Аврора

или утренняя заря в восхождении

ГЛАВА III

 ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, СЫНЕ, ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ

Благосклонный читатель, здесь хочу я искренно пригласить тебя, покинуть твои мечтания, и не заглядываться на языческую мудрость, а также не соблазняться простотою автора: ибо сочинение это не есть побуждение его разума, но духа. Смотри лишь, чтобы иметь тебе в духе твоем Духа Святого, который от Бога исходить; Он наставить тебя на всякую истину, и откроется тебе, и тогда в свете и силе Его ты будешь видеть ясно даже до Святой Троицы, и понимать, что написано дальше.

О БОГЕ ОТЦЕ.

2. Когда Спаситель наш Иисус Христос учил своих учеников молиться, Он сказал им: когда хотите молиться, говорите: Отче наш, сущий на небесах (Матф. 6, 9). Это не значит, чтобы небо могло объять или охватить Отца, ибо само оно создано из Божественной силы.

3. Ибо Христос говорит: Отец мой больше всех (Иоан. 10, 29), и чрез пророка Бог говорит: небо престол Мой, а земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня (Ис. 66, I)? И далее: Я объемлю небо пядью и землю горстью (Ис. 40, 12). И далее: в Иакове вселюсь Я, и Израиль будет обителью Моей (Пс.134, 4).

4. А когда Христос называет Отца своего Отцом небесным, Он разумеет, что сияние и сила Отца Его во всей ясности, светлости и чистоте является на небе, и что над тою окружностью или затвором, которую мы видим глазами своими и именуем небом, является вся торжествующая Святая Троица Отец, Сын, Дух Святой.

5. Тем самым отличает Христос также и небесного Отца своего от отца природы, каковой суть звезды и стихии: он наш природный отец, из которого мы созданы, и в чьем побуждении мы здесь живем в сем мире, и от кого мы получаем нашу еду и питание.

6. Небесный же Отец наш Он потому, что душа наша всегда томится по Нем и желает Его; да, она всегда жаждет и алчет по Нем. Тело алчет и жаждет по отцу природы, каковой суть звезды и стихии, и этот отец, действительно питает и напояет его. Душа же жаждет и алчет всегда по небесном святом Отце, и Он также питает и напояет ее Духом своим Святым и источником радости.

7. Однако, мы имеем не двух отцов, но только одного: небо создано из силы Его, и звезды из Его премудрости, которая в Нем и из Него исходит.

О СУЩНОСТИ И СВОЙСТВА ОТЦА.

8. Когда рассматривают всю природу в целом и ее свойство, то видят Отца; когда же созерцают небо и звезды, то видят Его вечную силу и премудрость. И как велико множество звезд под небом, к тому же неисчислимых и необъятных для разума, частью же и невидимых, таково множество и многоразличие сил и премудрости Бога Отца.

9. Но каждая звезда на небе обладает иною силою и иным качеством, нежели другая, что и производит такое многообразие различий в тварях и между тварями на земле и во всем творении. Силы же все, какие ни есть в природе проистекают от Бога Отца, всякий свет, зной, холод, воздух, вода и все силы земли, горькое, кислое, сладкое, терпкое, твердое, мягкое, и каких нельзя даже и перечислить, все берет свой исход от Отца.

10. Когда же хотят сравнить с чем-нибудь Отца, то должно сравнивать Его с круглым шаром неба. Ты не думай, будто каждая сила, какая есть в Отце, помещается в особом месте или особой части в Нем, как звезды на небе; нет, но дух указывает, что все силы в Отце находятся одна в другой, как единая сила;

образ чего дан у пророка Иезекииля (гл. 1), который видел Господа в духе и прообразе, наподобие колеса, где четыре колеса были одно в другом и все четыре были одно как другое; и когда они шли, то шли прямо пред собою: в какую сторону дул ветер, туда шли и все четыре прямо пред собою, и ни одно не нуждалось в повороте. Так и Бог Отец: ибо все силы в Отце одна в другой, как единая сила, и все силы пребывают в Отце в неисследимом свете и ясности.

11. Ты не думай, будто Бог стоит и движется в небе и над небом, как некая сила и качество, не имеющее в себе ни разума, ни знания, каково солнце; оно обегает круг, свой, и отряхает с себя зной и свет, приносит ли то пользу земле и тварям, или вред: последнее и случилось бы, конечно, если бы не возбраняли тому другие планеты и звезды. Нет, Отец не таков: Он всемогущий, всепремудрый, всезнающий, всевидящий, всеслышащий, всеобоняющий, всеосязаютщий, всевкушающий Бог, в себе самом кроткий, приветный, любовный, милосердный и радостный, да, сама радость.

