Донато Аччайуоли (1429—1478 гг.) происходил из знатного рода флорентийских финансистов. Он получил разностороннее гуманистическое образование. Среди его учителей были известный гуманист Карло Марсуппини, видный ученый Паоло Тосканелли (ему Аччайуоли был обязан своими познаниями в области логики), византийский философ Джованни Аргиропуло. В 40—50-е годы Донато входил в кружок молодых гуманистов — среди них были Аламанно Ринуччини, Марко Паренти и другие, проявившие инициативу и настойчивость в приглашении Аргиропуло во Флоренцию для чтения лекций по философии Аристотеля. Аччайуоли связывали с Аргиропуло тесные дружеские отношения, он стал одним из преданных его учеников и последователей. Тщательно записанные Аччайуоли лекции Аргиропуло, комментировавшего “Никомахову этику”, были напечатаны в 1478 г. вместе с переводом на латинский этого сочинения Аристотеля, выполненным византийским философом. Хотя Аргиропуло — глубокий знаток античной философии — знакомил флорентийских гуманистов в частных лекциях и с сочинениями Платона и неоплатоников, Аччайуоли наибольший интерес проявлял к этико-политической проблематике Аристотеля, высоко ценил его “Никомахову этику” и “Политику”, к которой составил собственный комментарий в 1472 г. Этика, политика и история были главной сферой гуманистических интересов Аччайуоли, всегда подчеркивавшего важную практическую роль этих дисциплин, их воспитательное значение. Этой цели служили его перевод на итальянский язык “Истории флорентийского народа” Леонардо Бруни (1473), переводы с греческого некоторых биографий Плутарха, а также составленное Аччайуоли жизнеописание Карла Великого.

Серьезные занятия гуманистическими науками Аччайуоли сочетал с активной государственной деятельностью. С 1460 г. и до последних дней жизни он был одним из наиболее известных и уважаемых политических деятелей Флорентийской республики: в разные годы Аччайуоли занимал высшие должности, включая гонфалоньера правосудия (в 1474 г.), часто возглавлял посольские миссии — в Рим, Милан, Францию. Примыкая к антимедичейской оппозиции, Аччайуоли в то же время проявлял определенную лояльность по отношению к власти Козимо и позже — Лоренцо Медичи.

В творческом наследии Аччайуоли — гуманиста и политика — особый интерес представляют его речи и письма, где нашли отражение многие этико-политические проблемы, волновавшие его современников. Так, в переписке с Джанноццо Манетти, в котором он видел идеал ученого и гражданина, поднят ряд вопросов, характерных для гражданского гуманизма: о соотношении двух образов жизни — созерцательной и деятельной, о ценности социально-политического бытия человека, о максимах гражданственной этики с ее принципом служения общему благу и др. Речи Аччайуоли — в них он стремился подражать ораторскому стилю Манетти — также являют собой выразительное свидетельство свойственных гражданскому гуманизму практической целенаправленности гуманистических знаний и актуализации античного наследия. Так, в “Речи о справедливости” Аччайуоли опирается на “Никомахову этику” Аристотеля, но в то же время толкует положения античного философа сквозь призму исторической и современной политической практики Флорентийской республики.

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век). Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 329.