Пьетро Помпонацци
О
ПРИЧИНАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ИЛИ
О ЧАРОДЕЙСТВЕ
О
причинах естественных явлений или о чародействе
Письмо
- В печатных
изданиях имя друга, которому посвящен трактат, не указано, но
в рукописях он назван: это земляк философа, мантуанец Лудовико
Паниппа, слушавший лекции Помпонацци в Падуе в последние годы
XV и первые годы XVI в., доктор медицины, автор трактатов по хирургии,
опубликованных в Венеции в 1532 и 1545 гг. Ему же Помпонацци посвятил
изданный в 1515 г. “Вопрос об ответном действии”.
- Пьетро
Траполино (1451—1509), врач и философ, профессор Падуанского
университета, придерживался умеренно-аверроистской ориентации;
был учителем, а позднее — коллегой Помпонацци.
- Аверроэс.
Физика, IV, 25.
Глава
I
- Аристотель.
Метафизика, 1068а 8 cл.; Аверроэс. Метафизика, XII, 51.
- “Книга о
причинах” — памятник XII в., неоплатоническая компиляция, восходящая
к “Элементам теологии” Прокла; ее переводчиком (или составителем)
считают Доменико Гундиссальви.—См.: Аристотель. Сочинения.
1562. Т. 7. Л. 211 об.; Альберт Великий. О минералах, II,
3, 3.
- Книга о причинах,
5.— См.: Аристотель. Сочинения. 1562. Т. 7. Л. 213.
- Аристотель.
О душе, 419а 25 ел,; 423Ь 10; Аверроэс. О душе, II,
75, 12—16; II, 114, 22—32; Аверроэс. Парафраз книги “О
памяти и воспоминании” // Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2.Л. 21-23.
- Августин.
О Троице, III I, 4—6 (PL. T. 42. Стб. 870).
Глава
III
- Альберт
Великий. О минералах, II, 2, гл. 1, 11, 17.
- Марсилио
Фичино. Платоновское богословие о бессмертии души, IV, 1.
- Альберт
Великий. О животных, XXIV, 58.
- Боэций.
Об утешении философией, I, 4.
- Аристотель.
Никомахова этика, 1103а 20 сл.; 1145а 15 сл.
- Аристотель.
Никомахова этика, кн. VII (не II), 1145а 15-30.
- Альберт
Великий. О животных. Кн. I. Трактат II. Гл. 2 126-139.
- Аристотель.
О душе, 425b 25 cл.
- Аристотель.
О душе, 418а 26 cл.; 430а 1—4.
- Аристотель.
О движениях животных, 701а cл.
- Аристотель.
Проблемы, VII, 1—9, 886а 24 cл.
- Аристотель.
Истории животных, 632b 5 cл.
- Авиценна.
О животных. В доступных нам изданиях обнаружить латинский текст
этого трактата Ибн-Сины не удалось.
- Марсилио
Фичино. Платоновское богословие, XIII; 1.
- Геродот.
История, I, 85.
- Боэций. Об
утешении философией, III, 12.
- Аверроэс.
О возникновении, II, 51; Метафизика, XII, 44; XII, 50.
- Плутарх.
Александр, IV.
- Августин.
О Троице, III, I, 4—6 (PL. Т. 42, Стб. 370—371),
Глава
IV
- Гален. Малое
искусство, III // Сочинения. 1542. Т. 8. Стб. 263.
- Пъетро д'Абано
(см. примечание 213 к “Трактату о бессмертии души”) привлекался
к суду инквизиции в Париже в 1304 г. и в Падуе в 1306 г.; его
прах был сожжен посмертно по приговору инквизиции.
- Чекко 0'Асколи
(1269—1327), итальянский философ и врач, профессор Болонского
университета, один из ярких представителей натуралистического
течения философской мысли XIV в., обвинен в ереси и сожжен на
костре по приговору инквизиции.
- Аристотель.
Истории животных, 612а, 5сл.
- Трактат Альберта
Великого “О движении животных” входил в состав его “Малых сочинений
о природе” (“Parva naturalia”); опубликован в 5-м томе его собрания
сочинений (Лион, 1651).