12. Но Он от вечности и до вечности пребывает так неизменным, Он еще никогда не изменился в своем существ, и во всю вечность никогда не изменится. Он ни от чего не произошел и не родился, но в вечности сам есть все; и все, что ни есть, произошло из силы Его, от Него исходящей. Природа и все твари произошли силы Его, от вечности исшедшей от Него: Его ширь, высь и глубь неисследима ни для твари, ни даже для ангела на небе; но ангелы живут в силе Отца, весьма кротко и радостно, и поют непрестанно в силе Отца.

О БОГЕ СЫНЕ.

13. Если же теперь кто хочет видеть Бога Сына, то должен вновь обратить взгляд на природные вещи, иначе я не могу писать о Нем: дух, хотя видит Его, но того нельзя ни высказать, ни написать, ибо Божественное существо состоит в силе, не дающей ни описать себя, ни выразить. Поэтому нам надо брать подобия, когда мы хотим говорить о Боге: ибо мы живем в сем мире в частичности, и сами созданы из частичности. Поэтому я отсылаю читателя к оной жизни, где я намерен подробнее, и яснее поговорить с ним об этом высоком предмете. До тех же пор пусть любящий читатель посмотрит на духовный смысл, и не может того быть, чтобы он не получил себе тогда некой малой силы, если только он алчет. Теперь заметь: сказывают турки и язычники, что у Бога нет Сына: здесь раскройте пошире глаза, и не делайте себя сами слепыми, и вы тогда увидите Сына.

14. Отец есть все, и всякая сила содержится в Отце: Он начало и конец всех вещей, и вне Его нет ничего; и все, что произошло, произошло от Отца. Ибо прежде начала сотворения тварей не было ничего, как только один Бог: а где ничего нет, оттуда ничего и не бывает; всякая вещь должна иметь причину или корень, иначе ничего не бывает. Ты не должен, однако думать, что Сын иной Бог, нежели Отец; и ты не должен также думать, что Сын вне Отца, и что Он особая часть: как если бы два человека стояли рядом, не объемля друг друга; нет, совсем не такого порядка отношение между Отцом и Сыном, ибо Отец не есть образ, который можно было бы с чем-нибудь сравнить, но Он родник всех сил, и все силы одна в другой, как единая сила; потому, и именуется Он единым Богом: иначе же, если бы Его силы были разлучены, то Он не был бы всемогущ; ныне же Он самосущий, всемогущий и всесильный Бог. | 15. Сын же есть сердце в Отце: все силы, какие в Отце, суть достояние Отца, а Сын есть сердце или ядро всех сил во всем Отце; Он причина кипящих радостей во всех силах во всем Отце. От Сына, который есть сердце Отца во всех Его силах, восходит вечная небесная радость, и кипит во всех силах Отца; такая радость, какой око не видело, и ухо не слышало, и в сердце человеку не входило никогда, как говорит святой Павел (I Кор. 2, 9).

16. Но когда человек здесь на земле бывает просвещен Духом Святым из родника Иисуса Христа, так что воспламеняются природные духи, знаменующие Отца, то такая радость восходит в сердце его во все жилы, что все тело трепещет, душевный дух ликует, как если бы он был в Святой Троице; это разумеют единственно те, что были в числе гостей в оном месте.

17 Но это только прообраз или зрение Сына Божия в человеке, чрез что укрепляется и сохраняется вера: ибо в ином сосуде радость не может быть столь же велика, как небесном, где действует совершенная сила Божия во всей полноте.

18. Здесь должен я теперь писать в подобии. Я покажу тебе сейчас в природе подобие того, как святое существо пребывает в Святой Троице. Взгляни на небо: оно круглый шар, и не имеет ни начала, ни конца, но везде у него и начало и конец, где ты только на него ни посмотришь; так и Бог в небе и над небом, не знающий также ни начала, ни конца. Взгляни теперь далее на окружность звезд, знаменующих многоразличную силу и премудрость Отца, да и созданных также из силы и премудрости Отца. Небо и звезды и вся глубина между звездами, вместе с землею, знаменуют Отца; а семь планет знаменуют семь духов Божиих, или князей ангельских; одним из них был и господин Люцифер прежде своего падения; все же они созданы из Отца в начале сотворения ангелов, прежде времени мира.

19. Теперь заметь: солнце ходит по окружности посреди глубины между звездами, и оно есть сердце звезд, и всем звездам дает свет и силу, и умеряет силу всех звезд, так что все становится приятным и радостным; также освещает оно небо, звезды и глубину над землею, и действует во всех вещах, какие только есть в сем мире, и оно есть Царь и сердце всех вещей в сем мире, и по справедливости знаменует Бога Сына.

