Аврора
или
утренняя заря в восхождении
ГЛАВА
II
НАСТАВЛЕНИЕ, КАК
НАДО РАССМАТРИВАТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ И ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО
Все
это, как указано выше, потому зовется качеством, что в глубине над
землею, на земле и в земле оно качествует одно в другом, как нечто
единое; и однако имеет различную силу и действие, но лишь единую
мать, из которой все происходит и изливается; и все твари созданы
и произошли из этих качеств, и живут в них, как в своей матери:
оттуда же и земля и камни имеют свое происхождение, и все, что произрастает
из земли, живет и изливается из силы этих качеств, чего никакой
разумный человек не может отрицать.
2.
Этот двоякий источник, злой и добрый во всех вещах, весь проистекает
из звезд: ибо как твари на земле состоят в своем качестве, так равно
и звезды. Ибо чрез двоякий источник свой имеет все свою великую
подвижность, свой ход, бег, течение, побуждение и рост.
3.
Ибо кротость в природе есть тихий покой; но яростность во всех силах
делает все подвижным, бегущим, мчащимся, а также рождающим. Ибо
качества стремящие вносят во все твари влечение к злу и к добру,
так что все между собою друг друга желает, друг с другом смешивается,
возрастает, умаляется, становится прекрасным, повреждается, любит,
враждует.
4.
Во всех тварях в сем мире есть добрая и злая воля, добрый и злой
источник: в людях, в зверях, птицах, рыбах, гадах, равно и во всем
существующем; в золоте, в серебре, олове, меди, железе, стали, дереве,
в растениях, листве и траве, также и в земле, в камнях, в воде,
и во всем, что можно исследовать.
5.
Нет ничего в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и
злого; все движется и живет в этом двояком побуждении, что бы то
ни было, исключая святых ангелов и яростных дьяволов, ибо они разлучены,
и живут качествуют и господствуют каждый в своем собственном качестве.
Святые ангелы живут и качествуют в свете, в добром качестве, где
господствует Дух Святой; дьяволы все живут и господствуют в яростном
качестве, в качестве ярости и гнева или погибели.
6.
Но и те и другие, ангелы злые и добрые, созданы из качеств природы,
откуда произошли все вещи; но только качествование в них неодинаково.
7.
Святые ангелы живут в силе кротости света и царства радости; а дьяволы
живут в силе восходящего или восстающего источника яростности, ужаса
и тьмы, и не могут объять света; ибо туда они сами низвергли себя
своим восстанием, как я о том напишу дальше, говоря о творении.
8.
Но если ты не хочешь верить, что в сем мире все проистекает от звезд,
то я тебе докажу; и если ты не чурбан, и есть в тебе немного разума,
то заметь себе следующее.
9.
Прежде всего, посмотри на солнце, которое есть сердце или царь всех
звезд, и дает свет всем звездам от восхода и до захода, и освещает
все, и согревает все; в силе его все живет и растет, а также в силе
его радость всех тварей.
10.
И будь оно отнято, стало бы совсем темно и холодно, и тогда не мог
бы произрастать никакой плод; и ни люди, ни звери не могли бы тогда
размножаться, ибо зной угас бы, и семя во всех охладело бы и застыло.
О
КАЧЕСТВЕ СОЛНЦА.
11.
Если ты хочешь стать философом и природоведом, и исследовать существо
Божие в природе, как все вещи устроены, то моли Бога о Духе Его
Святом, дабы он благоволил просветить тебя оным.
12.
Ибо в плоти и крови твоей тебе не постигнуть этого: хотя бы ты и
читал о том, оно все же будет пред очами только мглою или мраком;
единственно Духом Святым, который в Боге, а также и во всей природе,
откуда произошли все вещи, сможешь ты проникнуть до всего тела Божия,
каковое есть природа, равно и до Святой Троицы. Ибо Святой Дух исходит
от Святой Троицы, и господствует во всем теле Божием, то есть, во
всей природе.
13.