- Авиценна.
О душе, VII (?). В доступных нам изданиях найти соответствующее
место не удалось.
- Августин.
О граде Божием, XIV, 24.
- Плутарх.
Катон Младший, 56. О псиллах и марсах см. также: Плиний Старший.
Естественная история, VII, 2(2).
- Плутарх.
Пирр, III.
- Пьетро д'Абано.
Примиритель разногласий философов и врачей, раздел 156 (а не 155),
в изд.: Венеция, 1483.
- Гален. Прогностики,
I, 2 // Сочинения. 1542. Т. 4. Стб. 721-727.
- Диоген Лаэрций,
IX, 43.
- Аристотель.
Физика, 194а 36: “В каком-то отношении ведь и мы [сами] есть цель”.
- Авиценна.
Установить источник цитаты не удалось.
- Пьетро
Бароцци (1441—1507), епископ Падуанский, 4 мая 1489 г. совместно
с инквизитором Маркантонио ди Ландинарой издал “Декрет против
спорящих о единстве разума”, направленный против аверроистского
свободомыслия в североитальянских университетах.
- Имеется в
виду персонаж книги Флавия Филострата (ок. 170—244/249) “Жизнь
Аполлония Тианского”, бродячий чудотворец, целитель и пророк I
в. н. э. - См.: Рабинович Е. Г. “Жизнь Аполлония Тианского”
Флавия Филострата // Флавий Филострат. Жизнь Аполлония
Тианского. М., 1985. С. 217—276.
- Аристотель.
О душе, 417а — 418а.
- Альберт
Великий, О минералах. Кн. II. Трактат 2. Гл. I, 17.
О единороге Альберт говорит в книге “О животных”, XXII, 2, 1,
144
Глава
V
- Аверроэс.
Физика, IV, 128—129.
- Аверроэс.
О душе, III, 5, 105—113.
- Августин.
О граде Божием, VIII, 19.
- Вергилий.
Энеида, IV, 492—493 (пер. С. Ошерова); Буколики, VIII, 97—98 (пер.
С. Шервинского).
- Исход, 7,
10-22.
- Царств, 17,
19—24; 4 Царств, 4, 34—35.
- Деян. 5,
1—10.
- Екатерина
Сиенская (1347—1380), монахиня Доминиканского ордена, получившая,
согласно преданию, стигматы — знаки крестных ран Христа; оставила
значительное литературное наследство на народном языке. Канонизирована
в 1461 г.
- Имеются в
виду стигматы, полученные св. Франциском Ассизским. Оговорка о
стигматах (“если только он их действительно получил”) имеется
только в печатном тексте и отсутствует в рукописной традиции;
вероятно, она принадлежит издателю трактата — примкнувшему к Реформации
врачу Г. Гратароли.
- Аверроэс.
Физика, IV, 1 сл.
Глава
VI
- Псевдо-Аристотель.
О мире, 396а 35 сл.
- Речь идет
о первых появившихся в печати трактатах П. Помпонацци, вышедших
в свет в 1514—1515 гг., один из которых был посвящен Лудовико
Паницца (см. примечание 1); все они вошли в сборник сочинений
Помпонацци, опубликованный в Венеции в 1525 г., незадолго до смерти
философа.
- Августин.
О граде Божием, VIII, 19.
- Гален.
Малое искусство // Сочинения. 1542. Т. 8.
- Аристотель.
Никомахова этика, 1145а 1—10.
- Аристотель.
Риторика. 1355b 3—7.
- В издании
1567 г. имеется опечатка (в тексте — Спиллис) речь идет о племенах
псиллов и марсов, славившихся искусством заклинания и колдовства.—См.:
Плиний Старший. Явственная история, VII, 2(2).
- Пьетро
УАбано. Примиритель разногласий философов и врачей 156.
- Аверроэс,
Сборник, II, гл. 5 и 6 // Сочинения. 1562. Т. 10. I. 199-200.
- Там же.
- Якопо
да Фор ли (ум. 1414), философ и врач, профессор Падуанского
университета.
- Гален.
