ВАЛЛА Лоренцо
(Lorenzo Valla) (1407-1457) —
выдающийся итальянский гуманист, один из наиболее ярких мыслителей
XV в. Родился в Риме в семье юриста. В университете не учился, но
получил отличное знание латинского и греческого языков. Ранние годы
Валлы прошли вблизи папской курии, где был апостолическим секретарем
его дядя, ставший после смерти отца опекуном Валлы. В курии в этот
период собрались известные гуманисты — Поджо Браччолини, А. Беккаделли,
А. Лоски и др.; здесь царил дух вольномыслия, обсуждались события
гуманистической жизни, вновь открытые рукописи. Все это не могло
не оказать влияния на молодого Валлу. Важным этапом в формировании
его взглядов была его работа в университете Павии, где он в 1431—1433
гг. преподавал риторику; здесь, в павийском окружении, рядом с такими
гуманистами, как Маффео Веджо, Катоне Сакко, сформировались филологический
метод исследования Валлы и его антисхоластическая и антиаристотелевская
позиция. Самым плодотворным периодом в творчестве Валлы было его
пребывание в 1435—1447 гг. при дворе неаполитанского короля Альфонса
Арагонского. Позже Валла вернулся в Рим, служил при папской курии,
занимался преподаванием в Римском университете и творческой работой.
Валла
отличался независимым и критическим духом, остро чувствовал проблемы
времени и откликался на них. Вокруг его работ постоянно велась полемика.
Церковь, институты которой (монашество прежде всего) и светскую
власть он критиковал, пыталась даже устроить против него в Неаполе
инквизиционный процесс, но этому помешал король. Валла был выдающимся
филологом своего времени, его трактат "О красотах латинского языка"
стал первой научной историей языка; работа была очень популярной,
читалась в гуманистических школах, филологический метод Валла использовал
в "Сопоставлении Нового завета", где, исследуя ряд латинских и греческих
рукописей, отмечает грамматические ошибки, ошибки переводчиков,
предлагает многочисленные исправления, т.е. подходит к Новому завету
как к историческому документу, доступному филологическому анализу.
Эту работу Валлы высоко ценил Эразм. В полемике со схоластикой и
ее непререкаемым авторитетом Аристотелем Валла создает свою "Диалектику",
где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов и пытается,
упростив диалектику, приблизить ее к жизни. В диалоге "О свободе
воли" он выступает против средневековой теологической концепции
относительно соотношения свободы воли и божественного провидения.
Его знаменитый трактат "О ложном и вымышленном дарении Константина"
(1440), в котором гуманист предстает во всеоружии блестящей филологической
культуры, доказывает подложность документа, на котором основывалась
светская власть папства; эта работа, помимо ее
политического значения, явилась замечательным образцом гуманистической
критики источника. В работе "Об истинном и ложном благе" (первая
ее редакция — 1431 г., четвертая — видимо, после 1449 г.) Валла,
основываясь на идеях отвергнутого средневековьем и церковью Эпикура,
развивает в споре стоика, эпикурейца и христианина свой взгляд на
высшее благо, понимая под ним наслаждение и выстраивая на этом свойственном
от природы всем живым существам стремлении этическое учение, в основе
которого лежит личное благо.
|