
19.
Теперь спросят: какое же у ангела качествование? ответ: святая душа
человека и дух ангела имеют единую сущность и существо, и нет никакого
различия в них, кроме, самого только качества их телесного правления:
это качество действует на человека снаружи, чрез воздух, обладающий
поврежденным, земным качеством; хотя он обладает также и Божественным,
небесным качеством, скрытым от тварей, но хорошо ведомым святой
душе, по слову царственного пророка Давида: Господь шествует на
крыльях ветра (Пс. 103, 3). В ангеле же Божественное качество качествует
совсем свято, Божественно и чисто.
20.
Но какой-нибудь простец, быть может, спросит: что ты разумеешь под
качествованием? или что это значит? Я разумею под ним силу, входящую
снаружи в тело ангела и вновь выходящую из него, наподобие того,
как когда человек вбирает в себя дыхание, и вновь выпускает его
из себя; ибо в том состоит жизнь тела, как и духа.
21.
Качество наружное зажигает дух в сердце, в первом роднике, отчего
все силы во всем теле приходят в движение: тогда это качество поднимается
в телесном духе, он же природный дух ангела или человека, в голову,
где он имеет свой княжеский престол и правление, и где имеет своих
советников, с которыми он сообразуется в своих поступках.
22.
На первом месте или первый советник его — глаза; они заражаются
всеми вещами, на какие только взглянут, ибо они суть свет. Подобно
как свет исходит из Сына Божия во всего Отца, во все силы Его, и
заражают все силы Отца; и в свой черед все силы Отца заражают свет
Сына Божия, отчего и происходит Дух Святой;
23.
Так действуют и глаза в вещи, на которую они смотрят, и вещь в свой
черед действует в глазах, и советник глаз доставляет ее в голову
пред княжеский престол, где она испытуется. Если она понравится
духу, он доставляет ее сердцу, а сердце передает ее силовым путям
или проводящим жилам во всем теле; тогда завладевают ею рот, руки
и ноги.
24.
Другой советник - суть уши; они также имеют восхождение свое из
всех сил во всем теле чрез посредство духа; их родник — меркурий
или звук, восходящий из всех сил. Подобно как во всех силах Божиих
восходит и звучит меркурий (в котором небесный звук или радость;
и звук исходит из всех сил, и поднимается в составе Духа в Боге,
когда одна сила побуждает другую, и звучит или звенит: тогда исходит
звук или звон, и восходит снова во все силы Отца, и все силы Отца
снова заражаются им; отчего они всегда бывают чреваты звуком, и
непрестанно рождают его вновь во всякой силе);
25.
Так и другой советник в голове, уши: они бывают отверсты, и звук
исходит чрез них во все, что звучит; где только меркурий звучит
и восходит, туда вступает также и меркурий духа, и заражается тою
вещью, и приносит ее пред княжеский престол в голове, на испытание
четырех прочих советников.
26.
И если она нравится духу, он доставляет ее в сердце, пред матерь
свою, и сердце или родник сердца передает ее всякой силе во всем
теле; тогда завладевают ею рот и руки. Если же по испытании она
не понравится всему княжескому совету в голове, то он снова отпускает
ее от себя, и не доставляет своей матери, в сердце.
27.
Третий княжеский советник есть нос: родник восходит из тела в духе
в нос, где имеет двое отверстых врат. Подобно как из всех сил Отца
и Сына исходит приятное и сладостное благоухание, и умеряется всеми
силами Святого Духа, отчего из родника Святого Духа поднимается
святой и драгоценный запах, и движется во всех силах Отца, и зажигает
все силы Отца, и они вновь становятся чреваты сладостным благоуханием,
и рождают его в Сыне и Духе Святом;
28.
Так и в ангеле и в человеке восходит сила обоняния, из всех сил
тела, чрез посредство духа, и выходит наружу к носу, и заражается
всеми запахами, и приносит запах чрез нос третьему советнику, в
голову, пред княжеский престол. Там он испытуется, хороший ли то
запах, приемлемый ли для данного сложения, или нет? Если он хорош,
дух приносит его своей матери, чтобы он пошел в дело; если же нет,
то он отвергается. И этот советник обоняния, рождающийся из салиттера,
он смешан также и с меркурием, и принадлежит к небесному царству
радости, а составляет в Боге славный, сладостный и прекрасный родник.
29.
Четвертый княжеский советник есть вкус на язык; он также поднимается,
чрез посредство духа, из всех сил тела в язык; ибо все проводящие
жилы целого тела идут в язык, и язык есть острота или вкус всех
сил.
30.