О свойствах простейших лекарственных средств. Кн.VI // Сочинения.
1542. Т. 5. Стб. 152-153.
- Фома Аквинский.
О чудесах, 5//Сочинения. 1612. Т.8. с.123-124.
- Матф. 28,
20.
- Плиний
Старший. Естественная история, XXX (не кн. 1), 1 (2).
- Светоний.
Нерон, 16 (не 17).
- Августин.
О граде Божием, XXII, 8.
- Плутарх.
Демосфен, 5.
- Плутарх,
Цицерон, 39.
- Аристотель.
Проблемы, VII (не IV), 4, 886b сл.
- Аристотель.
Проблемы, XXIX, 10 (не 5), 951а 4-10.
- Аристотель.
Истории животных, 608а 10 сл.
- Гален.
Малое искусство//Сочинения. 1542. Т.8. Л.251.
- Аристотель.
Проблемы, VII, 4, 886b сл.; Пьетро д Абано. Комментарий
к “Проблемам” Аристотеля, VII, 4 (см. примечание 213 к “Трактату
о бессмертии души”).
- Гален.
О пораженных местах//Сочинения. 1542. Т.. 4. Л. 8—28.
- Аристотель.
Проблемы, I, 7, 859b 15—20.
Глава
VII
- Аристотель.
Вторая аналитика, 71а 24 сл.
- Аристотель.
Метафизика, 995а 30 сл.
- Плиний
Старший. Естественная история, XXV, 2 (5).
- Платон.
Государство, 614b — 615b.
- Светоний.
Божественный Веспасиан, 7.
- Деян 17.
- Альберт
Великий. О минералах, II (не V), трактат 3, гл. 1-6.
- Плутарх.
Брут, 36, 39, 48.
- Валерий
Максим. Девять книг памятных деянии и речей, I, 5-7.
Глава
VIII
- Плиний
Старший. Естественная история, VII, 52(53).
- Платон.
Государство, 377а — с; 382с.
- Августин.
О граде Божием, IV, л.
- Фома Аквинский.
О чудесах, 5 // Сочинения. 1612. Т. 8.
- Августин.
О граде Божием XXI (не XXIV), 6.
- Аристотель.
Метафизика, 981b 25—982a 4.
Глава
IX
- Аристотель.
Вторая аналитика, 77а 36 cл.
- Аристотель.
Метафизика, 993b 11 cл.; Никомахова этика, Х (не II), 1181а 20
cл.
- Аристотель.
Риторика, 1407а 35 cл.; Истории животных, 492b 6—8; 522а 15 cл.;
577а 10 cл.; 605а 1 cл.; 608а 10 cл.; 609а 10 cл.; 616b 21 cл.
- Аристотель.
Проблемы, XXX (не XXI), I, 955а 30 cл.
- Аристотель.
О дивинации во сне, 462b 12 cл. Помпонацци называет группу
трактатов Аристотеля.
Глава
Х
- Аристотель.
Физика, 252Ь 17 сл.; О небе, 292а 24 сл.
- Плутарх.
Брут, 37.
- Апулей.
О боге Сократа, VI—XI.
- Аристотель,
О душе, 432а 7 сл.
- Аристотель.
Метафизика, 1070а 20 сл.; О небе, 269а 30 сл.
- Боэций.
Об утешении философией, III, 9 (пер. М. Цетлина).
- Аристотель.
Физика, 194а 36.
- Аристотель.
О небе, 292а 24 сл.
- Плутарх.
Гай Марций, 6.
- Аристотель.
О частях животных, 665b — 667а.
- Аристотель.
Физика, 259а 10—20; 260а 11 сл.; О возникновении и уничтожении,
337а 16—24.
- Перечисленные
знамения и пророчества упомянуты в разных местах книги Гая Светония
Транквилла “Жизнь двенадцати цезарей”.
- Светоний.
Божественный Юлий, 81, 2.
- Платон.
Федр, 244с—е; Тимей, 71е—72b.
- Платон.
Менон, 99с; Федр, 244з — е.
- Платон.
Ион, 534d—535a.
- Аристотель.
Проблемы, XXX, I, 954а 30 cл.
