Аврора
или
утренняя заря в восхождении
ГЛАВА
XXIV
ОБ
ОБРАЗОВАНИИ ТЕЛА ЗВЕЗД
Когда
теперь все тело природы в пространственности сего мира как бы застыло
в жесткой смерти, и однако в нем была сокрыта жизнь, Бог подвигнул
все тело природы сего мира в четвертый день, и породил из природы
звезды, из взошедшего света: ибо колесо рождения Божия снова было
в движении, как то было в отце.
2.
Хотя оно было в движении уже в первый день, и предприняло рождение
в теле поврежденной природы; ибо в первый день отделилась жизнь
от смерти, на второй же день была сотворена твердь между ними, а
на третий день жизнь пробилась сквозь смерть: ибо тогда свет прорвался
сквозь тьму, и мертвое тело природы сделал зеленеющим и подвижным.
3.
Ибо на третий день тело природы так жестоко скорбело, пока огонь
любви не возжегс0я в смерти, и свет жизни не пробился сквозь застывшее
тело смерти, и не зазеленел из смерти; но на третий день он состоял
только в огневом испуге, откуда возникла подвижность.
4.
На четвертый же день свет взошел, и воздвиг престол свой в доме
смерти, но смерть не может объять его; как суровое рождение Божие,
пребывающее в самом внутреннем ядре, откуда возникает жизнь, не
может постигнуть кротости, ни света кротости, вместе с духом, который
в кротости; как и мертвая тьма сего мира не может постигнуть света
природы, а также никакой дьявол.
5.
Но свет сияет сквозь смерть, и воздвиг царский престол свой посреди
дома смерти и гнева Божия, и рождает себе из дома гнева новое тело
Божие, пребывающее вечно в любви Божией, и непостижимое для ветхого,
зажженного в самом внешнем рождении тела.
6.
Ты спросишь теперь: как мне понять это? Я не могу вписать тебе это
в сердце, ибо это разума и понимания не всякого, особенно если дух
состоит в доме гнева, а не качествует совместно с светом Божиим:
но я хочу показать тебе это в земных подобиях, чтобы ты мог прийти
к несколько более глубокому смыслу.
7.
Взгляни на дерево: снаружи у него жесткая, грубая кора, мертвая
и застылая: однако она не вовсе в смерти, но в немощи; и есть различие
между ею и телом, которое растет под корою; у тела же есть своя
живая сила, и оно прорывается сквозь засохшую кору, и порождает
множество прекрасных молодых тел, которые однако все коренятся в
старом теле.
8.
Кора же — как смерть, и не может постигнуть жизни дерева, но только
держится на нем, и есть покров его, в котором гнездятся черви, и
тем разрушают наконец и само дерево.
9.
Таков и весь дом сего мира: внешняя тьма есть дом гнева Божия, где
обитают дьяволы, и она есть поистине дом смерти, ибо святой свет
Божий умер внутри ее. [“Он вернулся в свое Начало; и самую внешнюю
сущность в Боге надо почитать как бы мертвою, и хотя она и живет
в Боге, но в ином источнике."\
10.
Тело же этого великого дома, лежащее сокрыто под корою тьмы, непостижимое
для тьмы, оно есть дом жизни, где борются между собою любовь и гнев.
11.
Любовь же непрестанно прорывается сквозь дом смерти, и порождает
святые небесные ветви на великом дереве, состояния в свете. Ибо
они прорастают сквозь кору тьмы, подобно как ветвь сквозь кору дерева,
и суть единая жизнь с Богом.
12.
И гнев прорастает также в доме тьмы, и заражением своим удерживает
в плену не одну благородную ветвь в доме ярости в смерти.
13.
Таков состав или содержание звездного рождения, о котором я намерен
писать здесь.
14.
Теперь спрашивается: что же суть звезды? или из чего они произошли?
Они суть сила семи духов Божиих. Ибо когда гнев Божий возжжен был
в сем мире дьяволами, то весь дом сего мира в природе или в самом
внешнем рождении как бы застыл в смерти, отчего произошли земля
и камни. Когда же этот жесткий шлак был согнан воедино в одну глыбу,
то глубина стала чище, но осталась совершенно темною; ибо свет в
ней умер в гневе.
15.
Но тело Божие сего мира не могло оставаться в смерти, но Бог подвигся
со своими семью источными духами на рождение.
16.
Но ты должен правильно понять эту высокую вещь: свет Божий, который
есть Сын Божий, не умер, равно как и Святой; но свет, который от
вечности исходил из сердца Божия и освещал природу, рождаемую из
семи духов Божиих, он выступил из жестоко поврежденной природы.
