Аврора

или утренняя заря в восхождении

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К БЛАГОСКЛОННОМУ ЧИТАТЕЛЮ СЕЙ КНИГИ

Благосклонный читатель!

Я уподобляю всю философию, астрологию и теологию, вместе с матерью их, драгоценному дереву, растущему в прекрасном саду.

2. Земля же, на которой стоить дерево, непрерывно дает ему сок, откуда дерево имеет свое качество жизни; а дерево растет в себе самом от сока земли, и становится большим, и широко раскидывает ветви свои.

3. И как земля силою своею трудится над деревом, чтобы оно росло и возрастало; так и дерево со всеми ветвями своими непрестанно трудится изо всей своей мощи, чтобы всегда приносить много добрых плодов.

4. Если же дерево приносит мало плодов, к тому же совсем мелких, червивых и дряблых, то вина не в воле дерева, чтобы оно желало умышленно приносить худые плоды, ибо оно —драгоценное дерево доброго качества; но в том вина, что часто нападают на него великая стужа, зной, медвяная роса, гусеницы и тля; ибо качество в глубине, извергаемое звездами, повреждает его, так что оно приносит мало добрых плодов.

5. Теперь, дерево это имеет то свойство, что чем становится больше и старше, тем сладчайше приносит плоды: в юности своей приносит оно мало плодов, чему виною суровый и дикий род почвы, и чрезмерная влага в дереве; и хотя оно хорошо цветет, однако яблоки его большею частью отпадают во время роста, разве только если оно стоит на очень хорошей почве.

6. Дерево же это имеет в себе и доброе, сладкое качество;

но также и три другие, противные тому, как-то: горькое, кислое и терпкое. Теперь, каково дерево, такими бывают и его плоды, пока солнце не подействует на них, и не сделает их сладкими, так что они получат приятный вкус; и плоды его должны устоять в дождь, ветер и непогоду.

7. Когда же дерево становится старым, так что ветви его засыхают, и сок не может больше подниматься в вышину, то внизу, вкруг ствола, вырастает много зеленых веточек, под конец также и на корне, и прославляют старое дерево, как оно тоже было прекрасной зеленой веточкой и деревцом, и теперь состарилось. Ибо природа или сок обороняется, пока ствол совсем не засохнет: тогда его срубают и сжигают в огне.

8. Теперь заметь, что ознаменовал я этим подобием: сад этого дерева знаменует мир; почва — природу; ствол дерева — звезды; ветви — стихии; плоды, растущие на этом дереве, знаменуют людей; сок в дереве знаменует ясное Божество. Теперь, люди созданы из природы, звезд и стихий: Бог же, творец, господствует во всех, подобно как сок в целом дереве.

9. Но природа имеет в себе, вплоть до суда Божия, два качества: одно — приятное, небесное и святое, и другое — яростное, адское и жадное.

10. Теперь, доброе качество действует и трудится всегда со всем усердием, чтобы приносить добрые плоды: в нем господствует Дух Святой, и дает на то сок и жизнь; злое течет и рвется также со всем усердием, чтобы приносить всегда злые плоды, на что дает ему дьявол сок и адский жар.

11. Итак, оба эти качества — в дереве природы, и люди созданы из этого дерева, и живут в сем мире в этом саду между ними обоими в великой опасности, и постигает их то свет солнца, то дождь, ветер и снег.

12. То есть, когда возвышает человек дух свой в Божество, то течет и качествует в нем Дух Святой; а когда дает он духу своему опуститься в сей мир, в похоть зла, то течет и господствует в нем дьявол и адский сок.

13. Подобно как яблоко на дереве становится червивым и дряблым, когда постигает его стужа, зной и медвяная роса, и легко отпадает и портится; так и человек, когда он дает господствовать себе дьяволу с его ядом.

14. Теперь, подобно как в природе течет, господствует и пребывает доброе и злое, так и в человеке: но человек — дитя Божие, которое Он создал из лучшего ядра природы, на господство в добром и одоление злого. Хотя злое связано с ним, подобно как в природе злое всегда бывает связано с добрым, все же он может одолевать злое; когда возвышает он дух свой в Бога, то течет в нем Духе Святой, и помогает ему побеждать.

15. Подобно как доброе качество имеет в природе мощь одерживать победу над злым, ибо оно есть и приходит от Бога, и Дух Святой властитель в нем; так и яростное качество имеет мощь побеждать в злобных душах: ибо диавол могучий властитель в яростности и вечный князь ее.

16. Но человек сам вверг себя в яростность чрез падение Адама и Евы, так что зло стало связано с ним; иначе его источник и побуждение были бы единственно в добре, ныне же – в обоих, как и говорит о том святой Павел: Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому вы повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания Божия к праведности (Рим. 6. 16).

17. Но как человек имеет побуждение в обоих, то и обратиться может к какому захочет: ибо он живет в сем мире между обоими, и оба качества в нем, злое и доброе; в какое человек вступает, тем он и облекается, в святую или в адскую силу.

