Леонардо
да ВИНЧИ - родился
в Винчи, в Вальдарно , в 1452 г. Его отец Пьетро был нотариусом, мать
Катерина — местная крестьянка. Начальное образование Леонардо получил
во Флоренции. В 1470 г. он поступает в мастерскую Верроккьо; это событие
сыграло значительную роль в формировании личности Леонардо. Он изучает
математику и законы перспективы; интересуется анатомией и ботаникой;
обращается к проблемам геологии; занимается проектированием в области
механики и архитектуры. В 1482 г., во время правления Лодовико Моро,
Леонардо приезжает в Милан и остается здесь до 1499 г., до падения
власти Лодовико. В Милане он пишет разнообразные трактаты,
занимается инженерной деятельностью. В этот период завершается его
формирование как художника. После пребывания в Мантуе, Венеции и Флоренции
Леонардо в 1502 г. поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве
архитектора и военного инженера. После свержения Валентине в 1503
г. Леонардо вновь возвращается во Флоренцию; здесь он занимается анатомией
и решает проблемы, связанные с полетом человека, что позже приведет
к изобретению летательного аппарата. К этому периоду относится создание
"Джоконды". В 1506 г. Леонардо возвращается в Милан и поступает на
службу к королю Франции. Когда в 1512 г. власть в Милане вновь переходит
в руки рода Сфорца, он переезжает в Рим, на этот раз — под покровительство
папы Льва X. В 1516 г. он отправляется во Францию в качестве придворного
художника, инженера, архитектора и механика. Леонардо умер 2 мая 1519
г. в замке Клу, близ Амбуаза, где он был гостем короля Франциска I.
"Современники
обычно называли Леонардо маэстро и маэстро художник;
в герцогском дипломе Чезаре Борджиа он назван архитектором
и главным инженером. Однако Франциск I обычно называл его
величайшим философом, так же именовал его Вазари — правда, несколько
иронически, имея в виду, что он любил “капризно и своевольно философствовать
о естественных вещах” и считал себя “более философом, нежели христианином”"
(К. Карбонара). Посмотрим, каковы же были философские искания
Леонардо.
Прежде
всего Леонардо является человеком Возрождения не только потому,
что он — мыслитель универсального типа, т. е. не ограничивается
какой-либо одной областью знаний, но и потому, что в его рассуждениях
можно обнаружить следы неоплатонизма, — например, когда он обращает
внимание на параллелизм человека и космоса (универсума).
"Человека в античности называли микрокосмом; и это действительно
точное наименование, ибо человек состоит из земли, воды, воздуха
и огня и, тем самым, его строение схоже со строением мира; человек
имеет кости, служащие основой и поддержкой плоти, — мир имеет камни,
основу земли". Неоплатоническая идея параллелизма микрокосма и макрокосма
имеет, однако, у Леонардо несколько иное преломление, нежели в мистико-анимистической
концепции неоплатонизма: она служит Леонардо для легитимизации механистического
строения всей природы. Оно происходит от Бога, и это действительно
необходимое механическое строение. Леонардо не отрицает наличия
души, функция которой заключается "в формировании одушевленных тел".
Однако он оставляет не имеющие научного обоснования рассуждения
о ней "братьям-монахам, которые по вдохновению свыше знают все секреты".
Таким
образом, то, что становится общим достоянием по наитию свыше, не
является знанием. Не обладают знанием и те, кто опирается исключительно
на авторитет древних мыслителей. Повторяя
традиционные
взгляды, они остаются только "глашатаями и декламаторами чужих идей".
Не есть знание и то, что сообщают маги и алхимики и вообще все "золотоискатели":
эти твердят о фантастических открытиях и опираются в своих объяснениях
на причины духовного порядка.
Для
Леонардо проектировщиком и интерпретатором механического и необходимого
строения всей природы является математическая мысль: "Необходимость
— руководительница и защитница природы; она — ее основа и создательница,
ее узда и вечный образец". Леонардо исключает из числа естественных
феноменов — механических и материальных — мистические и духовные
силы: "О математики, пролейте свет на это заблуждение! Дух не имеет
голоса... поскольку не может быть голоса там, где нет движения и
разрыва воздуха; не может быть колебаний воздуха там, где нет инструмента;
инструмент
не может существовать вне тела; а раз это так, дух не может иметь
ни голоса, ни формы, ни силы... где нет жил и костей, не может быть
никакой силы и никакого движения, производимого воображаемыми духами".
Опубликовано
в кн.: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до
наших дней. Т. 3. Новое время. - ТОО ТК "Петрополис",
1996. C. 3-5.
|