Аврора
или
утренняя заря в восхождении
ГЛАВА
ХXIII
О
ГЛУБИНЕ НАД ЗЕМЛЕЮ
Когда
человек взирает на глубину над землею, он не видит ничего, кроме
звезд и водяных облаков; тогда думает он, что должно существовать
иное место, где являло бы себя Божество с небесным и ангельским
правлением. Он хочет попросту отделить глубину с ее правлением от
Божества, ибо он не видит там ничего, кроме звезд, а между ними
правление — огонь, воздух и вода.
2.
И он думает тогда, что Бог по предначертанию своему создал это так
из ничего: как мог бы в существе быть Бог, или как могло бы это
быть самим Богом? Он всегда воображает себе, что это лишь такой
дом, в котором Бог обитает и правит своим духом: ведь, не может
Бог быть таким Богом, чье существо состоит в силе сего правления.
3.
Иной, может быть, скажет: какой же это Бог, которого тело, существо
и сила состоят в огне, воздухе, воде и земле?
4.
Смотри же, непонятливый человек, вот я покажу тебе истинное основание
Божества. Если все это существо не Бог, то и ты не образ Божий;
если есть иной какой-нибудь чуждый Бог, то ты не имеешь части в
Нем. Ибо ты сотворен из этого Бога, и живешь в Нем, и Он дает тебе
непрестанно из себя силу, благословение, пищу и питье; также и все
знание твое состоит в этом Боге; и когда ты умираешь, то бываешь
погребен в этом Боге.
5.
Если же есть чуждый Бог, который вне этого Бога, кто же тогда вновь
оживит тебя из этого Бога, в котором ты истлел? Как же этот чуждый
Бог, из которого ты не сотворен, и в котором ты никогда не жил,
снова соберет где единый образ тело и дух твой?
6.
Если же ты теперь иное существо, нежели сам Бог, то как же будешь
ты тогда Его сыном? или как может человек и царь Христос быть телесным
Божиим, которого Бог родил из сердца своего?
7.
Если же Божество Его есть иное существо, нежели Его тело, то в Нем
должно было бы быть двоякое Божество: тело Его было бы от Бога сего
мира, а сердце Его — от неведомого Бога.
8.
О, раскрой же очи духа твоего, человек, я хочу показать тебе здесь
истинные и правдивые, настоящие врата Божества, как того хочет этот
единый Бог.
9.
Смотри, вот истинный единый Бог, из которого ты сотворен, и в котором
живешь: когда ты взираешь на глубину, и на звезды, и на землю, то
видишь твоего Бога, и в этом-то Боге ты и живешь и существуешь,
и этот Бог правит тобою, и от этого Бога имеешь ты и чувства свои,
и ты — тварь из Него и в Нем иначе ты был бы ничем.
10.
Ты скажешь теперь, что я пишу по-язычески: слушай же, и смотри,
и замечай разницу, каково все это: ибо пишу я не язычески, а философски;
а также я не язычник, но имею глубокое и истинное познание единого
великого Бога, который есть все.
11.
Когда ты взираешь на глубину, на звезды, стихии и землю, ты не постигаешь
глазами твоими светлого и ясного Божества, хотя Оно и там и во всем
этом; но ты видишь и постигаешь глазами твоими прежде всего смерть,
а затем гнев Божий и адский огонь.
12.
Если же ты возвышаешь мысли свои, и думаешь о том, где Бог, ты постигаешь
звездное рождение, в котором любовь и гнев движутся друг против
друга. Когда же ты почерпаешь веру в Бога, правящего в святости
в этом правлении, то прорываешься сквозь небо, и достигаешь Бога
в святом Его сердце.
13.
Когда же это происходит, то ты бываешь, как всецелый Бог, который
есть сам и небо, и земля, и звезды и стихии; и обладаешь в себе
таким же правлением, и бываешь таким же лицом, как всецелый Бог
в месте сего мира.
14.
Ты скажешь теперь: как мне понять это? ведь царства Божие и адское,
или дьяволово, различны друг от друга, и не могут быть одним телом?
а также и земля и камни не суть Бог, равно как и небо и звезды,
а также стихии, и еще менее того может быть Богом человек; иначе
он не мог бы быть изгнан Богом. Здесь я по порядку изложу тебе основание;
сохрани свой вопрос в уме.
О
ЗВЕЗДНОМ РОЖДЕНИИ И РОЖДЕНИИ БОЖИЕМ.
