А.Х.Горфункель
"Пико делла Мирандола"
(из
главы "Ренессансный неоплатонизм" в книге "Философия
эпохи возрождения" стр. 91-99)
Дальнейшее
развитие идеи флорентийского неоплатонизма получили в творчестве
младшего современника Фичино—Джованни Пико делла Мирандолы (1463—1494).
Юный красавец-аристократ, граф Мирандолы и синьор Конкордии (этот
последний титул был обыгран друзьями философа, именовавшими его,
в духе провозглашенных им идей, “князем Согласия”) поразил воображение
современников и потомков необыкновенной ранней одаренностью и ученостью
(к тому же сильно преувеличенной в предании) и романтической биографией
(включавшей страстную любовь и похищение возлюбленной, погоню и
сражение по дороге, тюрьму и угрозу инквизиционного процесса), княжеским
богатством и не менее княжеским бескорыстием (за переводы с арабского
он расплачивался арабскими скакунами), загадочной ранней кончиной
(быть может, от яда — в день, когда кончилась война и войска Карла
VIII вступали во Флоренцию), а главное—новизной и парадоксальностью
провозглашенных им и страстно отстаиваемых идей.
Джованни
Пико родился в 1463 г. (мать его была сестрой поэта М. Боярдо, знаменитого
автора “Влюбленного Роланда”). Четырнадцати лет он слушает в Болонье
курс канонического права; в 1479 г. впервые побывал во Флоренции,
где сблизился с некоторыми членами фичиновского кружка. Однако первоначальное
формирование его философских интересов шло помимо Платоновской академии.
В течение двух лет он слушал лекции в Падуанском университете, где
глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию.
Особенно значительный интерес вызывали у него воззрения падуанских
аверроистов—авторитетнейшего в то время толкователя Аверроэса (Ибн-Рушда)—Николетто
Верниа и Элиа дель Медиго, познакомившего его с сочинениями арабских
и еврейских мыслителей. Интерес к средневековой философской мысли
сочетался у юного Пико с глубокой гуманистической образованностью:
он изучил греческий язык, ознакомился с памятниками античной философии.
Поездка в Париж в 1485 г. позволила ему приобщиться к дискуссиям
поздней схоластики, особенно парижского и оксфордского номинализма.
Не ограничиваясь этими традиционными—как для схоластического, так
и для гуманистического образования— познаниями, Пико углубился в
изучение восточной философии, творений арабских и еврейских философов
и астрономов ', проявляет интерес к мистическим учениям и каббале.
Так завоеванная гуманизмом в борьбе со схоластикой свобода выбора
традиции приводит к тому, что философской мысли Возрождения возвращается,
но уже в новом качестве, ранее ею отвергнутая философия средневековья.
Это
многообразное наследие послужило отправной точкой для разработки
собственной философской системы Джованни Пико. В декабре 1486 г.
двадцатитрехлетний философ опубликовал 900 тезисов, с защитой которых
он намеревался выступить на диспуте в Риме. Диспут, для участия
в котором приглашались ученые всей Европы (проезд в оба конца брался
оплатить им автор тезисов), должен был открыться речью Пико, которой
позднее было дано название “Речь о достоинстве человека”. В девятистах
тезисах была заключена в сжатом виде вся программа философии Джованни
Пико—программа, которую ему так и не довелось полностью осуществить
за оставшиеся ему неполные 8 лет жизни. Значительную часть тезисов
составляли положения, заимствованные из творений “латинских докторов”,
учений арабов, греческих перипатетиков, Платона и неоплатоников,
из герметического свода и каббалы. В этом обилии источников заключался
глубоко полемический смысл: автор отказывался следовать некоей определенной
школе и направлению и, приводя суждения самых разных мыслителей,
находя в каждом из них нечто достойное изучения и использования,
подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций.
Ибо последние 500 тезисов были составлены “согласно собственному
мнению” диспутанта, и среди них особо выделены “парадоксальные тезисы,
вводящие новые положения в философию” и “богословские тезисы, согласно
собственному мнению, весьма отличные от принятого у богословов способа
рассуждения”
Диспут
в Риме не состоялся. Папа Иннокентий VIII (незадолго до того благословивший
“охоту за ведьмами”) и римская инквизиция заподозрили ересь. Попытки
Пико оправдаться, сочинив “Апологию”, привели к полному осуждению
всех тезисов. Автор вынужден был бежать, спасаясь от гнева инквизиторов.
Во Франции он был схвачен и заключен в одну из башен Венсенского
замка. Спасло его покровительство итальянских государей (особенно
Лоренцо Великолепного).
Последние
годы жизни Пико проводит в медичейской Флоренции, сближаясь с кругом
Марсилио Фичино. Но в вилле Кареджи он появляется не в роли ученика,
а в качестве полноправного собеседника — отчасти единомышленника,
отчасти и оппонента. Еще в 1486 г. он написал свое “Толкование”
на “Канцону о любви” фичинианца Джироламо Бенивьени, содержащее
изложение платонической философии, гораздо более свободное от христианской
ортодоксии, чем это было принято среди флорентийских неоплатоников.
