Франческо
ПЕТРАРКА (Francesco
Petrarca, 1304 — 74) — знамен, итал. поэт и гуманист, род. в Ареццо,
где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко
ди Parenzo: изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность
к партии “белых” (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам
Тосканы, родители 9-летнего П. переселились в Авиньон, а затем его
мать — в соседний Карпантра. Здесь П. поступил в школу, научился
латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании
курса (1319) Петрарка, по желанию отца, начал изучать право сначала
в Монпеллье, а потом в болонском университете, где оставался до
смерти отца (1326). Но право совсем не интересовало Петрарку, который
все более и более увлекался классическими писателями. По выходе
из университета он не сделался юристом, а посвятился в священники,
чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил
только рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, П. сблизился
с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо,
был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые
увидел Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник
его поэзии и послужила одною из причин его удаления из Авиньона
в уединенный Воклюз. Покровительство Колонн и литературная известность
доставили ему несколько церковных синекур; он приобрел домик в долине
речки Сорги, где, с перерывами, прожил 16 лет (1337 — 1353). Между
тем письма П. и его литературные произведения сделали его знаменитостью,
и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и
Рима принять коронование лавровым венком. П. выбрал Рим и был торжественно
венчан на Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского
тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся, в Воклюз. Будучи пламенным
патриотом, П. увлекся попыткою Кола ди Риенцо и писал ему сочувственные
письма, что испортило его отношение к Колоннам и побудило его переселиться
в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344
— 45 и 1347 — 51), где он завязал многочисленные дружеские связи,
между прочим с Боккаччо, П. навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда
на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший П. волшебником,
в виду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру
во Флоренции, П. поселился в Милане, при дворе Висконти; исполнял
разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла
IV, которого П. посетил, по его приглашению, еще во время его пребывания
в Мантуе. В 1361 г. П. оставил Милан и, после неудачных попыток
вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу, поселился в Венеции
(1362 — 67), где жила его незаконнорожденная дочь, с мужем. Отсюда
он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии.
Последние годы жизни П. провел при дворе Франческо да Каррара, отчасти
в Падуе, отчасти в подгородной деревеньке Арква, где и умер, Произведения
П. распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию (Canzoniere)
и разнообразные сочинения, написанные по-латыни. Канцоньере П. заключает
в себе сонеты и канцоны, изображающий любовь П. к Лауре при ее жизни
и после ее смерти, несколько стихотворений разного содержания, преимущественно
политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта
— Триумфы (Trionfi), в которых изображается победа любви над человеком,
целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью,
времени над славой и вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее
уже до начала XVII в. ок. 200 изданий и комментированное целой массой
ученых и поэтов, от Л. Марсильи в XIV в. до Леопарди в XIX в., определяет
значение П. в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал
истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые
является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот
интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через
латинские произведения П., которые определяют его значение, как
гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна,
неоконченная, в форме письма к потомству (“Epistola ad posteros”),
излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога П. с блажен.
Августином (“De coutemptu mundi” или “De secreto conflictu curarum
suarum”), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь
вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными
стремлениями П. и традиционной аскетической моралью; отсюда особый
интерес П. к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата
(“De remediis utriusque fortunae”, “De vita solitaria”, “De otio
religioso” и “De vera sapientia”). Оставаясь строго верующим католиком,
П. в этих трактатах, а также в переписки и др. произведениях, старается
примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так
как по-гречески П. не научился) с церковной доктриной, при чем резко
нападает на схоластиков и на современное ему духовенство (особенно
в “Письмах без адреса” — “Epistolae sine titulo”). Критическое отношение
П. к церковной современности с одной стороны и к древней литературе
с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического
настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения
— инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку
выше поэзии и красноречия (“Contra medicum quendam invecivarum libri
IV”), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение
в Рим Урбана V (“Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia”),
такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего
на сочинения и поведение П. (“Contra qaendam Gallum innominatum,
sed in dignitate positum”) и полемический трактат против авероистов
(“De sui ipsius et multorum ignorantia”). Критицизм П. и его интерес
к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях
— “De rebus memorandis libri IV” (сборник анекдотов и изречений,
заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных
по этическим рубрикам, напр. об уединении, о мудрости и т. п.) и
“Vitae virorum illustrium” — биографии знаменитых римлян. Особенно
важное значение имеет обширная переписка П. (“Epistolae de rebus
fami iaribus et variae libri XXV” и “Epistolae seniles libri XVII”),
составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его
произведениям; многие из его писем представляют собою моральные
и политические трактаты, иные — публицистические статьи (напр. письма
по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо;. Менее
значения имеют речи П., произнесенные им при разных торжественных
случаях, его путеводитель в Палестину (Itinerarium Syriacum”) и
латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает
события из своей личной жизни и современной ему политической истории
(“Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum), эпическая поэма
“ Африка”, где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и
несколько молитв. Значение П. в истории гуманизма заключается в
том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической
литературы, с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней
жизни человека, с ее критическими отношением к современности и к
прошлому, с ее попыткою найти в древней литературе основание и опору
для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.
Наиболее
полное собрание сочинений П. — “Opera omnia” (Базель, 1554) лучшее
издание его переписки Fracassett, “Epist. famil. et variae” (Флоренция,
1854 — 63) и в итальянск, перевод. с многочисленными примечаниями
(Флор., 1863-67). Полное издание биографий знамен, людей дал Razzolini
(Болонья, 1874): речи П. изданы Hortis (“Scritti inediti F.P. “,
Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений П. — Carducci.
(“Rime di F. P. sopra argomenti morali e divesi”, Ливорно, 1876).
Кроме утраченной комедия П. “Philologia”, ему приписываются находящиеся
в рукописях: “Vita Senesae”, “Sententia de Terentii vita”, “De casu
Medeae” и “Comoedia super destructionem Caeseuae”. Лучшая из новых
биографий П. : DeSade, “Memoires pour la vie de F. P. “ (Амстердам,
1744 — 47); Mezieres, “Petrarque” (Пар., 1868); L. Geiger, “Petrarka”
(Лпц., 1874), Zumbini, “Studj sul P. “ (Неаполь, 1878); Korting,
P. Leben und Werke” (Лпц., 1878). Указатель литературы о П. — Ferrazzi,
“Bibliografia Petrarchesca” (Бассано, 1877). На рус. яз. : Де-Губернатис,
“Фр. Петрарка и его юбилей” (“Вестн. Европы”, 1874 г., кн. 9); Корелин,
“П. как политик” (“Русская Мысль”, 1888 г., кн. 7 и 8).
Опубликовано
в кн.: Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона
|