20. Ибо подобно как солнце стоит посредине между звездами и землей, и освещает все силы, и есть свет и сердце всех сил, и вся радость мира сего, вся красота и приятность берет начало в свете и силе солнца, - так и Сын Божий в Отце есть сердце Отца, и светит во всех силах Отца, и сила Его есть подвижная, кипящая радость всех силах Отца, и светит во всем Отце, подобно как солнце во всем мире. Когда бы можно было удалить землю, знаменующую дом печали или ада, то вся глубина была бы светла, в одном месте, как в другом: так и в Отце вся глубина светла, в одном месте как в другом, от сияния Сына Божия. И подобно как солнце есть самосущая тварь, сила или свет, и не из всех тварей сияет, но во все твари, и все твари радуются в его силе; так и Сын в Отце есть самосущее лицо, и освещает всякую силу в Отце, и есть радость или сердце Отца в Его средоточии или средине.

21. Заметь здесь великую тайну Божию: солнце рождено или создано из всех звезд, и оно есть свет, почерпнутый из всей природы, и светит снова во всю природу сего мира, и связано с другими звездами, как если бы оно было со всеми звездами единой звездою.

22. Так и Сын Божий от вечности непрерывно рожден, а не создан, из всех сил Отца своего, и Он есть сердце или сияние из всех сил небесного Отца своего, самосущее лицо, средоточие или тело сияния в глубин. Ибо сила Отца от вечности непрерывно рождает Сына: когда бы Отец перестал рождать, то не было бы больше Сына; и когда бы Сын не светил больше в Отце, то был бы Отец темною долиною: ибо сила Отца не восходила бы от вечности к вечности, и Божественное существо не могло бы пребывать.

23. Таким образом, Отец есть самосущее существо всех сил, и Сын есть сердце в Отце, непрерывно рождаемое из всех сил Отца, и вновь освещающее силы Отца. Ты не должен думать, будто Сын растворен в Отце, так что нельзя увидеть или познать Его лица; нет, когда бы было так, то это было бы только одно лицо. Как солнце не светит из других звезд, хотя и имеет из других звезд свое начало, так и Сын не светит из сил Отца, что касается тела Его. И хотя Он непрерывно рождается из сил Отца, однако светит снова в силы Отца; ибо Он иное лицо, нежели Отец, но не иной Бог. Он вечен в Отце, и Отец непрерывно рождает Его от вечности и до вечности, и Отец и Сын суть единый Бог, равного существа по силе и всемогущества. Сын видит, слышит, вкушает, осязает, обоняет и объемлет все, подобно Отцу; в Силе Его живет и пребывает все, что добро, как и в Отце; но зла нет в Нем.

О БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ.

24. Бог Дух Святой есть третье лицо в торжествующем святом Божестве, и исходит от Отца и Сына, святой кипящий родник радости во всем Отце, приятное, кроткое и тихое дуновение из всех сил Отца и Сына, как это можно видеть на пророке Илии при горе Хориве (Ш Царств, 19, 12), и в день Пятидесятницы на апостолах Христовых (Деян. 2,2).

25. Но если кто захочет описать Его лицо, сущность и свойство на истинном основании, то надо опять прибегнуть к подобию: ибо Духа нельзя описать, так как Он не тварь, а кипящая сила Божия.

26. Взгляни теперь снова на солнце и звезды; многоразличные и многообразные звезды, невыразимые и несчетные, они знаменуют Отца. Из этих звезд произошло солнце, ибо Бог создал его из них; оно знаменует Сына Божия. Теперь, от солнца и звезд произошли четыре стихии, огонь, воздух, вода, земля, как я покажу потом ясно, когда буду писать о творении.

27. Теперь заметь: три стихии, огонь, воздух и вода, имеют троякое движение или качествование, но одно только тело. Вот смотри: огонь или зной возникает (рождается) из солнца и звезд, а из зноя возникает (рождается) воздух, и из воздуха —вода. И в этом движении или качествовании жизнь и дух всех тварей, а также все, что может быть вызвано в сем мире; и оно знаменует Духа Святого.