В последние годы жизни он пишет трактаты “Гептапл” (толкование семи
дней творения), “О сущем и едином”' (начальная, хотя и вполне самостоятельная,
часть незавершенного труда о согласовании Платона и Аристотеля)
и “Рассуждение против астрологии”.
Пантеистические
тенденции
Пантеистические
тенденции неоплатонизма проявились у Джованни Пико делла Мирандолы
гораздо сильнее, чем у Фичино. Уже в “Толковании” на “Канцону о
любви” он говорит о вечном порождении мира богом (che Dio produsse
ab aet'erno). В “Гептапле”, представляющем собой комментарий к семи
дням творения, как они изложены в Книге Бытия, Пико, раскрывая (с
помощью воспринятого из каббалы иносказательного толкования Библии,
противопоставляемого буквальному смыслу Священного писания, как
“грубому” и “простонародному”) “подлинный” смысл библейского рассказа
о сотворении мира, дает ему не теологическое, а философское, в духе
неоплатонизма, толкование. Он представляет мироздание в качестве
иерархии “трех миров”—ангельского, небесного, элементарного. Чувственный
мир возникает не непосредственно в результате божественного творения
“из ничего”, а от высшего бестелесного начала, которое единственно
и сотворено богом (причем в “Толковании” на “Канцону о любви” Пико
прямо говорит о вневременном, “от века” творении). Мир вещей возникает
из “хаоса”—материи, но она не “почти ничто” и не “близка ничто”
— это материя, исполненная всех форм, находящихся в ее недрах в
смешанном и несовершенном виде
Мир
в философии Джованни Пико делла Мирандолы, как и у Фичино,—прекрасный
мир. Но это иная, сложная красота, противоречивая гармония. Пико
отказывается признать красоту в боге, потому что он совершенен.
Понятие красоты, говорит он, включает в себя некое несовершенство,
и потому красота возникает после бога и вне его. Основа гармонии
и красоты Вселенной—противоположность, проявляющаяся в мире вне
бога, в его творении (понимаемом как постепенный переход от божественного
единства к множеству вещей). Гармонию и красоту, согласно диалектическому
учению Пико, порождает соединение противоречивых и различных частей,
их единство. Ссылаясь на Гераклита и Эмпедокла, Пико утверждает,
что “красота — не что иное, как некая дружественная вражда и согласный
раздор... Раздор не сам по себе, но вместе с согласием является
началом вещей, если под раздором понимать различие природных начал,
из которых они состоят, а под согласием их единство”. В строении
мира “необходимо, чтобы единство превосходило противоположность,
иначе вещи разрушились бы, поскольку разделились бы их начала”.
В этом, говорит Пико, философский смысл мифа о любви Венеры и Мapca,
ибо “красота, именуемая Венерой... не существует без этой противоположности”.
Единство
и связь космической иерархии объясняется в философии Пико телеологически
— стремлением вещей к богу как источнику и цели своего бытия. Закон,
господствующий в природе, не сводим “ни к необходимости материи,
ни к случайному столкновению атомов, ни к производящей силе бессмысленной
природы, не ведающей о цели целого, но единственно к целевой причине”
. Но бог как первопричина и цель бытия не только помещен “вне” иерархии,
он вместе с тем постоянно присутствует в мире, и в связи с этим
Пико напоминает слова Вергилия, выражающие пантеистическую мысль
античного неоплатонизма: “Зевс—все, что ты видишь вокруг, и все
преисполнено им” .
Это
“присутствие” бога в мире не означает полного, духе позднейшего
натуралистического пантеизма, отождествления природного и божественного
начал. Бог выявляется в мире как единство во множественности и еще
более—как заключенное в несовершенстве мира его глубокое внутреннее
совершенство, его подлинная сущность: “Бог есть все,—писал Пико
делла Мирандола в трактате “О сущем и едином”,—он есть все наилучшим
и совершеннейшим образом. Этого бы не было, если бы он не заключал
в себе совершенство всех вещей к не отвергал в них то, что есть
в вещах несовершенного”. Не ограничиваясь этим отождествлением бога
с миром, взятым в их совершенстве, Пико и мир, и отдельные вещи,
взятые в их совершенстве, в свою очередь, отождествляет с богом:
“Поскольку бог, как мы сказали вначале, есть то, что является всем
вне всякого несовершенства, то, если избавить всякую вещь от несовершенства,
которое она заключает в своем роде, и от частности ее рода, оставшееся
явится богом” .
Полемика
против “ложных наук”
Подобная
слитность божественного начала с миром природы означает философии
Джованни Пико делла Мирандолы фактическое отождествление “Божественного
закона” (lex divina) со всеобщей, восходящей к богу причинной связью.