15.
Прежде времен сотворенного неба и звезд и стихий, и прежде сотворения
ангелов не было такого гнева Божия, а также ни смерти, ни дьявола,
и не было ни земли, ни камней, а также не было и никаких звезд;
но Божество весьма кротко и любовно рождало себя, и слагало в образы,
которые сплачивались сообразно источным духам с их рождением, борьбою
и восхождением, а также и вновь исчезали чрез свою борьбу, и слагались
в иные образы, — все это сообразно тому, какое каждый неточный дух
имел первенство, как ты можешь прочесть выше.
16.
Но заметь здесь точно: суровое и строгое рождение, откуда возникли
гнев Божий, ад и смерть, оно поистине было в Боге от вечности, но
не возжженным или мятежным. Ибо всецелый Бог пребывает в семи видах,
или в семи разных образах, или рождениях; и если бы не было этих
рождений, то не было бы и никакого Бога, а также ни жизни, ни ангелов,
ни какой-либо твари.
17.
И эти рождения не имеют начала, но от вечности всегда так рождались;
и по этой глубине сам Бог не знает, что Он есть. Ибо Он не знает
никакого начала, а также ничего подобного себе, и никакого конца.
18.
Из этих семи рождений во всем ни одно не есть первое, а также ни
одно — второе, третье и последнее; но каждое из всех семи есть и
первое, и второе, и третье, и четвертое и последнее. Однако по тварному
роду и образу я принужден помещать их одно за другим, иначе ты не
поймешь этого: ибо Божество подобно колесу из семи вделанных друг
в друга колесе, где не видно ни начала, ни конца.
19.
Теперь заметь: во-первых, есть терпкое качество; оно непрестанно
рождается шестью прочими духами: в себе самом оно жестко, холодно,
остро как соль, и еще много острее; ибо тварь не может достаточно
постигнуть его остроту, так как в твари оно не бывает одним и единственным;
но я знаю, каково оно по роду возжженного адского качества. Это
терпкое острое качество стягивает воедино и сдерживает в Божественном
теле формы и образования, и иссушает их, так что они пребывают.
20.
Второе порождение есть сладкая вода, и она также рождается из всех
шести духов: ибо она есть кротость, рождаемая из прочих шести, и
выжимается в терпком рождении, и непрестанно вновь зажигает, и гасит,
и укрощает его, чтобы оно но могло проявить своей терпкости, каковую
силу оно имело бы вне воды в своей собственной остроте.
21.
Третье порождение есть горечь, происходящая из огня в воде: ибо
она трется и скорбит в терпком и жестком холоде, и делает холод
подвижным, откуда и возникает подвижность.
22.
Четвертое порождение есть огонь: он происходит из подвижности или
трения в терпком духе; и он острожгуч, а горечь колюча и неистова.
Когда же огневой дух так неистово трется в терпком холоде, то бывает
там скорбное, ужасающее, дрожащее и остро-враждебное порождение.
23.
Заметь здесь глубоко: ибо я говорю здесь по дьявольскому роду, как
если бы свет Божий еще не зажегся в четырех этих силах, как если
бы Божество имело начало: но я не могу иначе и ближе научить тебя,
чтобы ты это понял.
24.
В четверном этом трении жесткий и весьма ужасающий, острый и яростный
холод, подобно талой и очень холодной соляной вод, которая была
бы однако не водою, а такою жесткою силою, подобно камням; и внутри
ее также неистовство и бушевание, жаление и жжение, и вода эта всегда
бывает, как умирающий человек, когда тело и душа разлучаются, весьма
ужасающая скорбь, рождение в муках.
25.
Здесь, человек, одумайся, здесь видишь ты, откуда берет начало дьявол
и его яростная гневная злоба; к тому же гнев Божий и адское пламя,
а также смерть и ад, и вечное осуждение. Вы, философы, заметьте
себе это!
26.
Когда же теперь эти четыре порождения таким образом трутся между
собою, то первенство получает зной и воспламеняется в сладкой воде,
и тогда тотчас же восходит свет.
27.
Пойми это правильно: когда загорается свет, то ему предшествует
огневой испуг: как когда ты ударишь о камень, то сначала видишь
огневой испуг, и тогда только из огневого испуга составляется свет.
28.