- См. об атом:
Плиний Старший. Естественная история, VII, 3(3); Тит
Ливий. История, XXI, 62.
- Пьетро
д'Абано. Комментарий к “Проблемам” Аристотеля, XI, 27.
- Плутарх.
Марцелл, 28.
- Плутарх.
Лукулл, 23; Сулла, 6.
- Плутарх.
Марий, 17.
- Об отражении
света во влажном воздухе, о радуге, ложных солнцах и иных явлениях
Аристотель говорит не во П, а в III книге “Метеорологики”; во
II книге речь идет, в частности, о возникновении ветров из испарений.
- О Манассии,
царе иудейском, уклонившемся в язычество, речь идет в: 4 Царств,
20, 21; 21, 9; 24, 3; 2 Царств, 33, 11; 33, 12; 32, 33; Ис. 9,
21. О крови в “источнике Манассии” там речи нет; возможно, в тексте
опечатка.
- Лефевр
д'Этапль (латинская форма имени — Иаков Фабер Стапуленский)
(1450—1536), французский гуманист, философ-неоплатоник. Имеются
сведения о его встречах, во время путешествия в Италию в 1491—1492
гг., с И. Помпонацци. Его комментарии к сочинениям Дионисия Ареопагита
опубликованы в этьеновском издании “Творений” Дионисия (Париж,
1515); см.: л. 186 об.
- Аристотель.
Топика, 117а 5 сл.; 118b 33 сл.
- Аверроэс.
О небе, II, 1.
- Аристотель.
О небе, 283b 30 cл.
- Августин.
О граде Божием, V, 1—6; Толкование на книгу Бытия, II, 17 и далее
(PL. Т. 34. Стб. 278—279); О христианском учении, II, 21—23 (PL.
Т. 34. Стб. 51—53).
- Аристотель.
Метафизика, XII (не II), 1072b 28 cл.: “Мы говорим поэтому, что
Бог есть вечное наилучшее живое существо, так что ему присущи
жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть
Бог”.
- Аверроэс.
Метафизика, V, 21; О душе, III, 5, 70—82 cл.
- Платон.
Тимей, 41с cл.
- Аристотель.
Физика, 267а 26 cл.; О небе, 284а 12 cл.; Метафизика, XII, 1074b
26: “Ум... не подвержен изменениям”.
- Иаков, 1,
17: “Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходят свыше,
от Отца Свотов, у которого нет изменения и ни тени перемены”.
- Августин.
О Троице, III, 8, 13 (PL. T. 42. Стб. 875).
- Аристотель.
Физика, 266а 10 cл.
- Плутарх.
Ромул, 2.
- Аристотель.
Проблемы, XXX (не XIII), 954а 35 cл.
- Вергилий.
Энеида, VI, 47—51; VI, 77—80 (пер. С. Ошерова).
- 4 Царств,
3, 15: “И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась
Елисея”.
- Платон.
Федр, 244b.
- Аристотель.
Физика, 266b 25—267а 25.
- Альберт
Великий. О минералах, II, трактат 2, 1.
- Альберт
Великий. О минералах, II, трактат 1, 1—4.
- Плутарх.
Сулла, 7.
- Альберт
Великий. О животных, III, трактат 2, гл. 9, 172.
- Аристотель.
Истории животных, III, 20, 522а 15 cл.
- Диоген
Лаэрций, VI, 45: “Вот большие воры ведут мелкого”.
- Аристотель.
Риторика, I (не II), 5, 1360b 5 cл.
- Светоний.
Божественный Веспасиан, 7, 2—3.
- Светоний.
Божественный Юлий, 81, 1—2.
- Светоний.
Гальба, 1.
- Возможно,
речь идет о жизнеописании Ромула в книге Светония “О знаменитых
мужах”, 1, 2, либо о кратком жизнеописании Августа (единственного
императора, получившего титул Квирин) у Аврелия Виктора.
- Плутарх.
Ромул, 8.
- Аверроэс.
О дивинации во сне//Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. 35.
