Список авторовНачальная страницаБиографияСочиненияБиблиографияИсследования-комментарии-ссылки
 


Пико-делла-Мирандола, Джованни (1463-1494) - философ эпохи Возрождения, представитель платоновской Академии во Флоренции, один из самых ярких персонажей итальянского Ренессанса, мыслитель, как никто .другой выразительно сформулировавший основную гуманистическую интуицию о Человеке - творца самого себя и своей собственной судьбы.

Рассматривая разл. филос. доктрина как аспекты единой Истины, П. поддержал начатую Фичино выработку единого "общечеловеческого" филос.-религ. миросозерцания, но перевел интерес из сферы религ. истории в область собств. метафизики (см. Естественная религия). Пытаясь синтезировать христианство с каббалой и аверроизмом, он подготовил и послал в рим "Философские, теологические и каббалистические вывода", содержащие 900 тезисов "обо всем, что познаваемо" отчасти заимствованные, отчасти самостоятельные) , к-рые собирался защитить в диспуте с христ. учеными "всей Европы". Папская курия признала их еретическими, диспут не состоялся. Известным для широких кругов своих современников П. стал благодаря "Речи о достоинстве человека", замысленной как преамбула к готовившейся дискуссии.

Философия П., с одной стороны, интегрирует осн. понятия возрожденческого неоплатонизма, с др. - содержит идеи, выходящие за рамки платонич. (идеалистич.) традиции как таковой, близкие волюнтаризму и персонализму. Человек, по П., представляет особый мир в созданном Богом универсуме. Бог творит бытие для человека и ставит его в "центре" мира. Человек - существо "срединно-подвижное", он способен опускаться до уровня животных и даже растений (пифагорейские "метаморфозы" П. трактовал буквально) и подниматься к ангелам и Богу, оставаясь при этом тождественным самому себе - "неиным". Это возможно, ибо человек - создание "неопределенного образа", в к-рое Отец вложил "зародыши" всех тварей. Таков замысел дворца, К-рый создает человека существом "не смертных, но и не бессмертным, не небесным, но и не только земным, дабы тот, чуждый каких-либо стеснений, сам сделал себя творцом и выковал свой окончательный образ".

Философия П. вырастает как гуманистич. интерпретация христ. идеи богоподобия человека. Понятие человека формулируется на основе интуиции Абсолютного, характерной для позднего средневековья и определившей категориально-мифологич. строй мистики Экхарта (творящий и познавший себя Абсолют) и Николая Кузанского (Бог как "совпадение противоположностей", "неиное", "возможность-бытие"). Рассматривая воззрения Пико на уровне их кагорианой структуры, можно сказать, что он прилагает обрисованный выше образ Абсолютного к человеку, поэтому человек в его доктрине предстает обладающим неисчерп. потенцией и перманентно-трансцендирующим за свои пределы субъектом.

Концепция П. символизирует собой едва ли не самое радикальное (наряду с Бруно) звено "копернианского переворота" в религ.-нравств. сознании западно-христ. мира. Она формулирует религиозно-онтологич. обоснование всего идейно-мифологич. комплекса гуманистич. культуры: опорная парадигма духовной практики средневековья - Спасение - уступает место творчеству. Не спасение, а творчество - смысл чел. жизни, оно нужно не для спасения (в качестве средства преображения порабощенной грехом человеч. природа), а напрямую - для Бога”

При значит, увлечении идеями внехрист. .духовности, концепция человека, предложенная П., не является языческой: человек-субъект истории, а не элемент космического круговорота, жизнь которого протекает под знаками фатума (сам Бог наделяет человека статусом творца). П. придает идее человека - творца вещей и событий, выработанной ср.-век. христианским сознанием, предельно сильное выражение, трансформируя ее в понятие человека, создавшего самого себя (как бы продолжающего творение, начатое Богом). Еще более радикальным шагом, сделанным в этом направлении секулярной гуманистич. культурой, станет образ человека, творящего Бога: " от "если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать" Вольтера, до Фейербаха, Ницше, Маркса, Фрейда, которые по-разному сформулировали идентичное в сущности представление о Боге, как "иллюзии", созданной человеком и им же разоблаченной (см. Деизм, Материализм, Атеизм).

Мистика "рождения Бога в человеке" представлена Бемэ и особ. Шефлером (Ангелусом Силезиусом). Стремление вскрыть положит, религиозно-онтологич. смысл, чел. творчества, исхода из христ. понятий, представляет собой опыт рус. религ. философии Х1Х-ХХ столетий. В частности, идея творчества как божеского "задания" человеку стела одной из важнейших у Н.Бердяева.


БУРЛАКА Д.К.


Возврат:  [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]


Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004