Подобно как дух человека господствует в целом теле, во всех жилах,
и наполняет всего человека, так и Дух Святой наполняет всю природу,
и есть сердце природы, и господствует в добром качестве во всех
вещах. И вот, если ты имеешь Его в себе, так что Он просвещает и
наполняет твой дух, ты поймешь то, что здесь написано дальше; если
же не имеешь, то будет с тобою, как с мудрыми язычниками, которые
загляделись на творение, и хотели его исследовать собственным разумом,
и в вымыслах своих достигли даже до лица Божия, однако не могли
видеть его, и были совершенно слепы в познании Божием. Как и сыны
Израилевы в пустыне не могли видеть лица Моисея, и он должен был
опускать покрывало на лицо, выходя к народу. Виною же было то, что
они не понимали и не знали истинного Бога, ни воли Его, хоть Он
и ходил между ними: потому покрывало было знаком и прообразом их
слепоты и неразумия. Как мало может дело постичь своего делателя,
так и человек — постичь и познать Бога, творца своего, разве только
если он просвещен Святым Духом. А это бывает лишь с теми, что не
уповают на самих себя, но полагают всю свою надежду и волю на одного
только Бога, и ходят в Духе Святом; они суть единый дух с Богом.
14.
Теперь, если кто захочет рассмотреть старательно солнце и звезды
с их телом, действиями и качествами, то поистине найдет в них Божественное
существо, а именно в том, что силы звезд и суть природа.
15.
Если рассмотреть все течение или всю окружность звезд, то скоро
можно увидеть, что она и есть мать всех вещей или природа, откуда
все вещи возникли, и где они состоят и живут, и чем все движется;
и все вещи созданы из ее сил и пребывают в ней вечно; и хотя в конце
сего времени они изменятся, когда добро и зло будут разлучены, однако
и ангелы и люди вечно пребудут в Боге, в силе природы, откуда они
получили свое первое начало.
16.
Но здесь ты должен в духе возвысить свое разумение и рассмотреть,
каким образом вся природа со всеми силами, которые в природе, а
также ширь, глубь и высь, небо и земля, все что в них, и что над
небом, каким образом все это есть тело Божие, а силы звезд суть
проводящие жилы в природном теле Божием в сем мире.
17.
Ты не должен думать, что в теле звезд содержится вся торжествующая
Святая Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой, в которых нет никакого
зла, но лишь светло-святой вечный источник радости, нераздельный
и неизменный; его никакая тварь не может достаточно постигнуть или
выразить и он обитает и есть над телом звезд в себе самом; глубину
его никакая тварь не может измерить.
18.
Однако не надо понимать и так, будто его совсем нет в теле звезд
и в сем мире; ибо когда говорят: все, или: от вечности и до вечности,
или: все во всем, то разумей здесь всецелого Бога. Возьми себе подобие
в человеке, который создан по образу или подобию Божию, как написано
у Моисея (Быт. 1, 27).
19.
Внутренность или полость в теле человека есть глубина между звездами
и землей, и знаменует ее; все тело в целом знаменует небо и землю;
плоть знаменует землю, да и есть от земли; кровь знаменует воду,
да и есть от воды; дыхание знаменует воздух, да и есть воздух; пузырь,
в котором качествует воздух, знаменует глубину между звездами и
землей, где огонь, воздух и вода качествуют стихийно да тепло, воздух
и вода и качествуют в пузыре, как и в глубине над землею. Жилы знаменуют
пути звездных сил, да и суть пути звездных сил: ибо звезды силою
своею господствуют в жилах, и влекут человека в свой образ. Утроба
или кишки знаменуют действие звезд или поедание: все, что произошло
из их силы, что они сами создали, они сами же снова поедают, и оно
пребывает в их силе; да кишки и суть поедание всего, что человек
вводит в свои кишки, и что возросло из силы звезд.
20.
Сердце человека знаменует зной или стихию огня, да и есть и зной:
ибо зной всего тела берет свое начало в сердце. Пузырь знаменует
стихию воздуха, да воздух и господствует внутри его. Печень знаменует
стихию воды, да и есть вода, ибо из печени кровь расходится по всему
телу, во все члены; печень есть матерь крови.