Оттого природа сего мира со своею осязаемостью осталась в смерти
и не может постигнуть света Божия, но есть темный дом дьявола.
17.
После сего на четвертый день творения, Бог снова возродил весь дом
сего мира с его качествами, и водворил источных духов в доме тьмы,
чтобы снова породить себе из него новое тело в хвалу и честь свою.
18.
Ибо замысел Его был — сотворить себе вновь из этого дома иное ангельское
воинство, и это должно было совершиться так: Он хотел создать ангела,
каковым был Адам, который должен был породить из себя подобных себе
тварей, и эти твари обладали бы домом нового рождения; и в средину
времени должен был родиться царь их из тела человека, и обладать
новорожденным царством, как царь этих тварей, на место поврежденного
и изгнанного Люцифера.
19.
По исполнении сего времени Бог хотел украсить этот дом с его качествами,
как царское правление, и отдать его в достояние этим источным духам,
чтобы в доме тьмы и смерти они снова произвели тварей и образы,
как они то делали от вечности, пока не было бы завершено все воинство
новосозданных ангелов, каковыми были люди: тогда Бог хотел заточить
дьявола накрепко в доме тьмы в тесный ад, и снова возжечь в своем
свете весь дом до самого дьяволова ада.
20.
Теперь спрашивается: почему Бог не тотчас же заточил его, тогда
бы он не наделал так много беды? Вот смотри: это было предначертание
Божие, и оно должно было совершиться,—чтобы вновь воссоздать себе
из поврежденной природы земли ангельское воинство: разумей — новое
тело, которое пребыло бы в Боге вечно.
21.
В том не было вовсе намерение Божие, чтобы отдать дьяволу всю землю
в вечное обитание, но только смерть и ярость земли, которые дьявол
внес в нее.
22.
Ибо чем же согрешил пред Богом салиттер земли, чтобы ему состоять
всецело в вечной срамоте? Ничем: он был только телом и должен был
оставаться в покое, когда дьявол восстал в нем.
23.
Если бы Бог должен был тотчас же передать его дьяволу в вечное обитание,
то из этого места не могло бы быть построено новое тело. Чем же
согрешило теперь в Боге это пространство, чтобы стоять ему в вечной
срамоте? Ничем: это было бы несправедливостью.
24.
Намерение же Божие было в том, чтобы создать себе из земли прекрасное
ангельское воинство, а также разные образования. Ибо все в ней и
на ней должно было зеленеть и заново рождаться, как то можно видеть
на рудах, камнях, деревьях, зелени и траве, и различных животных,
по небесному образу.
25.
И хотя это образование и было преходящим, ибо оно не было чисто
пред Богом, однако Бог хотел в конце сего времени извлечь оттуда,
из нового возрождения, сердце и ядро, и отделить от смерти и гнева;
и новое возрождение должно было вечно зеленеть в Боге вне сего места,
и вновь приносить небесные плоды.
26.
Смерть же земли и гнев в ней должны были стать вечным домом господину
Люциферу, по завершении нового рождения; тем временем господин Люцифер
должен был оставаться в плену в глубине над землею во тьме; там
он и находится ныне, и теперь уже недолго ему дожидаться своего
счастья.
27.
А чтобы теперь это новое рождение могло совершиться помимо воли
дьявола, Творец как бы тварно родился в своих источных духах в теле
сего мира: и все звезды суть не что иное, как силы Божие, и в семи
источных духах состоит все тело сего мира.
28.
А что так много, и так различны действия, то это бесконечность,
с какою воздействуют друг на друга семь духов Божиих, и порождаются
в бесконечном многообразии.
29.
Что рождение или тело звезд не меняется в своем престоле, как то
было от вечности, это означает, что должно быть постоянное рождение,
которое бы непрестанно вновь зажигало застывшее тело земли в однообразном
и, однако, бесконечном воздействии, и оно вновь порождалось бы,
равно как и дом глубокой тьмы над землею; и тем самым могло бы непрестанно
рождаться из смерти новое тело, пока не завершится время и все новорожденное
тело.
30.
Теперь ты скажешь: но тогда звезды суть Бог, и их надо почитать,
как Бога, и поклоняться им? До этого дошли мудрые язычники, острым
разумом своим, впрочем, далеко превзошедшие наших философов; но
истинная дверь познания оставалась еще сокрытой для них.
31.