28. Подобно как три стихии, огонь, воздух и вода, исходят из солнца и звезд, и все вместе, одна в другой, единое тело, и создают живое движение и духа всех тварей в сем мире, так и Дух Святой исходит от Отца и Сына, и создает живое движение во всех силах Отца и подобно как три стихии движутся в глубине, как самосущий дух, и создают зной, холод, облака, и изливаются из силы всех звезд, и все силы солнца и звезд содержатся в трех стихиях, как если бы они сами были солнцем и звездами, откуда и происходит и где состоит жизнь и дух всех тварей; так и Дух Святой исходит от Отца и Сына и движется во всем Отце, и есть жизнь и дух всех сил во всем Отце.

29. Заметь здесь глубокую тайну: все звезды, какие нам видны и невидны, они знаменуют силу Бога Отца; из этих же самых звезд родилось и солнце, которое есть сердце всех звезд. И из всех звезд исходить в глубину сила, какая есть в каждой звезде; сила же солнца, зной и сияние также идет в глубину, и в глубине сила всех звезд вместе с сиянием и зноем солнца составляет нечто единое, одно подвижное кипение как бы духа или вещества, но только не обладающего разумом, ибо это не Дух Святой; таким же образом и четвертая стихия принадлежит также природному духу, но он обладает разумом. Таково же исхождение и из Бога Отца (в глубину Его), из всех Его сил, и рождение сияния, сердца или Сына Божия в средоточии Его; сравнивают же Его с круглым шаром солнца, посылающего лучи свои вверх и вниз и в стороны от себя; и исходит сияние вместе со всеми силами от Сына Божия во всего Отца.

30. Теперь, во всей глубине Отца, кроме Сына, есть еще только многоразличная и неизмеримая или неисследимая сила Отца, и неисследимая сила и свет Сына; и это в глубине Отца есть живой, всесильный, всеведущий, всеслышащий, всевидящий, всеобоняющий, всевкушающий, всеосязающий Дух, в котором вся сила и сияние, и премудрость, как в Отце и Сыне.

31. И как в четырех стихиях сила и сияние солнца и всех звезд, так и Он во всей глубине Отца: и Он есть Дух Святой, и справедливо именуется так, и есть третье самосущее лицо в Божестве.

О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ.

32. Когда же говорят или пишут о трех лицах в Божестве, то не должен ты думать, что потому существуют три Бога и каждый из Них господствует и правит сам по себе, подобно земным царям на земле. Нет, в Боге совсем не так: ибо Божественное существо состоит в силе, а не в теле или плоти.

33. Отец есть вся Божественная сила, откуда произошли все твари, и Он всегда был от вечности; Он не имеет ни начала, ни конца. Сын в Отце есть сердце Отца или свет, и Отец рождает Сына от вечности и до вечности непрерывно, и сила и сияние Сына светит снова во всего Отца, подобно как солнце во всем мире.

34. И Сын есть иное лицо, нежели Отец, но не вне Отца, а также не иной Бог нежели Отец; сила, сияние и всемогущество Его нисколько не меньше всего Отца.

35. Дух Святой исходит от Отца и Сына, и есть третье самосущее лицо в Божестве. Подобно как стихии в сем мире исходят от солнца и звезд, и суть подвижный дух во всех вещах в сем мире, так и Дух Святой есть подвижный дух во всем Отце, и исходит от вечности и до вечности непрерывно от Отца и Сына, и наполняет всего Отца; Он нисколько не меньше и не больше, нежели Отец и Сын, созидающая сила Его — во всем Отце.

36. Всякая вещь в сем мире возникла по подобию этой троичности. Вы, слепые иудеи, турки и язычники, раскройте очи ума вашего, я хочу показать вам на вашем теле и на всех природных вещах, на людях, зверях, птицах и гадах, как и на дереве, камне, зелени, листве и траве, подобие святой троичности в Боге.

37. Вы говорите, что в Боге единое существо, что Бог имеет Сына. Теперь, раскрой глаза и взгляни на себя самого: человек создан по подобию и из силы Бога в Его троичности. Посмотри на твоего внутреннего человека, и ты увидишь это светло и ясно, если только ты не глупец и не неразумное животное. Заметь же: в сердце твоем, в жилах и мозге пребывает твой дух; всякая сила, какая движется в твоем сердце, в жилах и мозге, и в которой жизнь твоя, она знаменует Бога Отца; из той же силы восходит (рождается) свет твой, так что в той же силе ты видишь, понимаешь и знаешь, что тебе надо делать: ибо тот же свет брезжит и во всем теле твоем, и все тело движется в силе и познании света, ибо тело помогает всем членам в познании света, который знаменует Сына Божия. Ибо как Отец рождает Сына из своей силы, и Сын светит во всем Отец, так и сила твоего сердца, твоих жил и мозга порождает свет, который светит во всех твоих силах, во всем твоем теле. Раскрой очи ума твоего, и поразмысли об этом, и ты найдешь, что это так.