18. Ибо Христос говорит: Отец мой даст Духа Святого просящим у Него (Лук. 11, 13). И также заповедал Бог человеку добро и запретил зло, и ежедневно еще заставляет проповедовать, взывать и кричать, и увещевать человека к добру. Из чего ясно познается, что Бог не хочет зла, но хочет, чтобы настало царство Его, и исполнилась воля Его, как на небе, так и на земле.

19. Но как человек отравлен грехом, так что яростное качество господствует в нем наравне с добрым, и полумертв ныне, и в великом неразумии не может более познавать Бога, творца своего, равно как и природу, и ее действие; то от начала и до сего дня прилагала природа высшее усердие свое, на что дал ей Бог и Духа своего Святого, чтобы во всякое время и везде порождать и воздвигать мудрых, святых и разумных людей, которые научились познавать природу, равно, как и Бога, творца ее, и которые своими писаниями и учениями во все времена были светом миру. Чрез них воздвиг Бог и Церковь свою на земле к вечной хвале своей: против чего диавол бушевал и неистовствовал, и не одну добрую ветвь повредил в природе яростностью, которой он князь и Бог.

20. Когда природа порою воздвигала ученого, разумного человека, и наделяла его прекрасными дарами, то дьявол прилагал свое высшее усердие к тому, чтобы совратить его в телесные похоти, в гордость, в вожделение богатства и власти. Чрез то дьявол получал господство в нем, и яростное качество брало верх над добрым, и из разума его, из его искусства и мудрости, вырастали ересь и заблуждение, и он ругался над истиной, и учреждал на земле великие заблуждения, и бывал добрым военачальником у дьявола.

21. Ибо это злое качество в природе от начала боролось и доселе еще борется с добрым, и воздвигается, и не мало благородных плодов повредило во чреве матери, как это можно видеть ясно прежде всего на Каине и Авеле, происшедших из чрева единой матери: Каин от чрева матери был презрителем Бога и гордецом; напротив того, Авель — смиренным, боящимся Бога человеком. Это видно также и трех сынах Ноя; равно и на Аврааме с Исааком и Измаилом; особенно же на Исааке с Исавом и Иаковом, которые стали биться и бороться во чреве матери, почему Бог говорит: Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал. 1, 2, 3). Это не иное означает, как что оба качества в природе жестоко боролись между собою.

22. Ибо когда Бог в то время подвигся в природе, и хотел открыться миру чрез праведных Авраама, Исаака и Иакова и хотел воздвигнуть себе Церковь на земле во славу и величие свое, то вместе подвиглись в природе также и злоба и князь ее Люцифер. Но как было в человек и зло и добро, то и могли править в нем оба качества; вот почему родились в одной матери злой человек и добрый в одно время.

23. Таким вот образом, на первом мире, как и на втором до конца нашего времени, ясно можно видеть, как небесное и адское царство в природе всегда и всюду боролись между собою и пребывали в великом труде, подобно жене в родах.

24. Всего точнее видно это на Адаме и Еве: ибо тогда росло в раю дерево обоих качеств, злого и доброго; и вот Адам и Ева подлежали искушению, смогут ли они устоять в добром качестве, по роду и образу ангелов. Ибо творец запретил Адаму и Еве вкушать от плода его; но злое качество боролось в природе с добрым, и ввело Адама и Еву в похоть вкусить от обоих. И потому получили они в тот же час звериный род и образ, и вкусили от зла и добра, и должны были размножаться и жить по роду зверей, и повреждена была не одна добрая ветвь, родившаяся от них.

25. Затем можно видеть, как действовал в природе Бог, когда родились в первом мире святые патриархи, каковы Авель, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех и праведный Ной: они возвещали миру имя Господа и проповедовали покаяние, ибо Дух Святой действовал в них.

26. В свою очередь действовал в природе также и адский бог, и порождал ругателей и презрителен, прежде всего Каина и его потомков; и произошло с первым миром как и с молодым деревом: оно растет, зеленеет и прекрасно цветет, но приносить мало добрых плодов, по дикости своего рода. Так и природа в первом мире приносила мало добрых плодов, хоть и прекрасно цвела в мирском искусстве и суете: ибо они не могли объять Святого духа, который в тогда действовал в природе, как и теперь.

27. Потому сказал Бог: Раскаиваюсь Я, что сотворил людей (Быт. 6, 6); и возмутил природу, так что всякая плоть умерла, жившая на суше, до корня и ствола дерева, которые остались; и тем удобрил и возделал дикое дерево, чтобы оно могло приносить лучшие плоды. Но когда оно снова зазеленело, то вскоре принесло опять в детях Ноя и добрые и злые плоды: тогда вскоре опять нашлись ругатели и презрители Бога, и едва только одна добрая ветвь выросла на дереве, приносившая святые, добрые плоды, прочие же ветви несли и приносили диких язычников.

28. Когда же Бог увидел, что человек так омертвел в познании Его, то снова подвиг природу, и показал людям, как содержатся в ней злое и доброе, дабы они избегали злого, и жили в добром: и повелел низвергнуться огню из природы, и зажег Содом и Гоморру в ужасный образец для мира.

29. Но когда взяла верх людская слепота, и люди не захотели поучаться Духом Святым, дал Он им законы и учение, как им вести себя, и подтвердил их чудесами и знамениями, чтобы не угасло познание истинного Бога.

30. Но и чрез то свет не стал еще явным, ибо тьма и яростность в природе оборонялись, и князь их правил могущественно.

31. Когда же дерево природы достигло средины своего возраста, то начало оно приносить и принесло несколько нежных, сладких плодов, в знаке того, что оно впредь будет приносить приятные плоды. Ибо тогда родились святые пророки от сладкой ветви дерева, учившие и проповедовавшие о свете, которому в будущем должно было победить яростность в природе.

32. Взошел также свет в природе и между язычниками, что они стали познавать природу и ее действие: хотя это был только свет в дикой природе, а еще не священный свет; ибо дикая природа еще не была одолена; и так долго и боролись между собою свет и тьма, пока не взошло солнце, и заставило зноем своим это дерево приносить приятные, сладкие плоды.

33. То есть, пока не пришел князь света из сердца Божия, и не стал человеком в природе, и не вступил в борьбу в своем человеческом теле, в силу Божественного света, в дикой природе.

34. И эта княжеская и царственная ветвь возросла в природе, и стала деревом в природе, и простерла ветви свои от Востока до Запада, и охватила всю природу, боролась и сражалась с яростностью, бывшею в природе, и с князем ее, пока не победила и не восторжествовала, как царь природы, и не взяла князя яростности в плен в его собственном дому (Пс.67, 19).

35. Когда это случилось, произросли от царственного дерева, выросшего в природе, много тысяч легионов драгоценных сладких веточек, имевших все запах и вкус драгоценного дерева. И хотя постигали их дождь, снег, град и непогода, так что не мало веточек было сорвано с дерева и побито, однако продолжали вырастать еще все новые веточки. Ибо яростность в природе и князь оной поднимали великую непогоду с градами, громами, молниями и дождями, так что часто много славных веточек бывало оторвано от сладкого и доброго дерева. Но те веточки были такого блаженно-прекрасного, сладкого и радостного вкуса, что никакой человеческий, ни ангельский язык не может того высказать: ибо он великую имели в себе силу и добродетель, и служили исцелению диких язычников. Кто из язычников ел от веточек этого дерева, тот избавлялся от дикости природы, в которой он родился, и становился сладкою ветвью на драгоценном дереве, и зеленел на дереве, и приносил драгоценные плоды, как и само царственное дерево.

36. Потому много язычников сбегалось к драгоценному дереву, где драгоценные лежали веточки, которые сорвал князь тьмы своими бурными ветрами, и кто из язычников обонял от этих сорванных веточек, тот исцелялся от дикой яростности, прирожденной ему от матери его.

37. Когда же князь тьмы увидел, что язычники дрались из-за веточек, а не из-за дерева, и увидел свой великий убыток и ущерб, то прекратил бурю на Восход и Полудне, и поставил купца под деревом собирать веточки, упавшие с драгоценного дерева.

38. И вот, когда язычники приходили и спрашивали добрых и крепких веточек, то купец предлагал их в продажу за деньги, чтобы иметь корысть от драгоценного дерева. Ибо того требовал

от своего купца князь яростности, так как дерево выросло в его стране, и попортило его ниву.

39. Когда же язычники увидели, что плод от драгоценного дерева можно было купить за деньги, они стали толпами сбегаться к торговцу, и покупали от плодов дерева, и приезжали туда для покупки также с далеких островов, даже с окраины мира.

40. Когда же теперь торговец увидел, что товар его в такой цене, и так приятен всем, выдумал он про себя хитрость, чтобы собрать своему господину большое сокровище, и разослал купцов во все страны, и велел предлагать свой товар и расхваливать; но он подменил товар, и продавал вместо добрых иные плоды, которые не выросли на добром дереве, только бы увеличить сокровище своего господина.

41. Язычники же и все острова, и народы, какие обитали на земле, выросли все из дикого дерева, которое было и добрым и злым: потому были они на половину слепы, и не видели доброго дерева, простиравшего ветви свои от Восхода до Заката; иначе бы они не покупали поддельного товара.

42. Но как они не знали драгоценного дерева, высоко раскинувшего над ними всеми свои ветви, то бегали все за торговцами, и покупали подмененный ложный товар вместо доброго, и мнили, что он служит к здоровью. Но так как все они усердно желали доброго дерева, высившегося над ними всеми, то многие из них стали здравы, от великого желания и вожделения, какое имели они к дереву. Ибо запах дерева, витавший над ними, исцелял их от их яростности и дикого рождения, а не ложный товар торговца: это длилось долгое время.

43. Когда же князь тьмы, который есть источник яростности злобы и погибели, увидел, что запахом драгоценного дерева люди исцелялись от его яда и дикости, то разгневался и посадил в Полуночи дикое дерево, которое выросло из яростности в природе, и повелел возгласить: Вот дерево жизни, кто ест от него, становится здрав и живет вечно! Ибо там, где росло это дикое дерево, была дикая страна: и народы там, от начала и до того времени, а также еще и по сей день, не познали истинного света, который от Бога; и росло дерево на горе Агари, в дому Измаила ругателя.

44. Но как возгласили о дереве: Смотрите, вот дерево жизни! то сбежались к дереву дикие народы, которые не были рождены из Бога, но из дикой природы, и полюбили дикое дерево, и ели от его плода. И дерево росло, и стало большим от сока яростности в природе, и раскинуло ветви свои с Полуночи на Утро и Вечер: имело же дерево источник и корень свой из дикой природы, которая была и зла и добра; и каково дерево, таков был и плод его.

45. Но как люди того места выросли все из дикой природы, то и дерево раскинулось над ними всеми, и стало так велико, что доставало ветвями своими до достойной земли, под святым деревом.

46. Причина же, почему дикое дерево стало так велико, была та, что народы под добрым деревом побежали все за торговцами, продававшими ложный товар, и ели от ложного плода, который был и зол и добр, и мнили, что они чрез то станут, здравы, и вовсе покинули святое, доброе, крепкое дерево. Тем временем они становились все более слепы, вялы и слабы, и не могли возбранить дикому дереву в Полуночи, чтобы оно не росло. Ибо они были слишком вялы и слабы: они хотя и видели, что то было дикое, злое дерево, но были слишком вялы и слабы, и не могли возбранить ему в росте: но если бы они не побежали за торговцами с ложным товаром, и не ели от ложного плода, а ели бы от драгоценного дерева, то они бы достаточно окрепли, чтобы оказать противление дикому дереву.

47. Но как они любодействовали вслед за дикою природою, в вздорных вымыслах человеческих, в похоти сердца своего и в лицемерии, то и господствовала над ними дикая природа, и дикое дерево вырастало высоко и широко над ними, и повреждало их своею дикою силою.

48. Ибо князь яростности в природе дал дереву силу свою повреждать людей, которые ели от дикого плода торговца: так как они покинули дерево жизни, и искали собственного своего ума, подобно матери Еве в раю, то господствовало над ними их собственное прирожденное качество, и они вверглись в такое сильное заблуждение, о котором говорит св. Павел (2 Фесс. 2, 11).

49. И князь яростности возбудил войну и бурные ветры от дикого дерева в Полуночи на народы, которые рождены были не от дикого дерева: и они пали, в своей вялости и слабости, пред грозой, исходившей от дикого дерева.

50. И купец под добрым деревом лицемерил с народами Полудня и Вечера и Полуночи, и выхвалял свой товар, и обманывал простых хитростью, а умных делал своими купцами и торговцами, так что и они имели чрез то свой барыш; пока не довел до того, что никто уже более не видел ясно и не узнавал святого дерева, и он захватил в собственность ту страну.

51. Тогда он повелел возглашать (2 Фесс. 2): Я есмь ствол доброго дерева, и стою на корне доброго дерева, и я привит к дереву жизни: покупайте мой товар, который я продаю вам, и вы станете, здравы от вашего дикого рождения, и будете жить вечно. Я вырос из корня доброго дерева, и имею в моей власти плод святого дерева, и сижу на престоле Божественной силы, и имею власть на небе и на земле, приходите ко мне и покупайте себе за деньги от плода жизни.

52. Тогда сбежались все народы, и покупали, и ели, пока не изнемогли; все цари с Полудня, с Вечера и с Полуночи ели от плода торговца, и жили в великой немощи: ибо дикое дерево Полуночи, чем долее, тем выше вырастало над ними, и истребляло их долгое время. И то было бедственное время на земле, какого не было с тех пор, как мир стоит; но люди мнили, что доброе время, так жестоко ослепил их купец под добрым деревом.

53. Но к вечеру сжалилось милосердие Божие над бедствием и слепотой людей, и еще раз подвигло доброе дерево, славное Божественное дерево, приносившее плод жизни: и вот выросла ветвь из драгоценного дерева, близко у корня, и зазеленела; и дан был ей сок и дух дерева, и она говорила языками людей, и указывала каждому драгоценное дерево, и голос ее прозвучал далеко, во многие страны.

54. Тогда люди побежали посмотреть и услышать, что там произошло; и было им показано драгоценное и обильное добродетелью дерево жизни, от которого люди ели вначале, и были избавлены от своего дикого рождения.

55. И они были очень обрадованы, и ели от дерева жизни с великою радостью и усладою, и получили новую силу от дерева жизни, и воспели новую песнь об истинном дереве жизни, и были избавлены от дикого рождения, и возненавидели купца с его торговцами и ложным товаром.

56. Приходили же все, алкавшие и жаждавшие дерева жизни, и сидевшие во прахе, и все ели от святого дерева, и исцелялись от своего нечистого рождения, и от природной яростности, в которой жили, и бывали, привиты к дереву жизни.

57. Не приходили одни только торговцы купцовы, и их льстецы, и те, что имели свою корысть от ложного товара, и собрали себе сокровища: ибо они утонули в корысти любодеяния купца, и умерли в смерти, и жили в дикой природе; и удерживал их страх и ставший явным позор, что они так долго любодействовали с купцом, и обольщали людские души; ибо они хвалились, будто они были привиты к дереву жизни, и жили в Божественной силе, в святости, и предлагали в продажу плод жизни.

58. Но как стали теперь явными их позор, обман, жадность и плутовство, то они замолкли, и остались позади, и стыдились принести покаяние в своих мерзостях и идолопоклонстве и пойти вместе с алчущими и жаждущими к источнику вечной жизни: потому и изнемогают они в своей жажде; и их мучение восходит от вечности и до вечности, и их совесть грызет их.

59. Как увидал теперь купец со своим ложным товаром, что его обман обнаружился, то пришел в сильный гнев и в уныние, и направил лук свой против святого народа, не хотевшего более покупать его товар, и умертвил многих из святого народа, и хулил зеленую ветвь, которая выросла из дерева жизни: но великий князь Миха-Эль, предстоящий Богу, пришел и сразился за святой народ, и победил.

60. Когда же князь тьмы увидел, что купец его пал и обман его обнаружился, то воздвиг он бурю с Полуночи от дикого дерева против святого народа, и купец с Полудня также ринулся на них: тогда весьма возрос святой народ в крови. Подобно тому, как было в начале, когда росло святое и драгоценное дерево, победившее яростность в природе и князя ее, так было и в то время,

61. Когда же теперь благородное и святое дерево стало явно всему народу, так что все увидели, как оно над ними всеми парило, и простирало благоухание свое над всеми народами, и каждый, кто хотел, мог есть от него; то народу надоело есть от плода его, который рос на дереве, и захотелось им отведать корня дерева, и умники и мудрецы стали искать этого корня и ссориться из-за него. И спор из-за корня дерева стал велик, так что они забыли есть от плода сладкого дерева, ради ссоры из-за корня дерева.

62. Однако не до корня и не до дерева им было дело: иное имел в мысли княживший во тьме; когда он увидел, что они не хотели больше есть от доброго дерева, но ссорились из-за корня, то усмотрел, что они очень ослабли и стали вялы, и что снова возобладала в них дикая природа. И вот он подвиг их на гордость, так что каждый возомнил, что он нашел корень у ствола, и что на него следует смотреть, и его слушать, и его почитать; и в таких мыслях стали они строить себе дворцы, и служить тайно идолу Маммоне: чрез что введено было в соблазн и все сословие мирян, и они стали жить в похоти своей плоти, в вожделении дикой природы, служить чреву своему в распутстве; они положились на плод дерева, паривший над ними всеми, что чрез него смогут снова стать здравы, хотя бы и впали в погибель; служили меж тем князю тьмы, по влечению дикой природы; и драгоценное дерево продолжало стоять там у них лишь для зрелища: и много их жило подобно диким зверям, и вело злую жизнь в высокомерии, пышности и распутстве, и богатый поедал у бедного его пот и труд, и к тому же еще теснил его.

63. Все злые дела сходили с рук при помощи подарков; права почерпались из злых качеств в природе: всякий гнался за множеством денег и имения, за надменной, расточительной и пышной жизнью. Для убогого не было избавления; брань, проклятия, клятвы не почитались за порок, и валялись они в яростном качестве, как свиньи в грязи. Так поступали пастыри с овцами, и не сохранили от благородного дерева ничего, кроме имени; его плод, сила и жизнь должны были служить покровом для их грехов.

64. Так жил мир в то время, кроме одной малой кучки: она родилась среди терний, в великой скорби и презрении, изо всех народов на земле, от Востока до Запада. Тогда не было никакого различия, все жили в побуждении дикой природы, в немощи, кроме маленькой кучки, которая спасена была из всех народов. Как было пред потопом, и пред восхождением благородного дерева в природу и в природе, так было и в ту пору.

65. А что у людей возникло в конце такое сильное вожделение по корне дерева, то это — тайна, mysterium, и было скрыто поныне от умных и мудрых; да и не откроется на высотах, но лишь в глубине в великой простоте: подобно как и благородное дерево с его ядром и сердцем во все времена было скрыто от мирских умников; хоть они и мнили, что стоят на корне дерева и на его вершине, но то было не более как светлый пар перед их глазами.

66. Меж тем благородное дерево от начала и до сего дня с высочайшим усердием трудилось в природе над тем, чтобы стать явным для всех народов, языков и наречий, против чего дьявол в дикой природе бушевал и неистовствовал, и оборонялся как яростный лев; но благородное дерево чем дальше, тем сладчайше приносило плоды и становилось все более явным, вопреки всему бушеванию и неистовству дьявола, и так до конца; и вот стало светло.

67. Ибо малая зеленая веточка выросла на корне благородного дерева, и получила от корня его сок и жизнь: и дан был ей дух дерева, и она прославила благородное дерево в его дивной силе и мощи, а также и природу, в которой оно выросло.

68. Когда же это произошло, отверзлись в природе обе двери, познание обоих качеств, зла и добра, и стал явен небесный Иерусалим, а равно и царство ада, всем людям на земле. И свет и голос раздался по четырем ветрам, и ложный купец с Полудня обнаружился вовсе, и его приверженцы возненавидели его, и истребили его от земли.

69. Когда же это произошло, то засохло также и дикое дерево в Полуночи: и все народы увидели святое дерево с изумлением, даже и на дальних островах; и князь над тьмою стал явен, и его тайны раскрылись, и люди на земле увидели и узнали стыд и поругание и погибель его, ибо стало светло. Но это длилось не долго, и люди покинули свет, и стали жить в похоти плоти своей в погибель: ибо как дверь света отверзлась, так и дверь тьмы; и из обеих вышли всякие силы и способности, какие там были.

70. Как с самого начала люди жили в росте дикой природы, и пеклись только о земных вещах, так и в конце становилось не лучше, но лишь все хуже.

71. К середине этого времени много великих бурь поднялось от Вечера к Утру и к Полуночи; а от Полуночи великий водный поток ринулся на святое дерево, и повредил много ветвей на святом дереве; и среди этого потока стало светло, и засохло дикое дерево в Полуночи.

72. И князь над тьмою разъярился при этой великой подвижности природы: ибо святое дерево пришло в движение в природе, как бы готовясь вскоре вознестись, и возгореться в прославлении святого Божественного Величества, и породить прочь от себя ярость, которая так долго противостояла ему и боролась с ним.

73. Подобным же образом свирепо подвиглось также и дерево тьмы, яростности и погибели, как бы готовясь быть вскоре зажжено, и в нем вышел князь со своими легионами, погубить благородный плод доброго дерева.

74. И ужасно было в природе в яростном качестве, в том качестве, где обитает князь тьмы, выражаясь по-человечески: как если бы мы увидели жестокую и страшную поднявшуюся непогоду, свирепую и грозную, со многими блистаниями молний и порывами бури, приводящими в ужас.

75. В добром же качеств, в котором росло святое дерево жизни, напротив того, было приятно, сладостно и блаженно, подобно небесному царству радости. Так наступали они оба друг на друга жестоко и упорно, пока не возгорелась вся природа, оба качества в одно мгновение.

76. И дерево жизни возжено было в своем собственном качестве огнем Святого Духа, и его качество горело в огне небесного царства радости, в неисследимом свете и ясности. В этом огне качествовали все голоса небесного царства радости, какие от вечности пребывали в добром качестве, и свет Святой Троицы сиял в дереве жизни, и наполнял все качество, в котором оно стояло.

77. И дерево яростного качества, каковое есть другая часть в природе, также было возжено и горело в огне гнева Божия адским жаром; и яростный источник вознесся в вечность, и князь тьмы со своими легионами остался в яростном качестве, как в своем собственном царстве. В этом огне пришли земля и звезды и стихии: ибо все сгорело сразу, каждое в огне своего собственного качества, и все распалось.

78. Ибо Ветхий подвигся, в ком вся сила и все твари, и с все, что может быть названо; и все силы неба и звезд и стихий вновь стали жидкими, и вернулись в тот вид, как они были до начала творения. Но оба качества, злое и доброе, которые в природе были вместе, одно в другом, они теперь были разлучены друг от друга, и злое было отдано князю злобы и яростности в вечное обитание: и это зовется ад или отвержение, которое в вечность не постигнет больше доброго качества, и не прикоснется к нему, забвение всякого добра, и это в свою вечность.

79. В другом же качестве стояло дерево вечной жизни и источник этого качества в Святой Троице, и Дух Святой изливает свой свет в нем. И выступили наружу все люди происшедшие из чресл Адама, первого человека, каждый в своей сил и в том качестве, в каком он возрос на земле. Те, что на земле ели от доброго дерева, которому имя Иисус Христос, в них милосердие Божие излилось в вечную радость, в них была сила доброго качества; они были приняты в доброе и святое качество, и воспели песнь жениха своего, каждый своим голосом, сообразно своей святости.

80. Те же, что родились в свете природы и духа, и никогда не познали ясно на земле дерева жизни, простершего тень свою над всеми людьми на земле, но возросли в его силе, каковы многие язычники и народы, и люди несовершеннолетние, они также были приняты в той самой силе, в которой они возросли, и которою был облечен их дух, и воспели песнь своей силе о благородном дереве вечной жизни; ибо каждый был прославлен сообразно его силе

81. И святая природа породила обильные радостью небесные плоды; подобно как на земле она рождала в обоих качествах земные плоды, бывшие там и злыми и добрыми, так породила она теперь небесные, обильные радостью. И люди, которые были теперь подобны ангелам, ели каждый от плода своего, качества, и пели песнь Божию, и песнь о дереве вечной жизни. И это было в Отце как святая игра, ликующая радость; ибо на то все вещи в начале из Отца были созданы, и так пребудет все в свою вечность.

82. Те же, что выросли на земле в силе дерева гнева, то есть те, что побеждены были яростным качеством, и засохли в злобности своего духа, в грехах своих, они также все выступили наружу, каждый в своей силе, и были восприняты в царство тьмы, и каждый был облечен в ту силу, в которой он вырос; и царь их зовется Люцифер, изгнанник из света.

83. И адское качество также произвело плоды, как оно, делало это и на земле; но добро было отделено от него, и потому оно произвело теперь плоды в своем собственном качестве. И люди, которые также были теперь подобны духам, ели каждый от плода своего качества, равно как и дьяволы; ибо подобно как между людьми на земле есть различие в качествах, и не все люди одного качества, так и у изгнанных духов; а равно и в небесной славе среди ангелов и людей и это пребудет в свою вечность, аминь.

Благосклонный читатель, вот краткое повествование о двух качествах в природе, от начала и до конца, как из них возникли два царства, небесное и адское, и как они в настоящее время наступают друг на друга и борются, и как все произойдет с ними в будущем.

84. Но вот я дал этой книге наименование: Корень или Мать философии, астрологии и теологии. Слушай же теперь, чтобы знать, о чем в этой книге речь: 1) При помощи философии говорится о Божественной силе, о том, что есть Бог, и каковы природа, звезды и стихии в существе Божием, и откуда всякая вещь имеет свое происхождение, как устроены небо и земля, а также ангелы, люди и дьяволы, небо и ад, и все, что тварно; также о том, что суть оба качества в природе; все это на истинном основании, в познании духа, в побуждении и движении Божием.

85. 2) При помощи астрологии говорится о силах природы, звезд и стихий, как из них возникли все твари, и как он все побуждают, всем правят и во всем действуют; и как злое и доброе ими производится в людях и зверях: откуда происходит, что злое и доброе господствуют и суть в сем мире; и как состоят в нем царства ада и неба.

86. Не в том мое намерение, чтобы описать бег, место или имя всех звезд, или как бывают у них в течение года соединения или противостояния или квадратуры и тому подобное, как они действуют на протяжении каждого года и часа.

87. Все это исследовано за долгие годы премудрыми, разумными учеными людьми, прилежным наблюдением, и подмечанием, и глубоким размышлением, и исчислением. Я же этому не учился, и не изучал, и предоставляю речь об этом ученым; но мое намерение в том, чтобы писать по духу и смыслу, а не по наблюдению.

88. 3) При помощи теологии говорится о царстве Христа, каково оно, и как противопоставлено царству ада, а также как оно в природе борется и сражается с царством ада - и как люди верою и духом могут побуждать царство ада и торжествовать в Божественной силе, и получать вечное блаженство, и достигать его как победы в борьбе; и как человек действием адского качества сам ввергает себя в погибель, и какой будет обоим, наконец, исход.

89. Самое верхнее заглавие: Утренняя Заря в восхождении, есть mysterium, тайна, сокрытая от умных и мудрых в сем мире, которую им самим придется испытать в скором времени. Для тех же, что читают эту книгу в простоте, с вожделением Святого Духа, и возлагают упование свое на одного только Бога, оно будет не тайной, но открытым познанием.

90. Я не хочу объяснять это заглавие, но предоставлю суждение беспристрастному читателю, борющемуся в сем мире в добром качестве.

91. Если же набредет на эту книгу господин умник, заявляющий себя в яростном качестве, то он вступит в прю с ней, подобно как враждебны и противоположны друг другу царства небес и ада. Во-первых скажет он, что я слишком высоко поднялся в Божество, что мне это не пристало; затем скажет он, что я хвалюсь Святым Духом, и должен был бы тогда и жить сообразно, и доказать это чудесными делами; в-третьих скажет он, что я делаю это из желания славы; в-четвертых скажет он, что я для этого недостаточно учен; в-пятых он очень соблазнится великою простотою автора, каков уже обычай в мире смотреть только на возвышенное, и соблазняться простотою.

92. Таким пристрастным умникам я отвечу указанием на праотцов первого мира; они также были незнатными презираемыми людьми, против которых мир и дьявол неистовствовали и бушевали: как то было во время Еноха, когда впервые святые отцы стали со властью возвещать имя Господне; и они также не возносились в теле на небо, и не видели всего очами, но Дух Святой открывался в их духе. То же видим затем и во втором мире, у святых праотцов, патриархов и пророков; все они сплошь были лишь простыми людьми, а часть их даже пастухами.

93. Также когда Мессия Христос, сильный в брани, стал человеком в природе, то хотя был князем и царем людей, однако держался в сем мире в великой простоте, и был лишь слугою мира; также и апостолы его были все лишь бедными и презираемыми рыбаками и работничками. Да, сам Христос благодарит Отца своего небесного, что Он утаил это от премудрых и разумных в сем мире, а открыл младенцам (Матф. 11, 25).

94. Притом видно, что они были равным образом и бедными грешниками, и имели в себе оба природных побуждения, злое и доброе. А что они в проповеди обличали и карали грех мира, да и собственный свой грех: это делалось ими по побуждению Святого Духа, а не из желания славы. И ничем также не обладали они по собственным силам и способностям, и не могли поучать тайнам Божием, но все совершалось по побуждению Божию.

95. Так и я ничего не могу ни сказать, ни написать о себе сам, и ничем похвалиться, кроме того, что я простой человек, к тому же бедный грешник, и каждый день должен молить: Господи, оставь нам долг наш! и говорить вместе с апостолами: Господи, ты искупил нас кровью твоею (Кол. 1, 14). И я не восходил также на небо, и не видел всех дел и творений Божиих; но оное небо открылось в моем духе, дабы я в духе познавал дела и творения Божии; также и воля на то не есть моя природная воля, но побуждение духа; и не мало пришлось мне потерпеть при этом и поражений от дьявола.

96. Но дух человека произошел не из одних только звезд и стихий; в нем сокрыта также и искра от света и силы Божиих. Не праздное слово читаем в книге Бытия(1,27): Бог сотворил человека в образ себе, в образе Богу сотворил Он его; ибо смысл его именно тот, что из всего существа Божия сотворен человек.

97. Тело из стихий; потому и должно оно иметь стихийную пищу; душа же имеет свое происхождение не от одного только тела, и хотя она возникает в теле, и первое начало ее — тело, однако она имеет в себе источник свой также и извне, чрез воздух; и господствует в ней Дух Святой по тому роду и образу, как Он все наполняет, и как все в Боге, и сам Бог все.

98. И ради того, что Дух Святой пребывает в душе тварно, как собственность души, простирает она исследование свое до самого Божества, а также и в природу: ибо она имеет источник свой и происхождение из всего существа Божия. Когда она бывает возжена Святым Духом, то видит, что делает отец ее Бог, подобно как сын видит в дому, что делает отец; она член или дитя в дому небесного Отца.

99. Подобно как глаз человека видит вплоть до того светила, откуда он имеет свое первоначальное происхождение, так и душа видит до того Божественного существа, в котором она живет.

100. Но как душа имеет свой источник также и из природы, в природе же есть злое и доброе, а человек чрез грех вверг себя в природную яростность, так что душа его ежедневно и ежечасно оскверняется грехами; то и познание души только частично; ибо природная яростность господствует теперь также и в душе.

101. Дух же Святой не вступает в яростность, но господствует в источнике души, который в свете Бога, и борется против яростности в душе.

102. Поэтому душа не может в сей жизни прийти к совершенному познанию до самого конца, когда свет разлучится с тьмою; и когда яростность потребится в земле вместе с телом, тогда душа светло и совершенно будет видеть в Боге отце своем. Но когда душа бывает возжена Святым Духом, она ликует в теле, словно восходит великий пожар, так что сердце и почки трепещут от радости: однако не к великому и глубокому познанию в Боге, отце своем, приходит тогда тотчас душа, но лишь любовь к Богу, отцу ее, ликует так в огне Святого Духа.

103. Познание же Бога сеется в этом огне Святого Духа, и сначала бывает мало, как горчичное зерно, по сравнению Христову (Матф. 13, 31), потом же вырастает, и становится большим, как дерево, и разрастается в Боге, творце своем: подобно как капелька воды не очень может двигаться в великом море, но если вольется в него большой поток, то он может сделать уже несколько больше.

104. Но все прошедшее, настоящее и будущее, равно как ширь, глубь и высь, близкое и далекое, в Боге как единая вещь, единое постижение; и святая душа человека также видит таковое, но в мире сем лишь частично. Часто также оно ускользает от нее, так что она ничего не видит; ибо диавол жестоко наступает на нее в яростном источнике, который в душе, и часто заслоняет благородное горчичное зернышко: потому человек должен всегда быть в борьбе.

105. Таким вот образом, в таком познании духа, хочу я писать в этой книге о Боге, отце нашем, в котором все, и который сам есть все; хочу сказать о том, как все стало раздельным и тварным, и как все течет и движется во всем дереве жизни.

106. Здесь увидишь ты истинное основание Божества, и как то было прежде времен мира; и как сотворены были святые ангелы и из чего; и о страшном падении Люцифера с его легионами; и из чего возникли небо, земля, звезды и стихии, равно как металлы камни в земле, и все твари; и каково рождение жизни и телесности всех вещей; и что есть истинное небо, где обитают Бог и его святые, и что есть гнев Божий и адский огонь, и как все стало подвержено огню: словом, то есть или каково существо всех существ.

107. В первых семи главах говорится совсем просто понятно в подобиях о существе Бога и ангелов, чтобы читатель мог со ступени на ступень прийти наконец к глубокому смыслу и истинному основанию. В восьмой главе начинается глубина в божественном существе, и так чем дальше, тем глубже. Иная частность повторяется не раз, и описывается все глубже, ради тугой понятливости читателя, а также и моей собственной.

108. А что найдешь ты в этой книге недостаточно разъясненным, то встретишь во 2-й и 3-й выраженным вполне ясно; ибо по вине нашего повреждения познание наше частично и не сразу бывает совершенным; хотя эта книга чудо мира, и святая душа ясно уразумеет ее.

109. Сим препоручаю я читателя кроткой и святой любви Божией.

Дальше

 


Возврат:   [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004