21.
Легкое знаменует землю, да и есть такого же качества.
22.
Ноги знаменуют близость и отдаление, ибо близкое и далекое в Боге
суть едино, и человек ногами может уйти близко или далеко; но где
бы он ни был, однако в природе он не будет ни близко, ни далеко,
ибо в Боге это едино.
23.
Руки знаменуют всемогущество Божие: ибо, подобно тому, как Бог может
все изменить в природе, и сделать из этого, что захочет, так и человек
может руками своими изменить все, что выросло и образовалось в природе,
и сделать из этого руками своими, что захочет; он правит при помощи
рук делом и существом всей природы, и они поистине знаменуют всемогущество
Божие.
24.
Заметь теперь далее: все тело до шеи знаменует окружность обращения
звезд, да и есть таковая, а равно и глубину между звездами, где
правят планеты и стихии. Плоть знаменует землю, застывшую и неподвижную:
так и плоть не имеет в себе разума, понимания или подвижности, но
бывает движима только силою звезд, правящих в плоти и жилах.
25.
Так и земля не приносила бы плода, а равно не росли бы в ней ни
металлы, золото, серебро, медь, железо, ни камни, если бы не действовали
в ней звезды; и травинка не выросла бы из нее без действия звезд.
Голова знаменует небо; она приросла к телу жилами и путями сил,
и все силы исходят из головы и мозга в тело, в проводящие жилы плоти.
26.
Небо же есть приятное селение радости, где пребывают все силы, как
в целой природе, в звездах и стихиях, но не столь жестокие, гонящие
и кипящие. Ибо у каждой силы на небе только один вид или образ силы
светлый и весьма кротко кипящий, не злой и добрый вместе как в звездах
и стихиях, но простой и чистый. Оно создано из среды воды, но качествующей
иначе, нежели вода в стихиях, ибо яростности нет в ней.
27.
Но небо оттого не менее принадлежит к природе, ибо из неба имеют
звезды и стихии свое начало и силу: ибо небо есть сердце воды. Подобно
тому, как вода есть сердце во всех тварях и во всем, что ни есть
только в сем мире и ничто не состоит вне воды, будь то во плоти
или вне плоти, в произрастаниях земли или в рудах и камнях: во всех
вещах вода есть ядро или сердце;
28.
Так и небо есть сердце природы, в котором пребывают все силы, как
в стихиях и звездах, и оно есть нежное и кроткое вещество всех сил,
подобно как мозг в голове человека.
29.
Теперь, небо силою своею зажигает звезды и стихии, так что они текут
и движут; так и голова человека, подобно небу. Как в небе все силы
кротки и приятны и радостны, и действуют сообразно этим качествам,
так и в голове или в мозгу человека все силы бывают кротки и радостны.
И как небо имеет затвор или крепость над звездами, и однако все
силы исходят из неба в звезды, так и мозг имеет затвор или крепость
пред телом, и однако все силы исходят из мозга в тело и во всего
человека.
30.
Голова содержит в себе пять чувств, как-то: зрение, слух, обоняние,
вкус и осязание, в которых качествуют звезды и стихии, и где возникает
небесный, звездный или природный дух в людях и зверях: в нем кипит
добро и зло, ибо это есть дом звезд. Такую силу черпают звезды от
неба, что могут во плоти создать живого и движущего духа в людях
и зверях. Движение неба делает звезды подвижными, так и голова делает
подвижным тело.
31.
Здесь раскрой ныне очи духа твоего и увидь Творца твоего. Здесь
возникает ныне вопрос: откуда же небо имеет или черпает такую силу,
что создает в природе такую подвижность?
32.
Здесь должно тебе ныне устремить взор выше и вне природы, в светло-святую,
торжествующую, Божественную силу, в неизменную Святую Троицу, которая
есть торжествующее, кипящее, подвижное существо, и содержит в себе
все силы, подобно как природа. Ибо это есть вечная матерь природы,
от которой небо, земля, звезды, стихии, ангелы, дьяволы, люди, звери
и все возникло, и в которой пребывает все.
