Пьетро
Помпонацци
Трактат
о бессмертии души
Предисловие,
в
котором излагаются намерение автора, предмет книги и причина ее
возникновения
В
те дни, когда я был мучим болезнью, меня часто навещал фра Джироламо
Натали да Рагуза (2) из Ордена братьев-праведников, человек великой
доброты и весьма привязанный ко мне. Однажды, заметив, что я чувствую
себя получше, он смиренно обратился ко мне: — Дорогой учитель, несколько
дней назад, когда ты толковал нам I книгу “О небе”, ты остановился
на том месте, где Аристотель пытается многими доводами доказать,
что неуничтожимое и невозникшее суть понятия обратимые (3), и сказал,
что точка зрения св. Фомы Аквинского относительно бессмертия души
хотя сама по себе истинна, незыблема и неоспорима, однако же, по
твоему мнению, никак не согласуется с суждением Аристотеля. Вот
почему, если тебе это не в тягость, я бы хотел, чтобы ты объяснил
мне две вещи, а именно: во-первых, что ты думаешь об этом предмете,
оставив в стороне откровение и чудеса и пребывая исключительно в
природных границах, и, во-вторых, каково, по-твоему, на сей счет
суждение Аристотеля.
И
я, заметив во всех присутствующих — а их собралось немало — столь
же большое желание, ответил ему так:
— Возлюбленный
сын мой и все вы, хотя и не малого ты просишь (ибо вопрос это труднейший
и над ним мучились почти все славные философы), однако же, поскольку
ты просишь о том, что в моих силах, а именно: высказать мое мнение,
мне нетрудно изложить его тебе, и потому я охотно тебе отвечу. А
вот так ли именно обстоит дело, как я о нем думаю, об этом спроси
у других, сведущих более меня. Итак, с Божьей помощью приступим.
Пьетро Помпонацци. Трактаты “О бессмертии
души”, “О причинах естественных явлений”
— М.:
Главная редакция АОН пои ЦК КПСС, 1990.
|