Леонардо Бруни Аретино (1370—1444) - один из крупнейших гуманистов первой половины XV в. (1370 или 1374—1444), был выходцем из Ареццо — отсюда прозвище Аретино. С конца 80-х годов — он во Флоренции, где его учителями становятся известный гуманист, сподвижник Петрарки и Салютати Джованни да Равенна, преподававший риторику в университете, и византийский грек Мануил Хрисолор, которому Бруни был обязан прекрасным знанием греческого языка. Но первым среди своих учителей, главным духовным наставником Бруни считал Салютати. В 1405—1415 гг. (с перерывом) Бруни служил секретарем в папской курии. С 1415 г. он снова во Флоренции, которую более и не покидает. В 1425 г. он получает гражданство и становится одним из ведущих политических деятелей республики — с 1427 г, и до последних дней жизни занимает пост канцлера Флоренции. Сограждане высоко чтили Бруни, что подчеркнул в своей речи на пышно устроенных коммуной похоронах канцлера гуманист Джанноццо Манетти.

Бруни оставил обширное творческое наследие, охватывавшее историю, моральную философию, политическую теорию, педагогику, филологию. Ему принадлежат и многочисленные переводы с греческого на латинский сочинений Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена. Более всего прославила Бруни написанная им по заказу коммуны “История флорентийского народа” (Historiarum florentini populi libri XII — закончена в 1439 г.). Построенное на документальном материале, это сочинение заложило основы нового метода в историографии. В нем нашли четкое выражение политические взгляды Бруни — убежденного сторонника пополанской демократии и противника олигархии нобилитета. Свои политические идеи Бруни развивал и в ряде других сочинений — “Восхваление города Флоренции” (Laudatio florentinae urbis), “О военном деле” (De militia, 1421 г.), в написанном по-гречески трактате “О Флорентийском государстве” (Peri tes ton florentinon politeias), в “Комментарии к событиям своего времени” (Commentarium rerum suo tempore gestarum), которые охватывают период от 1378 г. до 1440 г. Проблемы этики рассматриваются Бруни во “Введении в науку о морали” (Isagogicon moralis disciplinae, 1421—1424 гг.), в “Диалогах к Петру Павлу Гистрию” (Dialogi ad Petrum Paulum Histrum, около 1422 г.), в речи “Против лицемеров” и некоторых других сочинениях; касается он их и в биографиях Аристотеля, Цицерона, Данте, Петрарки. Понимание гуманистом роли studia humanitatis изложено в произведении “О научных и литературных занятиях” (De studiis et litteris, 1422—1425 гг.); теории перевода посвящен его трактат “О правильном переводе” (De interpretazione recta, 1420 г.). Известны также многие речи и письма Бруни.

Убежденный поборник республиканского строя, страстный патриот Флоренции, Бруни стал ярким выразителем идей гражданского гуманизма, видным теоретиком гуманистической этики и педагогики. Для его политических взглядов характерна определенная эволюция. В одном из ранних сочинений — “Восхваление города Флоренции” — он обосновывает прочность республиканских порядков Флоренции, делающих ее средоточием республиканизма в современной Италии, непрерывностью исторической традиции: он видит в городе на Арно прямого наследника римских республиканских добродетелей времен античности. Бруни изображает Флоренцию как государство, обладающее всеми главными достоинствами республиканской политической системы. Но рост олигархических тенденций во Флоренции в первые десятилетия XV века не остается незамеченным для Бруни. В трактате “О Флорентийском государстве” он уже отмечает характерное для политической системы Флоренции переплетение демократических и аристократических черт, обусловившее использование государственных порядков скорее в интересах “знатных и богатых”, чем народа.

Последний этап творческой деятельности Бруни прошел в основном в трудах над “Историей флорентийского народа”, проникнутой в целом теми же политическими идеями, что и другие его работы. Пересматривая традиционные оценки раннего периода истории Флоренции и решительно осуждая Римскую империю, гуманист еще резче формулирует свою идею: Флоренция — подлинная наследница республиканских свобод античности, хранительница их в средние века, оплот в современный период. Выступая против претензий на верховенство в республике знати и верхушки пополанства, Бруни выступает вместе с тем и против приоритета “тощего народа”.

Разработанная Бруни концепция республиканизма, в основе которой лежали принципы равенства, свободы и демократии, рассматривавшиеся как естественно присущие человеческому обществу, заметно повлияла на его этическое учение. Бруни подчеркивал практическое значение моральной философии (куда включал и политическую теорию), видя ее главную цель в воспитании доблестных граждан, способных пренебречь личными интересами ради блага государства. Гражданственная этико-политическая доктрина Бруни прочно опиралась на античную мысль, прежде всего Аристотеля и Цицерона; он был не только переводчиком, но и активным пропагандистом античной философии. Бруни первым из итальянских гуманистов перевел с греческого на латинский язык “Никомахову этику” и “Политику” Аристотеля, существенно уточнив созданные в средние века и грешащие искажениями оригинала переводы. Обширное предисловие к переводу “Никомаховой этики” стало самостоятельным сочинением — Бруни дал ему широкое проблемное название — “Введение в науку о морали”. Оно содержит сравнительный анализ этических теорий античности и изложение собственной позиции гуманиста в определении понятия высшего блага и других категорий моральной философии. Четко обозначена и дидактическая цель сочинения — наметить практические пути к достижению нравственного идеала.

Смысл образования — главного условия нравственного совершенства человека — гуманист видел в глубоком творческом освоении античной философии и равно в постижении идейного богатства выдающихся деятелей новой, ренессанс-ной культуры — Данте, Петрарки, Боккаччо, Салютати. При этом овладение теорией, как и дальнейшая разработка ее не должны быть самоцелью, подчеркивал Бруни. Наука плодотворна, когда она сочетается с практикой, ведь ее цель — служить человеку и обществу в целом.

Из сочинений Бруни в переводе на русский язык опубликованы: “Против лицемеров” (в кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963) и “О научных и литературных занятиях” (в кн.: Идеи эстетического воспитания, т. 1. Античность, средние века. Возрождение. М., 1973; и в кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М., 1981).

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 311-313.