- См.: Трактат
о бессмертии души, гл. XIII (см. наст. изд. С. 93); рассказ об
аркадцах см.: Цицерон. О дивинации, XXVII, 57.
- Легенда о
явлении тени Данте во сне сыну Якопо и о находке, сделанной благодаря
его указаниям, последних песней “Божественной комедии” рассказана
в “Жизни Данте” Джованни Боккаччо (Boccaccio G. II Conimento
alia Divina Gommedia e gli altri scritti intorno a Dante. Vol.
1—3. Ban, 1918. Vol. l.P. 52-53).
- Иоан. 3,
20.
- Аристотель.
Метеорологика, 377а 15 cл.
- Аверроэс.
О памяти и воспоминании // Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. 21—23;
Сборник, II, 5//Сочинения. 1562. Т. 10. Л.199.
- Валерий
Максим. Девять книг памятных историй и речений, I, 8, 1.
- Вергилий.
Энеида, IV, 358—359; IV, 351—353 (пер. С. Ошерова).
- Лук. 24,
38-39.
- Вергилий.
Энеида, VI, 700—702 (пер. С. Ошерова).
- Вэда Почтенный.
Комментарий к Евангелию от Луки. Кн. VI. К Лук. 24, 37 (PL. Т.
92. Стб. 628—629).
- Альберт
Великий. О животных, VI, 1, 6, 45 (цитата не точна).
- Аристотель.
Истории животных, 494а 1 сл.
- Аристотель.
Проблемы, X, 49, 895а 36 сл.
- Плутарх.
Камилл, 19.
- Аристотель.
Истории животных, 608b 20 cл.
- Мешуэ
(ок. 776—855), арабский врач. В тексте печатного издания явная
опечатка: трактат Мешуэ называется “О подборе лекарств” (Mesae
J. Opera medicinalia. Firenze, 1471. F. 1-8).
- Авл Геллий.
Аттические ночи, XV, 7, 1—2.
- Альберт
Великий. О минералах, II, трактат III, 3.
- Аристотель.
О небе, 286b 10 cл.; 284а 12 cл.
- Папа Юлий
II умер 23 февраля 1513 г.; Лев Х был избран 11 марта.
- Вергилий.
Энеида, IV, 487—488 (пер. С. Ошерова); Буколики, VIII, 108 (пер.
С. Шервинского).
- Марсилио
Фичино. Платоновское богословие, XIII, 1.
- Аристотель.
Истории животных, 505b 20 сл.
- Аристотель.
Истории животных, 577а 10 cл.; 605а 1 cл.
- Фома Аквинский.
Quodlibeta, XI, 10.
- Альберт
Великий. О животных, XXX, II, I, 116 (об использовании в качестве
колдовского средства волчьего полового члена).
- Плутарх.
Антоний, 56; Сопоставление, 90(3), Цитата не точна.
- Фома Аквинский.
Quodlibeta, XI, 2—3; XII, 4; Комментарий к Сентенциям, II, 25,
2.
- Овидий,
Героиды, V, 147—150 (пер. С. Ошерова); Метаморфозы, I, 523—524
(пер. С. Шервинcкого).
- Овидий.
Метаморфозы, VII, 18—19 (пер. С. Шервинского).
- Овидий.
Лекарство от любви, I, 259—290 (пер. М. Гаспарова).
- Петрарка.
Триумф любви, III, 91—93.
- Плутарх.
Деметрий, 38.
- Псевдо-Овидий.
Героиды, XVI, 189 (пер. С. Ошерова).
- Аристотель.
Истории животных, 605а 1—7.
- Аристотель.
Истории животных, 608b 29—30.
- Аристотель.
Истории животных, 596b 8—10; 610а 5 cл.
- Марсилио
Фичино. Платоновское богословие, IV, 2; XV, 12; XVIII, 9.
- Филострат.
Жизнь Аполлония Тианского, IV, 45.
- Альберт
Великий. О минералах, II, трактат 3. Гл. 5—6.
- Аверроэс.
Парафраз “Поэтики” Аристотеля, 6//Сочинения, 1550. Т. 2. Л. 91
об.— 92.
- Аверроэс.