Теперь, огневой испуг проницает в воде терпкое качество, и делает
его подвижным; свет же рождается в воде, и становится сияющим, и
он такое непостижимое кроткое и любвеобильное существо, что ни я
и никакая тварь не может довольно описать или высказать, и я только
лепечу, как дитя, которое училось бы говорить.
29.
Этот свет рождается из этих четырех видов посреди их, из тука сладкой
воды, и наполняет все тело этого порождения. И это такое кроткое
благодеяние, благоухание и такая радость для вкуса, что я не знаю
тому никакого подобия; разве только когда посреди смерти рождается
жизнь, или как когда человек, сидевший в великом огненном пылу бывает
внезапно извлечен из него, и перемещен в такую великую кротость;
причем огненные муки, которые он раньше испытывал, теперь внезапно
прошли, и он водворен в такое кроткое благодеяние.
30.
Так и порождение четырех видов бывает водворено в такое кроткое
благодеяние, когда в них восходит свет.
31.
Но ты должен здесь понять меня правильно: я пишу по тварному роду,
как если бы человек был пленником дьявола, и внезапно из адского
огня водворен был в свет Божий.
32.
Ибо в порождении Божием свет не имеет начала; но он от вечности
светил так в порождении, и сам Бог не знает здесь никакого начала.
Но только здесь дух растворяет пред тобой врата ада, чтобы ты видел,
как это бывает в дьяволе и в аду, и как в человеке, когда в нем
погаснет Божественный свет и он погружен в гнев Божий: он живет
тогда в подобном порождении и в такой скорби, боли и муке.
33.
И я не могу изложить тебе это ни в каком ином образе, ибо я принужден
описывать это так, как если бы Божественное порождение имело или
брало начало, когда оно стало таким. Я пишу здесь весьма правдивые
и ценные слова, которые разумеет только дух. Теперь заметь:
ВРАТА
БОЖИИ.
34.
Свет, что рождается теперь из огня, и становится сияющим в воде
и наполняет все порождения, и освещает его, и укрощает, — он есть
поистине сердце Божие или Сын Божий: ибо он всегда таким образом
рождается из Отца. В есть иное лицо, нежели качества и порождение
Отца.
35.
Ибо порождение Отца не может уловить или постигнуть свет, и воспользоваться
им для своего рождения; во свете пребывает свободным сам по себе
и никакое порождение не объемлет его, и он наполняет и освещает
все порождение, как единородный Сын Отца (Иоан. 1,14).
36.
И этот свет в человеческом рождении называю я душевным рождением
[“разумей образ, прорастающий из сущностей души по подобию Божию”\
или рождением души, качествующим совместно с этим душевным рождением
Божием: и здесь душа человека бывает единым сердцем с Богом, если
только она также пребывает в этом свете.
37.
Теперь пятое порождение в Боге таково: когда этот свет проникает
таким образом весьма кротко и любовно сквозь первые четыре порождения,
он приносит с собою сердце сладкой воды и ее самую нежную и любовную
силу. И когда теперь острые рождения отведают ее, они становятся
совершенно кроткими и любвеобильными, и бывает тогда, как если бы
непрестанно в смерти восходила жизнь.
38.
Тогда все духи отведывают друг друга, и получают каждый новую силу:
ибо терпкое качество становится теперь весьма мягким, укрощаемое
силою света из сладкой воды; и в огне восходит сладкая любовь, ибо
холод согревается, и сладкая вода делает острый вкус весьма приятным
и кротким.
39.
И в острых и огненных порождениях теперь одно только томление любви,
вкушение, дружеское заражение, блаженное порождение: там только
одна любовь, а весь гнев и вся горечь накрепко заточены в средоточии,
как в великой крепости; и это порождение весьма кротко и благодетельно,
горький же дух стал теперь живою подвижностью.
40.
Шестое же порождение в Боге таково: когда духи в своем рождении
таким образом вкушают друг от друга, они становятся весьма радостными:
ибо молния огня или острота в рождении поднимается теперь ввысь,
и движется, подобно как воздух в сем мире.
41.
Ибо когда одна сила побуждает другую, они вкушают друг от друга,
и становятся совершенно радостными: ибо свет рождается из всех сил,
и проникает вновь сквозь все силы; чрез это и в этом рождается восходящая
радость, откуда возникает звук. Ибо от побуждения и движения рождается
живой дух, и этот дух, проникает сквозь все порождения, совершенно
неуловимый для рождения и непостижимый, и он есть весьма радостная,
приятная острота, как бы сладостная музыка; и когда теперь рождение
рождает, оно обнимает свет, и снова произносит его в рождение чрез
посредство движущегося духа.