Этим кругом представлений обусловлена та полемика против “ложных
наук”, которую в широком масштабе задумал Пико и которую он успел
осуществить лишь частично—в обширном трактате “Против прорицательной
астрологии”. Главный пафос этого сочинения — призыв отказаться от
поисков “отдаленных”, “общих”, ничего не объясняющих причин явлений
природы и человеческой жизни в движении небесных светил и обратиться
к исследованию того, что исходит “от собственной природы самих вещей
и ближайших и связанных с ними причин”. Изучение действительных
природных закономерностей Пико считал важнейшей задачей познания.
Он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных
законов, разъясняя, что речь идет не о “математике торговцев”, но
и не о “суеверной математике” астрологов и некромантов. В качестве
“завершающей” части науки о природе Пико рассматривал магию, которую
противопоставлял как (принимаемым им в качестве внеприродных явлений)
чудесам религии, так и “суеверной магии”. Натуральная магия, по
учению Джованни Пико, есть наука, “посредством которой познаются
силы и действия природы, их соотношения и приложения друг к другу”.
В качестве практической части “науки о природе” она учит “совершать
удивительные вещи с помощью природных сил” .
Учение
о свободе человека
Принимая
причинную связь природных явлений, Пико отверг “проринательную”
и “предсказательную” астрологию, принижающую человека до рабского
состояния послушного исполнителя предначертаний небесных светил.
Учение о человеческой свободе есть главный вывод философской антропологии
Пико делла Мирандолы. Принцип свободы лежит в основе его учения
о достоинстве человека. В отличие от своих предшественников, как
античных, так и средневековых и ренессансных, рассматривавших человека
как микрокосм, отражающий в себе общие закономерности “большого”
мира, Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет
ей. Человек есть особый, “четвертый” мир космической иерархии, не
вмещаемый ни в один из трех “горизонтальных” миров ее традиционно
неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского);
он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает
срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней.
Бог
не определил человеку места в иерархии, говорит Пико в знаменитой
“Речи о достоинстве человека”: “Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного
места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место,
и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно
твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах
установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами,
определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя
предоставляю”. Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной
особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью,
ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как “свободный
и славный мастер”. И вид, и место человека в иерархии сущностей
могут и должны быть исключительно результатом его собственного,
свободного—а стало быть, и ответственного—выбора. Он может подняться
до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно
в этом видит Пико делла Мирандола прославляемое им “высшее и восхитительное
счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть
тем, чем хочет”.
Продолжая
гуманистическую традицию прославления и обожествления человека,
Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие
всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании
человеческой природы — как природы становящейся, вернее, “самостановящейся”.
Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности
человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается
как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного
и ответственного выбора. “Божественность” человека—не просто в том,
что он “создан по образу и подобию Божию”, она—как и всякое человеческое
совершенство — не дана, а достижима.
Прославление
человека и человеческой свободы служило в “Речи” Пико и в его философской
системе в целом предпосылкой его программы всеобщего обновления
философии, залог которого он видел в согласовании различных учений.
Это всеобщее “согласие” идет дальше идеи Фичино о “всеобщей религии”.
Речь идет не об эклектическом согласовании противоречивых воззрений,
но о выявлении заключенной в них и не исчерпываемой ни одним из
них единой и всеобщей истины. Провозглашаемая Пико всеобщая философская
мудрость должна была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством,
весьма далеким от его ортодоксально-католического истолкования.
Ренессансный
платонизм явился первой попыткой создания целостной философской
системы, противостоящей средневековой схоластике. Опираясь на традиции
средневекового и античного неоплатонизма, используя достижения гуманистической
мысли XIV—XV вв.. неоплатоники радикально расширили область философской
полемики против средневековой традиции. Поставив в центре внимания
коренные онтологические проблемы, выступавшие в виде проблем соотношения
природного и божественного начал, они разработали новую, в тенденции
пантеистическую (хотя и окрашенную порой в мистические тона) картину
мира. Мысль о единстве “обожествленного” космоса, о всеобщей одушевленности
природы, понимание природы как “внутреннего мастера”—все это получило
дальнейшее развитие в натурфилософии XVI в.
Учение
о красоте мира, его обожествление не только вело к преодолению средневекового
аскетизма, но и послужило теоретическим обоснованием эстетических
и этических идей, основой поисков красоты и гармонии мира в творчестве
мастеров Высокого Возрождения. Новое, по сравнению с книжным знанием
схоластики, представление о “натуральной магии”, Несмотря на изрядную
долю мистицизма, способствовало повороту к практическому приложению
знания о природе. Концепция “всеобщей религии” и “согласия” философских
учений содействовала гуманистическому перетолкованию христианского
нравственного идеала, получившему дальнейшее развитие в гуманистической
мысли первой половины XVI в. и в свободных от догматического фанатизма
еретических учениях, враждебных как католической реакции, так и
нетерпимости кальвинистских и лютеранских богословов побеждающей
Реформации. В дальнейшем она оказала определяющее воздействие на
учение деистов XVII—XVIII вв. о “естественной религии”, свободной
от вероисповедных и культовых различий и сводящейся к совокупности
элементарных этических норм; ее влияние прослеживается и в свободомыслии
эпохи Просвещения.
|