Смотри: ведь звезды же сплочены воедино из Бога; но ты должен понимать
различие между ними, ибо они суть сердце и кроткое, чистое Божество,
которому должно воздавать честь и поклонение, как Богу; но они суть
самое внутреннее и острое рождение, где все состоит в боях и борении,
хотя и сердце Божие непрестанно рождается, и Дух Святой непрестанно
исходит в исхождении жизни.
32.
Но острое рождение звезд не может вновь объять сердца Божия, равно
как и Святого Духа; но свет Божий, восходящий в скорбности, вместе
с движением Святого Духа, остается свободным сам по себе, как сердце,
и господствует в средоточии, в затворе сокровенного неба, которое
из воды жизни.
33.
Ибо от этого неба получили звезды свое первое возжжение, и они и
суть лишь как бы орудие, которым пользуется Бог для рождения.
34.
Это точно такое же рождение, как в человеке: тело также есть отец
души; ибо душа рождается из силы тела, и когда тело пребывает в
скорбном рождении Божием, подобно звездам, а не в яростном адском,
то и душа человека качествует совместно с чистым Божеством,
подобно как член со своим телом.
35.
Так и сердце или свет Божий непрестанно рождается в теле сего мира;
и это рожденное сердце есть единое сердце с вечным безначальным
сердцем Божиим, которое в небе и превыше всех небес.
36.
Не в одних только звездах и из звезд рождается оно, но во всем теле
сего мира; звезды же непрестанно зажигают тело сего мира, так что
везде совершается рождение.
37.
Но ты должен хорошо заметить это здесь: свет или сердце Божие берет
начало свое не из одних только диких и суровых грубых звезд, где
любовь и гнев пребывают совместно друг в друге, но из того престола,
где непрестанно рождается кроткая вода жизни.
38.
Ибо эта вода в возжжении гнева не была схвачена смертью, но пребывает
от вечности и до вечности, и простирается во все концы в сем мире;
и она есть вода жизни, прорывающаяся сквозь смерть, и из нее будет
построено новое тело Божие в сем мире.
39.
И она содержится в звездах, равно как и во всех концах, однако нигде
не содержится осязаемо и постижимо, но наполняет одновременно все
зараз; есть она и в теле человека: и кто жаждет этой воды, и выпьет
от нее, в том загорается свет жизни, каково есть сердце Божие, и
тотчас изливается Дух Святой.
40.
Теперь ты скажешь: как же состоят тогда звезды в любви и гневе?
Смотри: звезды взошли из возжженного дома гнева Божия, подобно как
подвижность дитяти во чреве матери на третий месяц; но они получили
свое возжжение от вечной неумирающей воды жизни: ибо эта вода никогда
не умирала в природе.
41.
Когда же Бог подвигся в теле сего мира, то на третий день скорбности
стала тереться в рождении сего мира: отсюда возникла молния огня,
и возжегся свет звезд в воде жизни. Ибо до третьего дня, со времени
возжжения гнева Божия в сем мире, природа в скорби была темною долиною,
и пребывала в смерти; но на третий день жизнь прорвалась сквозь
смерть, и началось новое рождение.
42.
Ибо столько времени, и ни часом больше, покоился в смерти и новорожденный
царь и великий князь сего мира, Иисус Христос, и вновь возродил
к свету три первых дня творения природы, как и это время смерти,
чтобы это время стало единым временем с временем вечным, и чтобы
не было между ними ни единого дня смерти; и чтобы вечная любовь
и новорожденная любовь из нового тела природы стали единою вечною
любовью, и чтобы не было никакого различия между вечною и новорожденною
любовью; но чтобы новорожденная любовь достигала до того существа,
которое было от вечности, а также и сама по себе простиралась бы
в вечность.
43.
Так связана новорожденная любовь, взошедшая в свет из воды жизни
в звездах и во всем теле сего мира, с вечной безначальной любовью,
чтобы было единое сердце и единый дух, несущий и держании все.
44.
В этом возжжении света в звездах и стихиях природное рождение не
всецело превратилось поэтому в святую кротость, как то было прежде
времени гнева, так чтобы стать ему теперь совершенно святым и чистым;
нет, но оно состоит в своем самом остром суровом и скорбном рождении,
котором гнев Божий прорастает непрерывно, подобно адскому огню.
45.
Ибо если бы природа с острым рождением своим совершенно и всецело
превратилась в любовь по праву небесному, то дьяволы были бы снова
в святом месте Божием.
46.