42.
И этот движущийся дух есть третье лицо в рождении Божием, и зовется
Богом Духом Святым.
43.
Седьмое порождение пребывает в Духе Святом, и в Нем сохраняет свое
рождение и образование: когда Он проходит чрез острые рождения,
он проходит вместе с звуком, и слагает и образует различные образы,
все сообразно тому, как борются между собою острые рождения.
44.
Ибо в рождении они непрестанно борются между собою, как в любовной
игре: и какое восходит рождение со своими цветами и вкусом, сообразно
тому слагаются и образы.
45.
И это рождение зовется теперь Богом Отцом, Сыном, Духом Святым,
и никакое рождение не есть первое или последнее: и хоть я и делаю
различие, и помещаю одно после другого, однако ни одно из них не
есть первое или последнее, но они пребывали так от вечности в равном
существе и на равном престоле.
46.
Но я принужден только делать различие при писании, чтобы читатель
мог понять это: ибо я могу писать только человеческие слова, а не
небесные; хотя все написано весьма правильно, однако существо Божие
состоит в силе, и только дух постигает его, а не мертвая плоть.
47.
Итак, ты можешь таким образом понять, какое Бог существо, и как
пребывают в Нем три лица; не надо сравнивать Божество с каким-либо
изображением, ибо оно есть рождение всех вещей; а также если бы
в четырех первых видах не было острого порождения, то не было бы
и никакой подвижности, и не мог бы зажечься свет и породить жизнь.
48.
Но вот теперь это острое рождение есть источник подвижности и жизни,
равно как и света, откуда происходит живой и разумный дух, который
в порождении разделяет, слагает и образует. Ибо терпкое холодное
рождение есть начало всех вещей; оно терпко, сурово, стягивает воедино
и крепко сдерживает вместе, и оно в порождении дает образ, и стягивает,
и делает рождение густым, так что становится природой: и потому
природа и осязаемость имеют начало свое во всем теле Божием.
49.
И эта природа теперь — как мертвое неразумное существо, и не участвует
в силе рождения, но она есть некоторое тело, в котором сила рождает;
и она есть тело Божие, и обладает всею силою, как целое порождение;
и духи рождения берут свою крепость и силу из тела природы, и рождают
непрестанно вновь; и терпкий дух непрестанно вновь стягивает воедино
и иссушает: так пребывает тело, а равно и духи рождения.
50.
Второе рождение есть вода: она берет свое начало в теле природы.
51.
Заметь: когда свет пронизывает насквозь сиянием своим стянутое тело
природы, и укрощает его, то рождается в теле кроткое благодеяние;
и жесткая сила тотчас же становится весьма кроткой, и тает, как
лед на солнце, и делается жидкой, как вода в воздухе; и однако ствол
природы или небесной осязаемости остается: ибо терпкий и огненный
дух сдерживают его, а кроткая вода, тающая от возжжения света в
теле природы, проникает сквозь суровое и строгое, холодное и огненное
рождение, и она весьма сладка и приятна.
52.
Строгое же и суровое рождение утоляется ею, и, отведав ее, становится
восходящим и радостным; и это есть восхождение радости, в котором
рождается кроткая жизнь. Ибо это есть вода жизни, где в Боге, а
равно и в ангелах и людях, рождается любовь; ибо все имеет одинаковые
силу и рождение.
53.
И когда теперь силы рождения вкусят воды жизни, они приходят в трепет
от радости любви: и этот трепет или это движение, восходящее посреди
рождения, горько: ибо оно быстро восходить из рождения, когда проникает
в него вода жизни, как радостный прыжок рождения.
54.
Но так как оно восходит так скоро, и рождение поднимается с тою
же быстротою, прежде чем успело всецело пропитаться водою жизни,
то этот испуг сохраняет свою горечь от сурового рождения: ибо начальное
рождение весьма сурово, холодно, огненно и терпко.
55.
Потому и испуг так возносчив и трепетен: ибо он движет все рождение,
и трется в нем, пока не возжжет огня в жестокой ярости, откуда берет
свое начало свет. И тотчас же дрожащий испуг освещается кротостью
света и движется в рождении взад и вперед и вкось, и вверх и вниз
подобно колесу с вделанными друг в друга семью колесами.
56.