О небе, I, 111; Боэций. Вторая редакция комментария к книге
“Об истолковании”. Кн. 2.— См.: PL. Т. 64. Стб. 433. Ссылка Помпонацци
на “многих иных”, обещавших согласовать учения Платона и Аристотеля,
относится к Джо-ванни Пико делла Мирандоле, который провозгласил
эту задачу в “Девятистах тезисах” и в “Речи о достоинстве человека”;
его трактат “О сущем и едином” представляет собой начальный раздел
этого незавершенного труда.
- Диоген
Лаэрций, V, 6 (по Диогену Лаэрцию, Аристотель умер 63 лет).
- Диоген
Лаэрций, V, 5.
- Плутарх.
Никий, 23 (латинский перевод, цитируемый Помпонацци, имеет некоторые
отличия от новейшего русского перевода, сохраненные в нашем переводе).
- Плутарх.
Александр, 7.
- Платон.
Письма, II, 314а — с.
- Имеется в
виду сочинение Альберта Великого “Зерцало астрономическое, в коем
речь идет о разрешенных и запрещенных книгах”, входящее в собрание
его “Малых сочинений о природе”.— См.: Сочинения. 1651. Т. 5.
- Бартоломео
Платина Сакки (1421—1481), итальянский гуманист, автор “Книги
жизнеописаний Христа и всех пап”. О сожжении папами еретических
книг Платина сообщает в жизнеописаниях пап Геласия, Симаха, Гормизды,
Александра IV; в жизнеописании папы-гуманиста Николая V он рассказывает
о возрождении древней греческой и римской словесности, “пребывавшей
во тьме на протяжении шестисот лет”; в жизнеописании папы Павла
II обличает его враждебность гуманистическим занятиям {Platina
В. Liber de vita Christi ас omnium pontificum / A cura di
G. Gaida. Citta di Castello, 1913— 1932 (Rerum Italicarum Scriptores.
N. ed. T. 3. P. 1)).
Глава
XI
- Псевдо-Аристотелев
трактат “О благой фортуне” входил в состав “Малых сочинений о
природе” и трижды издавался в XV в. В позднейшие собрания сочинений
Аристотеля не включался (Aristoteles. Opera, Jat. Venezia:
Philippns Petri, 1482).
- Аверроэс.
О дивинации во сне//Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. 35.
- Аристотель.
Метафизика, 1048а 10 сл.
- Вергилий.
Энеида, VI, 77—90 (пер. С. Ошерова).
- Фома Аквинский.
О тайных делах природы//Сочинения. 1612. Т. 17. Л. 213-213 об.
- Августин.
Против Фавста, XXI, 2—5 (PL. T. 42. Стб. 389—391); Аверроэс.
Метафизика, XI (не X), 19; XII (не XI), 51.
- Аристотель.
Политика, 1260а 5.
- Боэций.
Об утешении философией, II, 6: “Разве ты можешь приказать что-нибудь
свободному духу?”.
- Иоан. 12,
34; Августин. О граде Божием, XX, 8 (не XXII, 4).
Глава
XII
- Аверроэс.
Метафизика, XII, 44.
- “Апология”
Пьетро Помпонацци была закончена 21 декабря 1517 г., опубликована
3 февраля 1518 г., вошла в издание “Трактатов” 1525 г. (Л. 52—75).
- Аристотель.
Физика, 266а 10 сл.
- См.: “Трактат
о бессмертии души”, гл. IX (наст. изд. С. 64).
- Одновременно
с трактатом “О причинах естественных явлений” П. Помпонацци работал
над книгой “О фатуме, свободе воли и предопределении”, которую
закончил 25 ноября 1520 г.; ходивший в списках трактат “О фатуме”
вызвал рукописные же опровержения; впервые напечатан в Базеле
в 1567 г. вместе со вторым изданием трактата “О причинах естественных
явлений”.
- Платон.
Ион, 534d — 535а.
- Кай Марций
Викторин. Комментарий к “Риторике” Цицерона. Введение.
- Суждение
Фигула Нигидия приводит Августин в книге “О граде Божием”, 5,
3.
- Фома Аквинский.
