Бернардино
ТЕЛЕЗИО родился в 1509 г. в Козенце. В самом начале жизненного
пути он получил хорошее гуманитарное образование. Его дядя, Антонио
Телезио, который был литератором, стал его первым учителем. Бернандино
сопровождал дядю в Милан, а затем в Рим, где в 1527 г. был захвачен
в плен солдатами во время знаменитого "римского мешка" и освобожден
лишь благодаря вмешательству одного своего соотечественника, спустя
два месяца после пленения.
Он
отправился в Падую, где еще сохранялась традиция дискуссий по Аристотелю
и где он изучал философию и естественные науки (в особенности медицину),
и завершил университетское образование в 1535 г.
После
получения университетского диплома Телезио живет в разных городах
Италии и даже, — кажется, на несколько лет, — дабы иметь возможность
размышлять в одиночестве, удаляется в монастырь братьев-бенедиктинцев
(есть мнение, что это был монастырь Семинара).
Позже,
с 1544 по 1553 г., Телезио пользовался гостеприимством семьи Карафа,
герцогов Ночеры. В этот период он заложил основы своей системы,
создав первый вариант шедевра "О природе вещей согласно ее собственным
принципам ".
Начиная
с 1553 г. Телезио поселяется в Козенце, где остается вплоть до 1563
г. Отсюда он ездил в Рим и Неаполь, но постоянно возвращался в Козенцу;
здесь он и умер в 1588 г.
Первые
две книги труда "О природе вещей " ("De rerum natura") он
опубликовал в 1565 г., после многочисленных сомнений и после консультаций
в Бреше с крупнейшим представителем аристотелизма той эпохи Винченцо
Маджи. Положительный исход встречи с Маджи, которого по многим причинам
можно было считать идеальным противником, убедил Телезио в своевременности
публикации. Но полностью труд — в девяти книгах — вышел только в
1586 г. из-за финансовых трудностей, испытываемых философом. Другие
сочинения Телезио носят второстепенный характер и ограничиваются
объяснением некоторых природных явлений ("О землетрясениях",
"О кометах", "Опаре", "О молнии "т. а,.).
Телезио
получил большую известность, и притом гораздо раньше, нежели были
опубликованы его сочинения. Академия Козенцы, членом которой он
состоял, превратилась в наиболее активный центр по распространению
его учения. Могущественные и влиятельные друзья защищали его от
атак сторонников аристотелизма, хотя в дискуссиях и полемике недостатка
не было.
Среди
последователей дела Телезио был Кампанелла. Лично с ним не знакомый,
он вскоре после смерти философа посетил собор Козенцы, где находился
гроб с его телом. "Великому Телезио" Кампанелла посвятил стихи.
Именно
Кампанелла стал главным продолжателем дела Телезио.
Опубликовано
в кн.: Дж.
Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.
Т. 3. Новое время. - ТОО ТК "Петрополис", 1996. С. 10-11.
|