От этого проницания и вращения возникает звук или звон по роду каждого
духа, и непрестанно заражаются силы одна от другой, ибо силы суть
как единокровные братья в одном теле; и восходит кротость, и дух
рождается и проявляется в бесконечном многообразии.
57.
Ибо какая сила являла себя теперь могущественнейшей при обращении,
то есть, в рождении, по той силе, роду и цветам и слагал Дух Святой
образы в теле природы.
58.
Ты видишь таким образом, что никакая сила не бывает первой, и никакая
— второй, третьей, четвертой и последней; но последняя так же порождает
первую, как и первая последнюю; и средняя берет свое начало в равной
мере от последней, первой, второй, третьей и так далее.
59.
И ты видишь также, что природа не может быть отделена от сил Божиих;
но все составляет одно тело. Божество, то есть святая сила сердца
Божия, рождается в природе; и так же происходит или исходит Дух
Святой из сердца света непрестанно чрез все силы Отца, и слагает
все, и образует все.
60.
Все это рождение разделяется теперь на три различия, где каждое
есть нечто особое и целое; и ни одно не разлучено с другим.
ВРАТА
СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
61.
Все рождение, которое есть небо всех небес, равно как и сей мир,
который в теле всецелого, а также место земли и всех тварей, и куда
бы не простерлась твоя мысль или дума, все это вместе есть Бог Отец,
не имеющий ни начала, ни конца: и куда бы ни простерлась твоя мысль
и дума, будь то самая малая окружность, какую ты только можешь выискать,
везде рождение Божие совершенно, и неудержимо, и непреодолимо.
62.
Если же произойдет так, что в какой-нибудь твари или в каком-нибудь
месте погаснет свет, то там — суровое рождение, пребывающее сокровенно
в свете, в самом внутреннем ядре его. И это одна часть.
63.
Вторая часть или второе лицо есть свет, который непрестанно рождается
из всех сил, и в свой черед освещает все силы Отца, и обладает родником
всех сил.
64.
Но Он различается от Отца, как особое лицо, потому что рождение
Отца не может постигнуть Его, и однако Он Сын Отца, непрестанно
рождающийся из Отца: ты можешь видеть образец тому на всех зажженных
огнях в сем мире; вдумайся лишь в него.
65.
И Отец потому так сердечно любит этого своего единородного Сына,
что Сын есть свет и кроткое благодеяние в Его теле, и чрез силу
Его восходит радость и блаженство Отца.
66.
Это суть два лица, и ни одно не может обнять, удержать и постигнуть
другое, и одно также велико, как и другое; и если бы не было одного,
то не было бы и другого.
67.
Заметьте здесь, евреи, турки и язычники, ибо это касается вас: здесь
растворяются для вас врата Божии; не ожесточайте себя сами, ибо
ныне время благоприятное; вы вовсе не забыты Богом, но если обратитесь,
то свет и сердце Божие взойдет в вас, как светлое солнце.
68.
Таковое пишу я в силе и совершенном познании великого Бога, и хорошо
разумею в том Его волю. Ибо я живу и сам в Нем, и в труде этом зеленею
от корня и ствола Его, и это должно быть так. Будь только осмотрителен:
если ты ослепнешь, то не будет больше помощи, и ты не можешь сказать,
что не знал этого. Вставай же, наступает день!
69.
Третье различие, или третье лицо в существе Божием, есть движущийся
Дух, который возникает от восстания в испуге, где родится жизнь:
Он движется теперь во всех силах, и есть дух жизни; и силы не могут
более постигнуть или схватить Его, но Он зажигает силы, и движением
своим создает фигуры и образы, и слагает их сообразно роду, в каком
состоит в каждом месте борющееся рождение.
70.
И если ты не хочешь быть слепым, то должен знать, что воздух есть
этот дух: но в месте сего мира природа весьма мятежно возжжена в
огне гнева, каковое возжжение произвел князь Люцифер; и Дух Святой,
который есть дух кротости, пребывает в нем в своем небе сокрыто.
71.
Не надо тебе спрашивать, где это небо? оно в твоем сердце, только
раствори его; здесь оказан тебе ключ.
72.
Итак, есть единый Бог, и три различных лица одно в другом, и ни
одно не может ни объять, ни удержать или испытать происхождение
другого; но Отец рождает Сына, и Сын есть сердце Отца, и любовь
и свет Его, и есть источник радости и начало всякой жизни.
73.
