Кристофоро Ландино (1424—1498 гг.) родился во Флоренции в семье выходцев из тосканского городка Пратовеккьо. Получил юридическое образование в Вольтерре, но, вернувшись на родину, увлекся изучением философии, латинской и греческой литературы (его учителем греческого был известный гуманист Георгий Трапезундский). С 1458 г. в течение многих лет Ландино преподавал поэтику и риторику во Флорентийском университете: комментировал сочинения Горация, Вергилия, Ювенала и Персия, “Божественную комедию” Данте, сонеты Петрарки. Незаурядный латинский поэт, блестящий оратор и стилист (его письма имели широкое хождение как образцы эпистолярного жанра), прекрасный знаток античной литературы, Ландино снискал славу не только как гуманист, автор ряда значительных этико-философских сочинений, но и как политический деятель. Пользуясь неизменным покровительством Медичи, он в течение многих лет занимал высшие должности в республике. Наряду с Фичино Ландино был одним из основателей Платоновской академии во Флоренции.

Творческое наследие Ландино обширно и многообразно: помимо комментариев к латинским поэтам, к Данте и Петрарке, оно включает стихотворный цикл “Ксандра” (Xandra), названный именем любимой, и ряд латинских диалогов философского содержания — “О душе” (De anima, 1472 г.), “Диспуты в Камальдоли” (Disputationes camaldulenses, ок. 1474 г.), “Об истинном благородстве” (De vera nobilitate, ок. 1487 г.), переводы на вольгаре “Естественной истории” Плиния (1476 г.), “Сфорциады” миланского гуманиста Джованни Симонетты (1490 г.) и “Вступления” к “Тускуланским беседам” Цицерона, а также многочисленные письма и речи. Среди последних большой интерес представляют его речи — вступления к лекционным курсам о Вергилии, Данте, Петрарке, речь на похоронах видного гуманиста и политического деятеля Донато Аччайуоли, в которых поднят ряд актуальных для того времени этических и филологических проблем (соотношение нравственных идеалов деятельной гражданской и уединенной жизни, посвященной занятиям наукой; достоинства латинского языка и вольгаре; значение и польза вольгаре для практических целей философии и науки; роль античного наследия в развитии новой гуманистической культуры и др.).

Многие сочинения Ландино уже при его жизни пользовались широкой известностью, были в числе первопечатных книг: “Диспуты в Камальдоли” напечатаны в 1480 г., комментарии к “Божественной комедии” (изданной с иллюстрациями Боттичелли) — в 1481 г., комментарии к Горацию и Вергилию — в 1482 г. и 1488 г. Ландино-гуманист внес заметный вклад в развитие филологии и разработку этических проблем, в подходе к которым отразились и традиции гражданского гуманизма, и в немалой степени философские веяния времени — интерес к платонизму. Это непосредственно сказалось на полемическом рассмотрении вопроса о высшем благе и земном предназначении человека в “Диспутах в Камальдоли”. В этической концепции гуманиста, нашедшей отражение в самых разных его произведениях, подчеркнуты нравственная и социальная роль знания, общественная польза занятий наукой. При этом не умаляется роль активной гражданской жизни как пути к нравственному совершенствованию человека, раскрывающегося в служении общему благу. Нравственный идеал Ландино совмещает принципы “действия” и “созерцания” на основе гражданственной этики. С гражданственных позиций решает Ландино и волновавшую гуманистов XV века проблему благородства: звание “благородный” обретает истинный смысл лишь тогда, полагает гуманист, когда становится наградой за заслуги человека перед обществом, а знатное происхождение, богатство, титулы, власть не имеют существенного значения.

Ландино акцентировал мысль о творческом отношении к античному наследию, о необходимости не только строить на нем современную культуру, но развивать и приумножать достижения древних. Так, говоря о длительной эволюции и совершенствовании латинского языка, он отметил вклад не только римских поэтов и писателей, но Данте, Петрарки, Боккаччо, Бруни, Альберти и других гуманистов.

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 338-339.