О тайных деяниях природы//Сочинения. 1612. Т. 17. Л. 213.
- Аристотель.
Первая аналитика, II. Гл. 2—4.
- Аристотель.
Вторая аналитика, 71b 10 cл.
- Платон.
Аквилиад, 2, 143а.
- Матф. 20,
22.
- Аверроэс.
О дивинации во сне//Сочинения. 1562. Т. 6. Ч. 2. Л. 34-35.
- Дионисий
Ареопагит. О божественных именах, IV, 19— 21 (PG. T. 4. Стб.
715-724).
- Августин.
О граде Божием, V, 1.
- Августин.
О граде Божием, XVI, 8; XXI, 8.
- Лекции Помпонацци
по “Физике” Аристотеля не опубликованы, записи лекций по первым
трем книгам хранятся в Ареццо и в Национальной библиотеке в Париже.
- Августин.
О граде Божием, XVI, 8; XXI, 8 (не II, 8).
- Диоген
Лаэрций, II, 76: “На вопрос, как умер Сократ, он сказал: “Так,
как я и желал бы умереть””.
- Псевдо-Аристотель.
Экономика, II, 1 / Сочинения. 1562. Т. 3. Л. 318.
- См.: 2 Коринф.
11, 30 (“Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью
моею”); 12, 9 (“Ибо сила Моя совершается в немощи”); 12, 10 (“Ибо
когда я немощен, тогда я силен”).
- Сенека.
Диалоги, I, IV, 7—15; V, 3—10.
- Августин.
О граде Божием, XVI (не XXXVI), 32.
- Саллюстий.
О заговоре Катилины, 15, 2.
- Плутарх.
Никий и Красе, сопоставление, 38 (5).
- Валерий
Максим. Девять книг памятных деяний и речений, I, VII, 1—2.
Весьма популярное в средневековой и ренессансной литературе изречение
Птолемея, возможно, восходит к книге “Сто сентенций”, 8.
- Псевдо-Аристотель.
О мире, 396b 1 cл.; 399а 15 cл. У Помпонацци — не цитата, а изложение
мысли о гармонии противоположностей.
- Августин.
О граде Божием, XVI, 8. См. примечание 230.
- Фома Аквинский.
О жребиях, 4//Сочинения. 1612. Т. 17. Л. 200 об.— 201.
- Речь идет
об антиастрологическом трактате Дж. Пико делла Мирандолы; обвинение
в плагиате основано на недоразумении: в книге Пико обнаружили
сходство с антиастрологическим памфлетом Дж. Савонаролы, вышедшим
в свет позже, но исходящим из аргументов Пико, известных Савонароле
по рукописи. Позднее, со ссылкой на другие источники, это обвинение
было повторено в записи на экземпляре сочинений Пико в страсбургском
издании 1504 г.: “Иоганн Шонер говорил, что он видел у епископа
Бамбергского старинную рукописную книгу, из которой этот Джованни
Пико все списал, бесстыдно присвоив себе то, что там говорилось
против астрологии. Книга же эта была неизвестного автора. От него
слышал Георг Ретик, знаменитый математик и врач” (Каталог па-леотипов
из собрания Научной библиотеки им. М. Горького Ленинградского
университета / Сост. А. X. Горфункель. Л., 1977. С. 14-15).
- Плиний
Старший. Естественная история, X, 44 (61).
- Аристотель.
Метафизика, 1000а 18 cл.: “Впрочем те, кто облекает свои мудрствования
в форму мифов, не достойны серьезного внимания”.
- Аристотель.
Поэтика, 1457b 6 cл.; Риторика, 1405а 3 cл.
- Августин.
О граде Божием, XVIII, 17—18; Фома Аквинский. О чудесах,
5.
- Даниил, 4,
30.
- Альберт
Великий. О минералах. Кн. I. Трактат 1, 7; трактат 2, 8.
- Августин.
О граде Божием, XXI, 5.
- Авл Геллий.
Аттические ночи, IX, 4.
- Аристотель.
О частях животных, III, 14; О возникновении животных, 745а;
Истории животных, 486а 6 cл.
- Аристотель.