Подобно как Дух Святой исходит от Отца и Сына и есть острота или
испытание всех сил, и возвращает в своем движении или в своем восхождении
все, что добро вновь во все силы Отца, отчего силы Отца становятся
вновь чреваты, и непрестанно порождают вкус; а что не добро, то
Дух Святой выплевывает, как отвращение, согласно написанному в Откровении
Иоанна (3, 16); так выплюнул Он и великого князя Люцифера в его
гордыни и повреждении, (ибо не мог более вкушать его огненное, надменное
и смрадное качество); так бывает и со всеми надменными смрадными
людьми.
31.
О человек! да будет тебе это сказано: ибо дух строго ревнует в этом
виде; покинь высокомерие, или будет с тобою, как с дьяволами, это
не шутка; время весьма кратко, скоро ты отведаешь его, адского огня.
32.
Итак, подобно Духу Святому, испытующему все, испытует и язык всякий
вкус; и если он нравится духу, то дух приносит его в голову, пред
четырех прочих советников, пред княжеский престол, и он здесь испытуется,
полезен ли он также и качествам тела? И если он хорош, то доставляется
в матерь сердца, и она передает его всем жилам или силам тела; тогда
завладевают им рот и руки. Если же нехорош, то язык выплевывает
его, прежде чем он достигнет на княжеский совет; когда же бывает
так, что он угоден и приятен языку, телу же всему служит не на пользу,
то, явившись на совет, он все же бывает отвергнут, и язык должен
выплюнуть его и более не прикасаться.
33.
Пятый княжеский советник есть осязание: пятый советник также восходит
из всех сил тела в духе, в голову. Ибо подобно как из Бога Отца
и Сына все силы исходят в Святого Духа, и одна побуждает другую,
отчего возникает звук или меркурий, так что все силы звучат и движутся;
иначе, если бы одна не побуждала другой, то ничто бы и не приходило
в движение; и побуждение делает Святого Духа подвижным, так что
Он восходит во всех силах и побуждает все силы Отца, и это дает
начало в них небесному Царству радости или ликованию, а также звучание,
звону, рождению, цветению и росту; все это имеет восхождение свое
от того, что одна сила побуждает другую. Ибо Христос говорит в Евангелии:
Я делаю, и Отец мой делает также (Иоанн. 5, 17). Именно то побуждение
и действие разумеет Он, что всякая сила исходит от Него и порождает
Духа Святого, а в Духе Святом все силы уже в движении от исхождения
Отца: потому движется Дух Святой, и восходит от вечности и до вечности,
и снова зажигает все силы Отца, и делает их подвижными, так что
они непрестанно чреваты.
34.
По такому же именно образу происходит это и в ангелах и людях: ибо
все силы в теле восходят, и побуждают одна другую, иначе ни ангел,
ни человек ничего бы не чувствовал. Когда же один какой-нибудь член
бывает слишком сильно подвигнут, то он взывает о помощи ко всему
телу, и все тело приходит в возбуждение, наподобие великого смятения,
или как если бы налицо был враг, и спешит на помощь этому члену,
и избавляет его от страдания: как ты можешь видеть это, когда сильно
ушибешь себе палец, придавишь его или поранишь, или случится что
бы то ни было с каким-нибудь твоим членом: и вот дух, который на
этом месте, немедленно бежит к матери сердцу, и жалуется матери:
и если боль сколько-нибудь значительна, то мать пробуждает все члены
целого тела, и все должно спешить на помощь этому члену.
35.
Теперь заметь: так одна сила непрерывно побуждает другую в целом
теле, и все силы восходят в голову пред княжеский совет, который
испытует побуждение всех сил. Если какой-нибудь член побуждается
слишком сильно, и причиняет вред тому или другому из княжеских советников,
как-то: пожелает чрез зрение любить то, что ему не подобает (как
поступил господин Люцифер: он Сына Божия, и ему полюбился
высокий свет, и он подвигся или побудился слишком сильно,в желании
стать равным Ему или даже еще прекраснее и выше Его), то советники
удаляют прочь такое побуждение.
36.
Или если бы он захотел слишком сильно побудиться и подвигнуться
через слух, и охотно желал бы слышать ложные речи или вещи, и доставлять
их сердцу, то и таковое советники удаляют прочь.
37.
Или если бы он пожелал чрез обоняние допустить в себе похоть к тому,
что не его (как и поступил господин Люцифер: он допустил в себе
похоть к святому благоуханию Сына Божия, и возомнил, что в своем
восстании и воспламенении будет благоухать еще гораздо сладостнее:
как он затем обманул таким же образом и матерь Еву, сказав, что
если она вкусит от запрещенного дерева, то станет умна и подобна
Богу – Быт. 3, 5), то и такое побуждение советники также удаляют
прочь.
38.
Или если бы он пожелал через вкус допустить в себе похоть и вкусить
того, что не принадлежит ему, или не одного с
телом качества (как матерь Ева в раю допустила в себе похоть к нечистым
дьявольским яблокам, и вкусила от них), то такое побуждение в похоти
советники также удаляют прочь.
Дальше
|