38. Заметь теперь: подобно как от Отца и Сына исходит Дух Святой, и есть самосущее лицо в Божестве, и движется во всем Отце, так и из сил твоего сердца, твоих жил и мозга, исходит сила, движущаяся во всем твоем теле: и из света твоего исходят в ту же силу разум, смысл, искусство и мудрость, на управление всем телом, а также и на различение всего того, что вне тела. И в правлении ума твоего оба эти исхождения суть нечто единое, дух твой: и это знаменует Бога Духа Святого; и Дух Святой, исходящий от Бога, господствует также и в духе в тебе, если только ты дитя света, а не тьмы.

39. Ибо этим светом, рассудком и управлением человек отличен от животных, и есть ангел Божий, как я это ясно покажу, когда буду писать о сотворении человека.

40. Поэтому заметь себе точно, и обрати внимание на порядок этой книги; ты найдешь, чего желает сердце твое, или чего всегда вожделеет.

41. Таким образом, находишь ты в человеке три родника:

во-первых, силу во всем существе твоем, и она знаменует Бога Отца; затем свет во всем существе твоем, который освещает все существо, и он знаменует Бога Сына.

42. Затем из всех твоих сил, а также и из света твоего, исходит дух, и он разумен: ибо все жилы, вместе со светом в тебе, а также сердце и мозг, и все, что ни есть, производит этого духа; и это душа твоя, и знаменует по справедливости Духа Святого, исходящего от Отца и Сына, и правящего во всем Отце; ибо душа человека править во всем теле.

43. Тело же или животная плоть в человеке знаменует мертвую, поврежденную землю, которую человек сам привел в такое состояние своим падением, как о том будет речь дальше в своем месте. [„Душа содержит внутри себя первое внутреннее Начало; и дух души — второе Начало in Ternario Sancto;внешний дух, будучи, звездным,— третье Начало мира сего".]

44. Так же находишь ты троичность Божества и в животных: ибо как дух возникает и происходит в человеке так возникает, он и в животном, и нет здесь различия; единственное же различие в том, что человек создан из лучшего ядра природы самим Богом в подобие Его и в ангела Его, и Бог господствует в человеке Духом своим Святым, так что человек может говорить и все различать и понимать.

45. Животное же произошло из одной только дикой природы мира сего; звезды и стихии породили животных движением своим по воле Бога.

46. Таким же образом возникает дух и в птицах и гадах, и все имеет свой троякий источник в подобии троичности Божества: так же видишь ты троичность Божества в дереве и камнях, равно и в зелени, листве и траве; только что все это земные вещи: словом, природа не порождает чего бы то ни было, в сем мире, хотя бы ему едва только час один предстояло пробыть или остаться, иначе как в троичности или по подобию Божию.

47. Заметь теперь: в дереве, камне или растении есть три вещи, и ничто не может ни родиться, ни расти, если из этих трех будет недоставать в нем хотя бы одной. Во-первых, сила, из которой происходит тело, будь то дерево или камень или растение; затем, сок, который есть сердце всякой вещи; в-третьих, же, кипящая сила, запах или вкус, то есть дух вещи, от которого она растет и прибывает: когда же недостает одного из трех, то никакая вещь не может устоять.

48. Так находишь ты во всех вещах, на что бы ни взглянул, подобие троичности Божественного существа; пусть же никто не ослепляет себя, и не мнит, что это иначе, или не думает, что у Бога нет ни Сына, ни Святого Духа: впоследствии, когда я буду писать о сотворении, я докажу это гораздо яснее, светлее и чище, ибо я не заимствую моего писания и моей книги от других учителей. И хотя я привожу здесь много примеров и свидетельств святых Божиих, однако, все таковое вписано мне от Бога в мое разумение, так что я всему этому несомненно верю, все познаю и вижу не по плоти, но по духу, в побуждении и движении Божием.

49. Не надо понимать это так, будто мой разум больше, чем у всех живых; но я ветвь Господняя, только малая и ничтожная искорка от Него; Он может водворить меня, куда захочет, я не могу противиться Ему в том. И это не есть также моя природная воля, которую я осуществляю собственными силами: ибо, когда отъемлется у меня дух, то я сам не знаю и не понимаю своего собственного труда, и принужден на все стороны драться и биться с дьяволом, и подвержен нападению и печали, как и все люди. Но в последующих главах ты скоро увидишь дьявола и царство его обнаженными; скоро будет разоблачена ему гордыня и срамота его.

Дальше

 


Возврат:   [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004