О возникновении и уничтожении, З66а 35 cл.; О юности и старости,
о жизни и смерти, 467b 10 cл.; О возникновении животных, 778b
cл.
- Аристотель.
О возникновении и уничтожении, 318а 25 cл.
- Аристотель.
О возникновении и уничтожении, 338а 15 cл.; Метеорологика,
353а, 15 ел.; О возникновении животных, 777b 25—778а 10.
- Платон.
Государство, 546а — b.
- Августин.
О граде Божием, X, 31 (не 21).
- Аристотель.
О небе, 270а 13—15. Помпонацци цитирует трактат Аристотеля
“О небе” в средневековой традиции, соединенный с Псевдо-Аристотелевым
трактатом “О мире”.
- Альберт
Великий. О минералах, III, трактат 3, 3.
- Плутарх.
Серторий, I.
- Юстин.
История, I, 4; XXII, 4; XXXIV (не XLIV), 4.
- Цицерон.
О дивинации, II, 147—150; О природе богов, III, 78-93.
- Августин.
О граде Божием, V, 9.
- Аристотель.
Вторая аналитика, 71b 10 cл.
Глава
XIII
- Аристотель.
Метафизика, 1073а 35 cл.; 1075а — 1076а.
- Аристотель.
О душе, 434а 10—20: “А подчас воля, наподобие небесной сферы,
берет верх над стремлением... По природе же высшее всегда более
способно властвовать и приводить в движение”.
- Августин.
О Троице, III, 9, 18—19.
- Фома Аквинский.
О могуществе Бога; О чудесах, 5; О зле, 16; О демонах, 9—10; Об
ангелах//Сочинения. 1612. Т. 17. Помпонацци объединяет в одном
названии несколько трактатов (“вопросов”) Фомы Аквинского.
- Светоний.
Нерон, 16. V
- Юстин.
История, XXXVI, 2.
- Плиний
Старший. Естественная история, XXX, 1 (2) (не I, 30).
- Иоанн
Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея, на гл. XVII;
Гомилия 58.
- Дионисий
Ареопагит. О небесной иерархии, I, 3 (PG. Т. 3. Стб. 122—123).
- Августин.
О граде Божием, VIII, 16.
- См.: “Трактат
о бессмертии души”. Гл. IX (наст. изд. С. 70).
- Дионисий
Ареопагит. Письма. VII, 2 (PG. Т. 2. Стб. 1079—1082); Иис.
Пав. 10, 12—15; 4 Царств, 20, 11.
- Марк. 15,
33; Лук. 23.
- Лефевр
УЭтапль. Толкование на письмо VII.—См.: Дионисий Ареопагит.
Творения. Париж, 1515. Л. 187.
- Дионисий
Ареопагит. Письма, VII, 2—3 (PG. Т. 3. Стб. 1079—1082).
- Аристотель.
Физика, 261b 26 cл.; 266а 6 cл.; О небе, 283b 26 cл.; 288а 15
cл.
- Иоан. 14,
6.
- Платон.
Государство, 381с—382е.
- Иоан. 15,
24: “Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой
не делал...”
- Фома Аквинский.
Комментарий к “Сентенциям”, II, 14, 1, 2 к 1 //Сочинения. 1612.
Т. 6. Л. 43: “Василий и Августин, и многие из святых [отцов] в
философских вопросах, не относящихся к вере, следуют Платону и
потому считают, что небо обладает природой четырех элементов.
Дионисий же почти всюду следует Аристотелю, что очевидно всякому
изучающему его книги, отчего и отделяет небо от телесной природы.
И, следуя этой точке зрения, я говорю, что небо не относится к
природе четырех элементов, но есть “пятое тело””.
- Матф. 28,
20.
- Августин.
О граде Божием, X, 31.
- Иоан. 15,
22.
- Августин.
О граде Божием, XVI, 32.
- Платон.
Тимей, 40е: “Детям богов отказать в доверии никак нельзя, даже
если говорят они без правдоподобных и убедительных доказательств”.
Заключение
- Аристотель,
Топика, 151b 11—14.
- Аристотель.
Метафизика, 993b 16.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|