Мартин
ЛЮТЕР (1483-1546)
- родился
в 1483 году в Эйслебене (Восточная Германия). Он собирался стать
юристом, однако стал монахом. Он присоединился к монахам-августинцам
в Эрфурте и там начал изучать богословие. Обучали его “современному
пути” ученики "Габриеля Биля. Через некоторое время он стал профессором
богословия в недавно основанном университете города Виттенберга.
Но у Лютера были свои проблемы. Его учили, что, для того чтобы угодить
Богу и завоевать Его благодать, человек должен “стремиться изо всех
сил делать добро”, что подразумевало и любить Бога превыше всего.
Однако такой Бог представал перед Лютером как судья, взвешивающий
его заслуги. Лютер чувствовал себя попавшим в ловушку: он не мог
любить такого Бога, Который осуждал его и Который не мог принять
его, пока он не полюбит Его. Один стих из Писания особенно причинял
страдания Лютеру: “В нем [Евангелии] открывается правда Божия от
веры в веру, как написано: “праведный
верою жив будет” (Рим. 1:17). Лютер ненавидел Бога за то, что Тот
справедливо осуждал человека, не только по закону, но и по Евангелию.
И вдруг в один прекрасный день глаза Лютера открылись
и он понял значение “праведности в Боге”. Это не праведность, осуждающая
нас, но праведность, оправдывающая нас по вере. Евангелие открывает
нам не осуждение и гнев Божий, но Его спасение и оправдание. Как
только Лютер понял это, он почувствовал, что родился заново и вошел
в рай.
Когда
же это произошло? До сих пор эта тема горячо обсуждается и даты
разнятся, начиная от 1508 до 1519года. Важно отметить, к чему же
обратился Лютер. Он освободился от идеи, что человек должен усиленно
трудиться до того, как Бог поможет ему. Вместо этого он увидел Бога,
Который свободно оправдывает нас по вере. Праведность - это дар,
данный верующему. Лютер обратился от полупелагианства к старым взглядам
*Августина. (Он говорил, что позднее нашел точно такие же идеи в
сочинении Августина “Дух и буква”}. Эту перемену в Лютере
можно уже заметить по его сочинениям 1514/15 гг. Именно в это время
Лютер обратился к Августину, а не к истинно протестантской доктрине
об оправдании по вере.
Лютер
начал проповедовать то, что узнал. В 1517 году он вывесил девяносто
семь тезисов для обсуждения в университете (что было для того времени
обычной практикой), в которых выступал с твердых позиций последователя
Августина
и отрицал позднесредневековое полупелагианство. К разочарованию
Лютера, тезисы эти вызвали мало интереса. Однако позднее в этом
же году Лютер написал другие тезисы, которые вызвали не просто интерес.
Рядом с Виттенбергом продавались “индульгенции” (идея состояла в
том, что приобретение индульгенции может освободить отлетевшую душу
из чистилища, но не из ада. “Как только звякнет монета в кружке,
так вылетит душа из чистилища”). Простые же люди верили в то, что
грехи их могут быть прощены просто-напросто покупкой индульгенции.
Лютер был разгневан. (Он был бы разгневан еще больше, если бы знал,
что средства от продаж шли на финансирование покупки еще одного
архиепископства для принца Альберта). Лютер написал девяносто пять
тезисов против продажи индульгенций и выслал по экземпляру тезисов
своему епископу и принцу Альберту. Но еще один экземпляр попал в
руки предприимчивого издателя, который увидел их потенциальную мощь
и опубликовал эти тезисы на немецком языке. Тезисы быстро стали
бестселлером, и вся Германия поднялась на ноги. Во мгновенье ока
Лютер стал героем. Тезисы были сравнительно консервативными, в них
предлагались лишь незначительные реформы существовавшей системы.
(Лютер, например, не подвергал сомнению существование чистилища,
полномочия папы или законность индульгенций). Однако они били в
самое чувствительное место: по “карману” папы. