Аламанно Ринуччини (1426—1499 гг.) принадлежал к знатной купеческой семье Флоренции. Образование Ринуччини получил во Флорентийском университете, где его учителями были видные гуманисты — Георгий Трапезундский, Карло Марсуппини, Джанноццо Манетти, Джованни Аргиропуло. Отказавшись от фамильной традиции торгово-предпринимательской деятельности, Ринуччини посвятил себя государственной службе, которая стала главным источником его доходов.

Служебная карьера Ринуччини складывалась по-разному в разные периоды его жизни и во многом зависела от взаимоотношений с домом Медичи, фактически властвовавших во Флоренции. В 1460—1475 гг. он занимал ряд высших должностей в республике, в 1471 г. был даже гонфалоньером правосудия. Однако конфликт с Лоренцо Медичи, вспыхнувший в 1475 г. во время дипломатической миссии Ринуччини в Риме, вынудил его к отставке и на долгие годы лишил возможности быть избранным на высокие посты в республике.

Политическую позицию Ринуччини на протяжении всей его деятельности определяла преданность республиканским идеалам, характерным для гражданского гуманизма. Но если во времена Козимо Медичи он еще не утратил иллюзорной веры в сохранение республиканских порядков во Флоренции, то при Лоренцо, особенно к концу его правления, не сомневался в том, что более чем полувековая тирания Медичи привела государство к глубокому кризису. Политические взгляды Ринуччини нашли яркое выражение в его “Диалоге о свободе”, написанном вскоре после неудавшегося заговора против Медичи (Dialogus de libertate, 1479 г.), а также в “Исторических записках” (Ricordi storici) — хронике, начатой его отцом Филиппо и продолженной (с 1460 г.) Аламанно и позже его братом Нери.

Помимо указанных сочинений — заметим, что “Диалог о свободе” стал главным произведением его жизни, — творческое наследие Ринуччини включает многочисленные письма и речи, среди которых выделяется “Речь на похоронах Маттео Пальмиери” (1475 г.), четко выявляющая его позицию в вопросах этики.

Характерная черта мировоззрения Ринуччини — тесная взаимосвязь социально-политических и этических идей. Его нравственный идеал основывается на принципах последовательной гражданственности (активная гражданская жизнь, служение общему благу, патриотизм и т. д.), но его осуществление обусловливается наличием политической свободы, равенства граждан, пополанской демократии, справедливости. Однако при отсутствии этих условий — именно так расценивает Ринуччини ситуацию в медичейской Флоренции — невозможны полноценная гражданская жизнь и нравственное совершенствование личности, поэтому выход в уединении, сосредоточении на творческом литературном труде, не менее полезном для общества, чем политическая деятельность. В отличие от ранних представителей гражданского гуманизма Ринуччини связывает этический идеал не только с политической или иной гражданской активностью, но также и с научными занятиями. Плодотворность такого сочетания демонстрирует, по его убеждению, жизнь Маттео Пальмиери.

В “Диалоге о свободе” главное внимание уделено проблеме политической свободы, антиподом которой выступает тирания. Гарантом свободы граждан Флоренции служит ее поноланская конституция, завоеванная в борьбе с грандами, подчеркивает Ринуччини. Она утверждает равенство всех граждан перед законом и может служить основой социального мира. Но отступления от конституции (ее официальное название — florentina libertas “флорентийская свобода”), столь заметные в современной гуманисту действительности, усиление власти отдельных фамилий, а затем и установление тирании Медичи — все это ведет к усугублению социальных конфликтов, к нравственному падению общества в целом. Эта мысль четко прослеживается в рассуждениях всех участников диалога Ринуччини. Сочинение было призвано убедить сограждан в необходимости отстаивать свободу Флоренции против злоупотреблений тирана. Ринуччини апеллирует к чувству гражданской ответственности флорентийцев, к их добродетелям, патриотизму. Гуманист возводит свободу в ранг высшей моральной категории, близкой к понятию счастья. Люди идут по пути, приближающем их к счастью, подчиняясь закону самой природы и разумным человеческим установлениям. Тем большее значение приобретает соблюдение гражданских законов, сохранение свободы политической. Тесная спаянность этической и политической мысли делает Ринуччини одним из ярких представителей гражданского гуманизма второй половины XV века и в то же время принципиально отличает от того направления в идеологии итальянского Возрождения, начало которому положил Никколо Макиавелли.

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 333-334.