Филельфо Франческо (1398—1481) — известный итальянский гуманист, педагог и писатель — родился в г. Толентино (Умбрия); молодые годы провел в Падуе: в университете изучал философию, а в школе Гаспарино Барциццы овладевал классическим стилем. Продолжил образование в Константинополе в 1421—1428 гг. у Мануила Хрисолора. Вернувшись в Италию, начал преподавать греческий язык в Болонье, а в 1429 г. был приглашен во Флорентийский университет для чтения курса лекций о “Божественной комедии Данте. Здесь во Флоренции завязал тесные дружеские контакты с Бруни и близким ему кругом гуманистов. Однако острая политическая борьба, развернувшаяся в эти годы во Флоренции между партией Козимо Медичи и его противниками, неблагоприятно отразилась на университетской карьере Филельфо. В 1431 г. он вынужден был оставить кафедру. Победа антимедичейской партии — а симпатии Филельфо были на ее стороне — снова привела Филельфо в университет, где с 1433 г. он вновь читает курс о Данте и комментирует “Никомахову этику" Аристотеля. Однако после триумфального возвращения Козимо Медичи во Флоренцию Филельфо покидает город. Он переезжает сначала в Сиену, затем в 1438 г. в Болонью, а через год в Милан. В Милане Филельфо долгие годы успешно занимался педагогической деятельностью — преподавал риторику, греческий язык, философию. При папе Сиксте IV жил в Риме, затем снова в Милане, а незадолго до смерти (в 1481 г.) вернулся во Флоренцию.

Филельфо был очень плодовитым писателем и оставил множество сочинений в стихах и прозе, на латинском и греческом языках; он занимался также переводами античных авторов (впервые перевел на латинский “Илиаду” Гомера). Свои произведения Филельфо посвящал, как правило, государственным деятелям, пра-вителям, крупным меценатам, получая за это солидное вознаграждение. Наиболее значительный из его трудов — “Флорентийские беседы об изгнании” (Com-mentationes florentinae de exilio), написанные во второй половине 30-х гг. и состоящие из трех книг: “О тяготах изгнания” (De incommodis exilii), “О бесчестьи” (De infamia), "О бедности” (De pauperitate). В этом сочинении нашли яркое отражение республиканские идеи Филельфо и его флорентийских друзей-гуманистов, их антимедичейские настроения, дана своеобразная трактовка ряда актуальных этических проблем, в частности проблемы накопительства (в книге “О бедности”). Вопросам этики, ее философским аспектам посвящено сочинение Филельфо “Наука о морали” (De morali disciplina, 1473—1481 гг.), в котором. заметно влияние идей Аристотеля. Характерные для эпохи этические диспуты запечатлены в “Миланских застольях” Филельфо (Convivia mediolanensia, 1443 г.). В этом произведении звучит отчетливо политический мотив — рассуждения о добродетели щедрости выливаются в элогию правления Филиппо Мария Висконти, герцога Милана. Деяния другого миланского правителя — Франческо Сфорца — Филельфо воспел в большой написанной гекзаметром поэме “Сфорциада” (1450—1473 гг.). Особый интерес для изучения творчества гуманиста и идейных устремлений его времени представляют блестящие по стилю многочисленные латинские и греческие письма Филельфо, его речи и т. п.

Философские взгляды Филельфо отмечены стремлением “примирить” линии аристотелизма и платонизма. Его трудно отнести к определенному направлению— Филельфо были близки многие идеи гражданского гуманизма, но не меньший интерес он проявлял и к концепциям флорентийских неоплатоников. Примечательно (и в значительной мере самостоятельно) его определение нравственного идеала — он видел этот идеал в гармонии души и тела. При этом Филельфо подчеркивал, что речь идет об удовлетворении не только духовных, но и всех телесных потребностей человека. Телесному здоровью и комфорту он придавал особое значение как необходимому условию достижения гармонии духа. С этих позиций Филельфо оправдывал богатство и накопительство (например, устами Поджо Браччолини в диалоге “О бедности” из “Флорентийских бесед об изгнании”) .

В системе гуманистических дисциплин Филельфо важное место отводил риторике, в которой ценил не столько способ выражения философских и этико-политических идей, сколько красоту и совершенство стиля.

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 318-320.