Колюццио
САЛЮТАТИ (1331-1406)
- родился
в 1331 г. в небольшом тосканском городке Стиньяно; принадлежал к
старинному рыцарскому роду. Детство и юность Салютати прошли в Болонье,
где он окончил юридический факультет крупнейшего в Европе университета.
В 1351—1367 гг. он служил судьей и нотарием в Валодиньеволе, позже
— канцлером коммун Тоди, Лукки, Стиньяно. С 1374 г. Салютати во
Флоренции; в следующем году он получает должность канцлера коммуны,
которую занимает более тридцати лет, вплоть до смерти — в 1406 г.
Флоренция высоко ценила заслуги своего канцлера — прекрасного оратора
и искусного политика, слава о котором распространилась по всей Италии,
— его роду навечно было даровано право гражданства. Не менее, чем
государственная служба, широкой славе Салютати способствовала его
активная и плодотворная деятельность гуманиста.
В
60—70-е годы Салютати связывали дружеские отношения с Петраркой
и Боккаччо, недаром он считал себя продолжателем их великого
дела — формирования новой, гуманистической культуры. В последующие
годы его дом во Флоренции становится своеобразным центром гуманистической
молодежи — среди учеников Салютати яркие дарования: Леонардо
Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио. Обладатель
превосходной библиотеки рукописных книг античных и новых авторов,
он делает ее достоянием широкого круга интеллигенции. Для изучения
греческого языка приглашает в университет от имени коммуны византийского
грека Мануила Хрисолора. Особое значение Салютати придает разработке
комплекса гуманистических знаний — studia humanitatis, теоретическому
обоснованию и популяризации которых служила вся его литературная
деятельность, и прежде всего публицистика.
Среди
многочисленных сочинений Салютати, включавших разные жанры —
от буколической поэзии 60-х годов до предсмертных писем, — важное
место занимают трактаты: “О достоинстве права и медицины” (De
nobilitate legum et medicinae, 1400 г.), “О тиране” (De tyranno,
1400 г.), “О роке, судьбе и случайности” (De fato, fortuna et
casu, 1396—1399 гг.), “О жизни в миру и монашестве” (De saeculo
et religione, 1381 г.) и оставшееся незавершенным сочинение
“О подвигах Геракла” (De laborious Herculis, первая редакция
— 1383 г.). Не меньшее значение имеют его речи, инвективы и
особенно эпистолярное наследие.
Главная
заслуга Салютати — в утверждении гуманистической образованности
как основы развития новой культуры, порывавшей с официальной церковной
традицией. Он был убежден, что схоластическая философия не способна
вести к истинному знанию — его прежде всего дает изучение античной
мудрости. С этих позиций он доказывал познавательное значение языческой
поэзии и мифологии. Вслед за Данте, Петраркой, Боккаччо он искал
в поэзии источник знания, утверждал, что она содержит глубокий философский
смысл, и полагал правомерным сопоставлять приводившую его в восторг
языческую поэзию с Библией. Эта недопустимая с позиций строгой ортодоксии
того времени реабилитация античной культуры вызывала гнев и осуждение
со стороны теологов. В острой полемике со схоластами и теологами,
открыто и резко обвинявшими его в заблуждениях и даже ереси, Салютати
смело отстаивал свои убеждения. Ратуя за восстановление прав античной
мысли, философской и художественной, Салютати исходил
из нового, гуманистического понимания самой культуры как воплощение-общечеловеческого
опыта и мудрости.
В
оценке соотношения естественных и гуманитарных знаний, в учения
о морали позиция Салютати также противостояла схоластической традиции.
Выдвинутые Салютати на первый план в системе наук гуманитарные дисциплины
— studia humanitatis—призваны были, по его мысли, формировать нового
человека, обладающего высоким свойством — humanitas, которое он
трактовал как способность к добродетельным поступкам, вырабатываемую
жизненным опытом и образованием, и вместе с тем как способность
руководствоваться практическими уроками и достигать учености. Поскольку
humanitas не дана человеку от рождения, полагал Салютати, приобретение
этого свойства есть результат упорного труда, который только и ведет
людей к высшему благу на земле. Толкование этого этического понятия
составляет сущность его гуманистической программы. Рассматривая
теорию и практику, знание и опыт как взаимодополняющие компоненты
образования (при этом он утверждал, что знание — не самоцель, а
средство совершенствования человека), гуманист считал необходимым
под этим углом зрения оценить значение отдельных гуманитарных дисциплин
и всего комплекса в целом. Грамматика должна была, по его убеждению,
утратить формальный, узколингвистический характер и стать наукой
о синтезе формы и содержания, о способах выражения мысли. Риторика
— проводник мудрости, к потому ей необходимо теснейшим образом быть
связанной с философией, которая, в свою очередь, не может развиваться
без красноречия. Вслед за Цицероном и ,Петраркой Салютати развивает
идеал органического сочетания полноты знаний с красотой и силой
речи. В своей политической практике, в официальных речах на посту
канцлера, в переписке гуманист дал высокие образцы реализации этого
идеала.
Особое
значение в гуманистическом учении Салютати обретает этика, которую
он трактовал как главный компонент studia humanitatis, внутреннюю
основу всего комплекса знаний, направляющих человека по пути к совершенству.
Центральная мысль гуманиста — в ней можно видеть гражданственную
направленность его этики — убеждение в том, что земная жизнь дана
в удел людям к их собственная задача — построить ее в соответствии
с природными законами добра и справедливости. Не пассивное приятие
божественной истины в “подвигах” аскетизма и отстранении от “суетного
мира”, а творческая активность человека во имя общего блага и земного
счастья людей — такова этическая позиция Салютати. Прообраз подвига,
к которому предназначен человек, он видел в языческом мифе о деяниях
Геракла.
Помещенные
в настоящем издании переводы двух писем Салютати раскрывают некоторые
стороны его этических воззрений и ярко характеризуют его представления
о роли античной культуры в складывании гуманистической традиции.
Сочинения
итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). Под ред. Л.М.
Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 309-310.
|