Пальмиери Маттео (1406—1475) — принадлежал к небогатой семье флорентийских аптекарей. Получил образование в гуманистической школе Созомено да Пистойа, где изучал грамматику и риторику, а также в университете Флоренции, в стенах которого слушал лекции известных гуманистов Карло Марсуппини и Амброджо Траверсари. В зрелые годы занимался философией и теологией в кружке гуманистов, который возглавлял византийский философ Джованни Аргиропуло. Среди друзей Пальмиери — Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Аламанно Ринуччини, Леонардо Дати и другие гуманисты.

Маттео Пальмиери был известен современникам не только как гуманист, автор ряда значительных сочинений, но и как активный политический деятель Флорентийской республики. В течение более чем 40 лет своей служебной карьеры (с 1432 по 1475 г.) он занимал свыше 50 различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера правосудия (в 1452 и 1468 гг.). Безупречная служба, мудрость политика и дипломата снискали ему славу выдающегося гражданина Флоренции.

Гуманистическими дисциплинами Пальмиери занимался на протяжении всей жизни, отдавая предпочтение моральной философии, истории и педагогике. В этом русле развивалось и его творчество: он написал диалог “О гражданской жизни” (Della vita civile, ок. 1439 г.), где изложил свое этико-политическое учение и педагогические идеи; обширную поэму в терцинах “Град жизни” (La citta di vita, 1464 г.) философско-теологического и этического содержания; ряд исторических сочинений — “Жизнеописание Никколо Аччайуоли” (Vita Nicolai Acciaiuoli, ок. 1440 г.), “О взятии Пизы” (De captivitate Pisarum, 40-е гг.), “История Флоренции” (Historia fiorentina; начата в 1432 г. и охватывает события до 1474 г.), “Хроника” (De temporibus) — от основания мира до 1449 г. Особый интерес представляют официальные речи Пальмиери, в частности произнесенная в Синьории Флоренции при избрании его гонфалоньером компании “Речь о справедливости” (Protesto di giustizia, 1437 или 1440 г.), тесно примыкающая, по сути, к диалогу “О гражданской жизни”. В “Речи” дается историческое обоснование справедливости как нормы права и морали. Примечательно, что аргументы Пальмиери черпает в истории Флорентийской республики. Они служат для доказательства главной мысли “Речи”: подлинный носитель справедливости— народ (полноправные граждане), а наилучшая форма ее воплощения — пополанская демократия флорентийского образца. В толковании социально-политического и морального смысла понятия “справедливость” четко проступают принципы гражданского гуманизма. Пальмиери последовательно развивает их и в других своих сочинениях. Не случайно главные из них — диалог “О гражданской жизни” и поэму “Град жизни” — он пишет на вольгаре, сознательно стремясь сделать достоянием широких слоев сограждан свою этико-политическую доктрину.

Учение о совершенном обществе Пальмиери строит на античной традиции, опираясь прежде всего на идеи Аристотеля и Цицерона. Он принимает их тезис о справедливых законах как главном условии правильного устройства общества и государства. Все рассуждения Пальмиери о нормах социальной и политической жизни пронизывает идея справедливости. Он настаивает на принципе равенства граждан перед законом, подчеркивая необходимость соблюдения законов всеми, включая магистратов, указывает, что законодатели должны руководствоваться в своей деятельности интересами большинства граждан. В общественно-полезном труде Пальмиери видит основу нравственного воспитания человека, его высокого достоинства: праздность, по его мнению, недопустима в совершенном обществе. Этический идеал Пальмиери раскрывается через понятие “добродетель”, или “доблесть”, смысл которой в служении общему благу, в подчинении частных интересов коллективным, государственным — идея патриотизма здесь доминирует. Страсть к накопительству гуманист оправдывает лишь при условии, что богатство добыто честным путем и служит воспитанию добродетели и приумножению общественного благосостояния. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, в которой власть принадлежала бы не только верхушке, но и среднему слою граждан. Такая государственная система предполагает как наличие совершенных законов, так и правильную организацию выборов магистратов, обеспечивающую избрание на административные должности наиболее достойных граждан.

Если в диалоге “О гражданской жизни” Пальмиери не ставит под сомнение существующую систему общественных отношений, основанных на частной собственности, и видит путь к их совершенствованию в моральном воспитании всех членов общества, то в более поздней поэме “Град жизни” он глубоко задумывается над причинами социальной несправедливости, связывая ее с господством частной собственности, порождающей многочисленные пороки. Поэма Пальмиери вскоре после ее опубликования послужила причиной для обвинения ее автора в ереси из-за трактовки некоторых теологических вопросов. Однако она получила распространение в рукописях, ее смелые социально-политические идеи (осуждение частной собственности, тираноборчество и другие) оказали заметное влияние на утопическую мысль Италии XVI в.

В гуманистическом учении Пальмиери главный акцент сделан на общественном характере природы человека, который наиболее полно раскрывается в гражданской активности и созидательном труде. Как и многие гуманисты, Пальмиери верит в человека — свободного творца своего земного бытия.

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 326-327.