33.
Когда именуют небо и землю, звезды и стихии, и все что в них, и
все что над всеми небесами, то тем самым именуют всецелого Бога,
который в вышесказанном существе, силою своею, от Него исходящей,
так сделал себя тварным.
34.
В Троице же своей Бог неизменен; но все, что ни есть только на небе
и на земле и над землей, имеет свой источник и начало в силе, исходящей
от Бога.
35.
Ты не должен думать, что поэтому в Боге кипит или есть и злое и
доброе; но сам Бог есть добро, и от добра имеет также и имя — торжествующей,
вечной радости: но только все силы исходят от Него, какие ты можешь
открыть в природе, и какие есть во всех вещах.
36.
Теперь ты, может быть, скажешь: есть же в природе и злое и доброе,
а как всякая вещь исходит от Бога, то значит и злое должно исходить
от Бога.
37.
Вот, смотри: в человеке есть желчь, которая есть яд, и он не может
жить без желчи: ибо желчь делает звездных духов подвижными, радостными,
исполненными ликования или смеха, ибо она источник радости. Но,
воспламенившись в какой-нибудь стихии, она повреждает всего человека:
ибо гнев в звездных духах происходит от желчи.
38.
Это значит, что когда желчь поднимется и побежит к сердцу, то она
зажигает стихию огня, и огонь зажигает звездных духов, правящих
в крови жил, в стихии воды: тогда все тело дрожит от гнева и яда
желчи. Такой же точно источник имеет и радость, и из той же сущности,
что и гнев. Это значит, что когда желчь воспламеняется в любящем
или сладком качестве, в том, что человеку любо, то все тело дрожит
от радости; иногда и звездные духи в нем также заражаются, когда
желчь поднимется чрезмерно и воспламенится в сладком качестве.
39.
Но Боге нет такого вещества, ибо Он не имеет плоти и крови; но Он
есть дух (Иоан. 4, 24), в котором содержатся все силы, как мы молимся
в Отче наш: Твоя есть сила (Матф. 6, 13). И пишет о Нем Исайя: Он,
чуден, советник, сила, вождь, вечный отец, князь Ра (Ис. 10, 6).
40.
Горькое качество есть также и в Боге; однако не по тому роду и образу,
как в людях желчь; оно есть пребывающая вечно сила, восходящий,
ликующий источник радости.
41.
И хотя написано у Моисея: Я гневный Бог ревнитель (Исх. 20, 5; Второзак.
4, 24), это не имеет однако того смысла, будто Бог сам в себе разгорается
гневом, или что огонь гнева восходит в Святой Троице. Нет, это невозможно;
ибо написано там: на ненавидящих Меня; в таковой твари и восходит
огонь гнева.
42.
Если бы Бог разгневался в себе самом, то вся природа загоралась
бы, что и случится некогда в Последний день в природе, но не в Боге;
в Боге же будет гореть ликующая радость: как то от вечности было
не иначе, и иначе не будет.
43.
Теперь, эта восходящая, кипящая, ликующая радость в Боге делает
небо ликующим и подвижным; а небо делает подвижными звезды и стихии;
а звезды и стихии делают подвижными твари.
44.
Из сил Божиих возникло небо; из неба возникли звезды; из звезд возникли
стихии; из стихии возникли земля и твари. Так все имеет свое начало,
вплоть до ангелов и дьяволов, которые прежде сотворения неба и звезд
и земли возникли из той же силы, откуда возникли небо и звезды и
земля.
45.
Итак, вот краткое вступление или наставление, как надо рассматривать
Божественное и природное существо: далее намерен я теперь описать
истинное основание и глубину, что есть Бог, и как все
устроено в существе Божием.
46.
Хотя это оставалось отчасти скрытым от начала мира, и человек не
мог охватить этого своим разумом, но так как Бог пожелал в эти последние
времена открыться в простоте, то я предоставляю действовать
Его побуждению и воле, я только искорка. Аминь.
Дальше
|