Список авторовНачальная страницаБиографияСочиненияБиблиографияИсследования-комментарии-ссылки
 


Мор Томас (1478 -1535) - англ. мыслитель, один из самых известных гуманистов, друг Эразма Роттердамского, автор книги "Утопия", давшей имя и положившей начало утопии, как жанру литературы, и более широко - форме духовно-интеллектуального опыта, характеризующей гуманизм как специфический тип культурно-исторической практики. Родился в Лондоне, в зажиточное семье "не знатного, но честного рода" учился в Оксфорде, добился успехов в юридической и политической деятельности, при Генрихе VIII занял высший административный пост лорда-канцлера и хранителя печати. К реформации, несмотря на прежнюю критику отдельных сторон католицизма, М. отнесся резко негативно, полемизировал с лютеранством, отказался присягнуть королю как новому главе церкви (см. Англиканство), за что был обвинен в государственной измене, заключен в Тауэр и казнен. В заключении и во время судебного разбирательства вел себя с достоинством и мужеством. Канонизирован Пием XI в 1935 г.

Концепция М. - значит, явление в дух развитии западно-христианской культуры. Религиозно-политический идеал католического средневековья сменяется у М.. качественно новой моделью социального устройства и при этом несмотря на влияние Платона ("Государство"), не является воспроизведением дохристианской античной точки зрения.

Центральная идея учения М. - личное человеческое счастье, обретаемое в земной жизни, но не реализация от века данного идеального "плана" мироустройства, восходящего к всегда сущему Благу, как у Платона, не теократическая доктрина земной власти священства в духе Иннокентия III и не идея загробного воздаяния и сопутствующий ей эсхатологизм и исторический пессимизм бл. Августина. Двигаясь в общем контексте гуманистического мифа, сформулировано Пико, М. полагает субъектом истории и собственной судьбы человека, но отнюдь не сверхличный фатум и не Божественное Провидение.

Социальный проект М. строится на оптимистической вере не только в познавательной, но и в творческой возможности человеческого разума. Жизнь утопийцев организована ими самими (с легкой руки основателя государства - Утопа) рационально. "Норма рациональности", предлагаемая М., включает в себя критическую реакцию на социально-экономические и религиозные реалии современной ему Англии. Всеобщий труд, справедливое распределение, отсутствие денег и частной собственности (из золота делают ночные горшки), единая система воспитания дают основание причислять М. к основоположникам социализма и коммунизма, а выборность и подконтрольность руководства к сторонникам демократии. М. - критик макиавеллизма - цель в политике не оправдывает средства, управление государством должно иметь под собой нравственную основу, Но как и у Макиавелли, церковь фактически оказывается элементом социальной структуры (выборность священников, в том числе женщин, идея явно реформационная); роль ее преимущественно морально-воспитательная. В целом, картина религиозной жизни в "утопии" навеяна идеями флорентийских платоников; (см. Фичино). Разрешено исповедовать любую форму религиозности и отправлять любой культ, если это не нарушает "права" иных исповеданий; основной религией является поклонение единому верховному существу - пантеистически разлитому во всем мире "Родителю", культ которого учрежден Утопом за 144 года до рождения Христа; христианству нашлось место в "сложном многоконфессиональном спектре религиозной жизни" утопийпев, и оно едва не совпало с основной религией.

Признавая бессмертие души, основной целью земной жизни М. называет удовольствие, понимая последнее как духовно-интеллектуальную свободную деятельность (в противовес гедонистической тенденции "южного" гуманизма, напр. Валлы). Обилие свободного времени для честных граждан предполагает наличие рабов, рекрутируемых из числа тяжких преступников. М. противник жестоких наказаний, предлагает рациональное, через труд, использование заключенных. Утопическое рабство оказывается порой мягче чем жизнь свободных граждан в соседних станах.

Мор один из творцов гуманистического мифа, его влияние более эмоционально-энергетическое, нежели концептуально-теоретическое. В отличие от флорентийского платоника, с его религиозно-поэтико-магической эклектикой М. придает мифологеме человека-творца более приземленное, социально-ориентированное и прагматическое звучание. Следующий шаг в заземлении мифологемы творчества был сделан Ф.Бэконом, который начал интерпретировать его как дело-созиданиие нового социального пространства-времени. В "Утопии" благодаря ее доступной форме для массового сознания, сформулировано новое чувство времени и истории, характерное для Нового времени: 1) человек- субъект истории и ее цель; 2) человеческий разум почти всемогущ; 3) настоящее, обремененное тьмой прошлого, достойно критики; 4) будущее, оплодотворенное светом человеческого разума, лучше, чем настоящее. Утопия как социально-политическая вербализация мифологемы человека-творца, являет собой матрицу политико-экономического развития новоевропейской цивилизации, получившей свое последующее концептуальное оформление в теориях прогресса у просветителей, в немецком идеализме и в марксизме. В позднегуманистической философии (Сартр, Камю) утопический стиль культурно-исторической жизни начинает осмысливаться sub specie aerternitatis - как экзистенция бесконечного самопроектирования. При этом утопический оптимизм уступает место стоическому взгляду на жизнь-проект как на сизифов труд преодоления небытия в абсурдном мире.

Бурлака Д.К.


Возврат:  [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]


Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004