И ты можешь весьма ясно увидеть и понять это по жестокому зною и
холоду, а также по яду, горечи и кислоте в сем мире, каковые все
стоят в звездном рождении, где содержатся в плену и дьяволы.
47.
Звезды суть лишь возжжение великого дома: ибо весь дом застыл в
смерти, подобно земле; ибо самое внешнее рождение мертво и застыло,
как кора на дереве; звездное же рождение есть тело, в котором внутри
восходит жизнь.
48.
В теле же своем оно весьма остро; но новое рождение, восходящее
в воде жизни, и пробивающееся сквозь смерть, делает его кротким.
Но оно не может изменить ядро острого рождения, но рождается из
него, и сохраняет для себя свою святую новую жизнь, и пробивается
сквозь гневную смерть, и гневная смерть не может объять его.
49.
Эта любовь и гнев теперь суть поистине единое тело, но вода жизни
есть небо раздела между ними, так что любовь не принимает в себя
и не постигает гнева, и также гнев не принимает в себя и не постигает
любви; но любовь восходит в воде жизни, и принимает от первого и
строгого рождения в себя силу, которая в свет и рождается из гнева,
так что новое тело рождается из ветхого. Ибо ветхое, стоящее в строгом
рождении, принадлежит дьяволу, и есть дом его, а новое — царству
Христа.
50.
Теперь спрашивается: но тогда, значит, не все три лица Божества
пребывают в рождении кротости в сем мире? Да, они все три пребывают
в сем мире в полном рождении любви, кротости, святости и чистоты,
и непрестанно рождаются в той же сущности и в том же существе, как
то было от вечности.
51.
Вот смотри: Бог Отец говорит к народу Израиля на горе Синае, давая
им закон: ,,Я гневный Бог ревнитель на ненавидящих меня" (Исх.
20, 5; Второз. 5, 9).
52.
Ты не можешь теперь из этого единого Отца, который гневен, а также
любовен, сделать двух лиц; но это единый Отец, непрестанно рождающий
своего возлюбленного Сына, и от Них обоих непрестанно исходить Дух
Святой.
53.
Заметь глубину в средоточии: Отец есть единое существо, который
сам есть все, и от вечности непрестанно рождал своего возлюбленного
Сына; и в обоих непрестанно в молнии, где рождается жизнь, происходил
Дух Святой.
54.
Из строгого же и сурового рождения источных духов Отца, где ревность
и гнев, непрестанно происходить тело природы, где пребывает свет
Сына, как сердце Отца, непостижимо для природы.
55.
Ибо свет в рождении посреди его, и он есть обитель жизни, где рождается
кроткая жизнь Божия из всех сил Отца: и в том же месте исходит Дух
Святой от Отца и Сына.
56.
Но теперь эти же силы Отца, которые в возжжении света, суть святой
Отец и кроткий Отец и чистое рождение Божие, а восходящий в них
дух есть Дух Святой; острое же рождение есть тело, в котором непрестанно
рождается эта святая жизнь.
57.
Когда же свет Божий сияет сквозь это острое рождение, оно становится
совершенно кротким, и бывает как спящий человек, в котором непрестанно
движется жизнь, тело же кротко покоится.
58.
В этом теле природы и произошло теперь возжжение: ибо из этого тела
были сотворены и ангелы; и если бы они не восстали в своем высокомерии,
и не воспламенились, то и тело их вечно пребывало бы в тихой и непостижимой
кротости, как в прочих ангельских княжествах вне сего мира; и дух
их вечно рождался бы в их теле кротости, как и в теле Божием Святой
Троицы, и врожденный дух их был бы единым сердцем, волею и любовно
со Святою Троицей: ибо на тот конец и были они сотворены в теле
Божием, на радость Божеству.
59.
Но господин Люцифер захотел сам стать могущественным Богом, и зажег
свое тело, и пробудил в нем острое рождение Божие, и он противопоставил
себя светлому сердцу Божию, желая господствовать в нем своею остротою,
что было однако невозможно.
60.
Но как он восстал и воспламенился против Божественного права, то
и острое рождение восстало против него в теле Отца, и заключило
его в плен в самом остром рождении, как гневного сына; там теперь
и его вечное владычество.
61.
Когда же теперь Отец возжегся в теле остроты, Он еще не зажег потому
и святого источника, где рождается Его любвеобильное сердце, так
чтобы и сердце Его находилось в источник гнева.
62.
Нет, это невозможно: ибо острое рождение не может постигнуть святого
и чистого; но святое и чистое пробивается сквозь остроту, и порождает
себе новое тело, вновь состоящее в кротости.