И Дух Святой есть дух жизни, и образователь и творец всех вещей,
и совершитель воли в Боге: Он образовал и сотворил из тела и в теле
Отца всех ангелов и тварей, и содержит и образует еще ежедневно
все, и Он есть острота и живой дух Божий: как Отец из сил своих
произносит слово, так Дух и образует.
О
ВЕЛИКОЙ ПРОСТОТЕ БОЖИЕЙ.
74.
Сюда, молодец в коричневом кафтане, съезжающий с неба в ад, и из
ада прямо в смерть, где жало дьявола, оглянись здесь, умник, полный
злого умничанья.
75.
Заметьте себе это, вы, умные в глазах мира юристы: если вы не захотите
явиться пред это зеркало, пред ясное и светлое лицо Божие, и поглядеться
в него, вот дух предложит вам рождение в самом внутреннем терпком
круге, где рождается умность, где острота скорбного рождения Божия;
ибо там рождается ваша умность и ваш глубокий разум.
76.
Хотите вы теперь быть богами, а не дьяволами, то пользуйтесь святым
и кротким правом Божиим; если же нет, то вы принуждены будете непрестанно
и вечно рождать в строгом и суровом рождении Божием. Это говорит
дух, как слово Божие, а не мертвая плоть моя.
77.
Ты должен знать, что я черпаю это не из мертвого разума; но дух
мой качествует совместно с Богом, и испытует Божество, каково оно
со всем его рождением, вкусом и запахом: нахожу, соответственно,
что Божество — весьма простое, кроткое, любовное и тихое существо,
что рождение Троицы Божией совершается весьма кротко, дружественно,
любовно и согласно; и острота самого внутреннего рождения никогда
не может подняться в кротость Троицы, но пребывает сокрытою в глубине.
78.
И острота в сокровенном называется гневом Божиим, и существо
кротости в Троице называется Богом. Ничего не исходит здесь из остроты,
что повреждало бы, или возжигало бы гнев; но духи в нежной кротости
играют между собою, как малые дети, когда они радуются друг с другом,
и каждое имеет дело свое, и они играют все вместе, и ласкают друг
друга.
79.
Так бывает и у святых ангелов; и в Троице Божией весьма кроткое,
любовное и сладостное существо, где Дух непрестанно восходит в звуке,
и силы побуждают друг друга, как если бы там восходило сладостное
пение или игра на струнах.
80.
И каково восхождение духов в каждом месте, таков слагается и звук,
но весьма кроткий и непостижимый для ангельских тел, но постижимый
для душевного рождения ангелов; и как проявляет себя Божество в
каждом месте, так проявляются и ангелы. Ибо ангелы сотворены из
этого существа, и имеют посреди себя князей своих из источных духов
Божиих такими, каковы они в рождении Божием.
81.
Поэтому, как проявляется существо Божие в рождении, так проявляются
и ангелы; какая сила в каждое время имеет первенство в рождении
Божием, и ликует из сердца Божия в Духе Святом, той силы князь ангельский
и вступает с пением и хвалою своею преимущественно пред всеми другими,
и ликует с воинством своим, то один, то другой: ибо рождение Божие
— как колесо.
82.
Когда же сердце Божие являет себя особо с ясностью своею,
то восходит все воинство всех трех святых царств ангельских. И в
этом восхождении сердца Божия царь и первенец — человек Иисус Христос:
он предводит дарственные лики со всеми святыми душами людей до Последнего
дня. Тогда святые люди станут совершенными ангелами, а безбожные
— совершенными дьяволами, и так —в свою вечность. Поглядись здесь
в зеркало, умный мир, откуда берется твоя умность.
83.
Теперь ты скажешь: ты ищешь своей умности гораздо глубже, нежели
мы; ты хочешь подняться в сокровенное Бога, что не подобает ни одному
человеку. Мы ищем только человеческой умности, а ты хочешь быть
равным Богу и знать все о том, каков Бог, и каков Он во всех вещах,
будь то в небе и в аду, в дьяволах, ангелах и людях. И потому не
неправедно вовсе изыскивать всякие тонкие, острые хитрости: ибо
это приносит почет и власть, а также богатство.
84.
Возражение: если ты последуешь за мною по той лестнице, по которой
я поднимаюсь в глубину Божию, ты поднимешься хорошо. Не разумом
моим и не по преднамеренной воле моей пришел я к этому учению, или
этому труду и познанию; и я не искал также этой науки, и ничего
не узнал о ней; я искал одно только сердце Божие, чтобы укрыться
в нем от непогоды.
