Пико-делла-Мирандола,
Джованни (1463-1494)
- философ эпохи Возрождения, представитель платоновской Академии
во Флоренции, один из самых ярких персонажей итальянского Ренессанса,
мыслитель, как никто .другой выразительно сформулировавший основную
гуманистическую интуицию о Человеке - творца самого себя и своей
собственной судьбы.
Рассматривая
разл. филос. доктрина как аспекты единой Истины, П. поддержал начатую
Фичино выработку единого "общечеловеческого" филос.-религ.
миросозерцания, но перевел интерес из сферы религ. истории в область
собств. метафизики (см. Естественная религия). Пытаясь синтезировать
христианство с каббалой и аверроизмом, он подготовил и послал в
рим "Философские, теологические и каббалистические вывода",
содержащие 900 тезисов "обо всем, что познаваемо" отчасти
заимствованные, отчасти самостоятельные) , к-рые собирался защитить
в диспуте с христ. учеными "всей Европы". Папская курия
признала их еретическими, диспут не состоялся. Известным для широких
кругов своих современников П. стал благодаря "Речи о достоинстве
человека", замысленной как преамбула к готовившейся дискуссии.
Философия
П., с одной стороны, интегрирует осн. понятия возрожденческого неоплатонизма,
с др. - содержит идеи, выходящие за рамки платонич. (идеалистич.)
традиции как таковой, близкие волюнтаризму и персонализму. Человек,
по П., представляет особый мир в созданном Богом универсуме. Бог
творит бытие для человека и ставит его в "центре" мира.
Человек - существо "срединно-подвижное", он способен опускаться
до уровня животных и даже растений (пифагорейские "метаморфозы"
П. трактовал буквально) и подниматься к ангелам и Богу, оставаясь
при этом тождественным самому себе - "неиным". Это возможно,
ибо человек - создание "неопределенного образа", в к-рое
Отец вложил "зародыши" всех тварей. Таков замысел дворца,
К-рый создает человека существом "не смертных, но и не бессмертным,
не небесным, но и не только земным, дабы тот, чуждый каких-либо
стеснений, сам сделал себя творцом и выковал свой окончательный
образ".
Философия
П. вырастает как гуманистич. интерпретация христ. идеи богоподобия
человека. Понятие человека формулируется на основе интуиции Абсолютного,
характерной для позднего средневековья и определившей категориально-мифологич.
строй мистики Экхарта (творящий и познавший себя Абсолют) и Николая
Кузанского (Бог как "совпадение противоположностей", "неиное",
"возможность-бытие"). Рассматривая воззрения Пико на уровне
их кагорианой структуры, можно сказать, что он прилагает обрисованный
выше образ Абсолютного к человеку, поэтому человек в его доктрине
предстает обладающим неисчерп. потенцией и перманентно-трансцендирующим
за свои пределы субъектом.
Концепция
П. символизирует собой едва ли не самое радикальное (наряду с Бруно)
звено "копернианского переворота" в религ.-нравств. сознании
западно-христ. мира. Она формулирует религиозно-онтологич. обоснование
всего идейно-мифологич. комплекса гуманистич. культуры: опорная
парадигма духовной практики средневековья - Спасение - уступает
место творчеству. Не спасение, а творчество - смысл чел. жизни,
оно нужно не для спасения (в качестве средства преображения порабощенной
грехом человеч. природа), а напрямую - для Бога”
При
значит, увлечении идеями внехрист. .духовности, концепция человека,
предложенная П., не является языческой: человек-субъект истории,
а не элемент космического круговорота, жизнь которого протекает
под знаками фатума (сам Бог наделяет человека статусом творца).
П. придает идее человека - творца вещей и событий, выработанной
ср.-век. христианским сознанием, предельно сильное выражение, трансформируя
ее в понятие человека, создавшего самого себя (как бы продолжающего
творение, начатое Богом). Еще более радикальным шагом, сделанным
в этом направлении секулярной гуманистич. культурой, станет образ
человека, творящего Бога: " от "если бы Бога не было,
Его следовало бы выдумать" Вольтера, до Фейербаха, Ницше, Маркса,
Фрейда, которые по-разному сформулировали идентичное в сущности
представление о Боге, как "иллюзии", созданной человеком
и им же разоблаченной (см. Деизм, Материализм, Атеизм).
Мистика
"рождения Бога в человеке" представлена Бемэ и особ. Шефлером
(Ангелусом Силезиусом). Стремление вскрыть положит, религиозно-онтологич.
смысл, чел. творчества, исхода из христ. понятий, представляет собой
опыт рус. религ. философии Х1Х-ХХ столетий. В частности, идея творчества
как божеского "задания" человеку стела одной из важнейших
у Н.Бердяева.
БУРЛАКА Д.К.
|