63.
И это новое тело есть вода жизни, которая рождается, когда свет
проникает сквозь гнев; и Дух Святой дает всему образ и вид в ней:
небо же есть раздел между любовью и гневом, и есть престол, где
гнев обращается в любовь.
64.
Когда ты, теперь, взираешь на солнце и звезды, ты не должен думать:
вот святой и чистый Бог, и ты не должен просить или желать чего-нибудь
от них, ибо они не суть Святой Бог; но они суть возжженное строгое
рождение тела Его, где борются между собою любовь и гнев.
65.
Святой же Бог сокрыт посреди всего этого в небе своем, и ты не можешь
ни видеть, ни постигать Его; душа же постигает Его и звездное рождение
наполовину: ибо небо есть раздел между любовью и гневом, и это небо
— везде, также и в тебе самом.
66.
И когда ты поклоняешься святому Богу в небе Его, ты поклоняешься
Ему в том небе, которое в тебе: и этот Бог проникает светом своим,
и в свете Дух Святой, сквозь сердце твое, и рождает душу твою в
новое тело Божие, господствующее вместе с Богом в небе Его.
67.
Ибо земное тело, носимое тобою, оно и есть единое тело со всем возжженным
телом сего мира, и тело твое качествует совместно со всем телом
сего мира и нет никакого различия между звездами и глубиною вместе
с землею и телом твоим: все это есть единое тело; единственное между
ними различие только в том, что тело твое есть сын целого, и оно
— как все существо.
68.
И как новое тело сего мира рождается в небе своем, так рождается
и твой новый человек в своем небе; ибо все это —единое небо, где
обитает Бог, и где обитает новый человек твой, и они не могут быть
отлучены друг от друга.
69.
Но если ты безбожен, то небо недоступно для твоего рождения, но
доступен лишь гнев и ты остаешься в другой части звездного рождения,
где восходит суровый и строгий источник огня, и ты заключен накрепко
в смерти, пока не прорвешься сквозь небо, и не станешь жить с Богом.
70.
Ибо на месте неба твоего восседает у тебя дьявол гнева: но когда
ты пробьешься, он принужден отступить оттуда, и Дух Святой господствует
на этом престоле; а в другой части ярости нападает на тебя дьявол,
ибо это его гнездо, и Дух Святой возбраняет ему; и новый человек
укрывается в небе своем под защитою Святого Духа, и дьявол не знает
нового человека, ибо он не в доме его, а в небе, в твердыне Божией.
71.
Я пишу это, как слово, родившееся в небе своем, где непрестанно
рождается Святое Божество, и движущийся дух восходит в молнии жизни;
там и родилось это слово и это познание, и взошло в огне любви чрез
дух ревности Божией.
72.
Я отлично знаю, что у дьявола на уме: ибо часть строгого и сурового
рождения, где противопоставлены друг другу любовь и гнев, видит
в самое сердце его; ибо когда он приходит со своим яростным и адским
искушением, подобно льстивой собаке, он водворяется с гневом своим
в той части, где строгое рождение: и там противостоит ему небо;
там узнается прекрасная невеста.
73.
Ибо он вонзается сквозь ветхого человека, в желании повредить нового:
но когда новый поднимается против него, адский пес удаляется; и
тогда новый человек ясно узнает, какой совет подкинул адский пес
в звездное рождение, и пора бывает очистить его.
74.
Я же нахожу, что мне противопоставлен умнейший дьявол; он возбудит
ругателей, которые скажут, что хочу своим собственным мечтанием
измыслит Божество.
75.
Да, любезный ругатель, ты послушный сын дьявола, и по праву можешь
ругаться над детьми Божьими; неужели я мог бы собственными силами
так глубоко проникнуть исследованием в Божество, если бы Божество
не коренилось во мне само? или ты полагаешь, что я достаточно силен,
чтобы противиться Ему?
76.
Да, любезный гордец, Божество — весьма кроткое, простое и тихое
существо, и не роется на дне ада и смерти, но пребывает в своем
небе, где одна только единодушная кротость: потому и мне не подобало
бы так делать.
77.
Но смотри: не я и открыл эту дорогу; но желание твое и заносчивая
охота твоя подвигли Божество открыть тебе в высочайшей простоте
и величайшей глубине то, чего желало сердце твое, чтобы это было
свидетельством на тебя и и возвещением сурового Дня Божия; я говорю
это, как слово сурового Бога, родившееся в молнии жизни.
Дальше
|