85.
Но когда достиг в него, то была возложена на меня эта великая и
тяжелая работа — открыть и возвестить миру ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ;
а так как мир упорно устремляет вожделение свое на корень дерева,
то открыть людям, что есть все дерево в целом; и вместе с тем заявить,
что настала утренняя Заря того дня, который давно предрешен был
Богом в Его Совете. Аминь.
86.
Итак, ты видишь теперь, что есть Бог, и как любовь и гнев Его пребывали
от вечности, а также каково Его рождение: и ты не должен говорить,
что живешь и существуешь не в Боге, или что Бог есть нечто чуждое,
к чему ты не можешь прийти, но где ты находишься, там и врата Божие.
Теперь, если ты, то душою твоею ты у Бога на небе; если же безбожен,
то душою твоею ты в адском огне.
87.
Заметь теперь далее: когда Бог сотворил ангелов всех вместе, они
сотворены были из этого порождения Божия: тело их сплочено было
воедино из природы, и в нем рождался их дух и свет, как рождалось
Божество: и как неточные духи Божие почерпали силу и крепость свою
непрестанно из тела природы, так и ангелы черпали силу и крепость
свою непрестанно из природы Божией.
88.
И как Дух Святой давал всему в природе образ и вид, так и дух ангельский
качествовал в Духе Святом совместно, и помогал давать всему образ
и вид, чтобы все было единым сердцем и волею, и было чистым наслаждением
и радостью.
89.
Ибо ангелы суть дети великого Бога, которых Он породил в своем природном
теле, для умножения Божественной радости.
90.
Но здесь ты должен знать, что тела ангелов не могут постигнуть рождения
Божия: и тело их не разумеет его, один только дух разумеет; тело
же пребывает в покое, подобно как природа в Боге, и предоставляет
духу работать с Богом и любовно играть. Ибо ангелы играют пред Богом
и в Боге, как малые дети пред родителями, и тем умножается Божественная
радость.
91.
Когда же был сотворен высокомогущественный князь и царь Люцифер,
он не захотел этого делать, но восстал, и захотел один быть Богом,
и возжег в себе огонь гнева; так поступили и все его ангелы.
92.
Когда же это произошло, он взревел своим возжженным огневым духом
в природу Божию, и все тело в природе Бож1ей, насколько простиралось
его владычество, было зажжено. Но так как свет его тотчас же погас,
то он духом своим не мог больше качествовать в обоих рождениях,
Сына Божия и Святого Духа Божия, но остался в остром рождении Божием.
93.
Ибо острое рождение не может постигнуть Света и Духа Божия, потому
Они и суть два особых лица. Потому и господин Люцифер суровым своим,
холодным и жестким огневым рождением не мог более ни касаться и
видеть Сердца и Святого Духа Божия, ни вкушать и чувствовать Их;
но был извергнут со своим огневым духом в самую внешнюю природу,
где он возжег огонь гнева.
94.
Хотя эта природа и есть тело Божие, и в ней рождается Божество,
но дьяволы не могут объять кроткого рождения Божия, восходящего
в свете: ибо тело их умерло в свете и живет в строгом и суровом
рождении Божием, где свет уже никогда не возжигается вновь.
95.
Ибо тучность их в сладкой воде перегорела, и вода эта превратилась
в кислый смрад, где уже не может более возжечься огонь Божий, и
свет Божий не может более входить в него.
90.
Ибо источные духи в дьяволах заключены в жестком гневе; тела их
суть жесткая смерть, а духи их — яростное жало гнева Божия, и неточные
духи их порождают себя непрестанно в самой внутренней остроте, по
праву острого Божества.
97.
Ибо иначе они не могут порождаться, и не могут также ни умереть,
ни прийти; но пребывают в наискорбнейшем рождении, и нет в нем ничего,
кроме одной только ярости, и гнева злобы; возженный источник огня
восходит от вечности и до вечности, и они вовеки не смогут более
коснуться сладкого и светлого рождения Божия, ни видеть или постигать
его.
О
ВОЗЖЕННОЙ ПРИРОДЕ.
98.
Природу же Бог потому так жестоко зажег и разгневался в ней, что
тем самым жилище для дьяволов, и держал их там в плену, чтобы они
были детьми Его гнева, в которых Он господствовал бы своей яростной
ревностью, а они бы господствовали в гневе.
Дальше
|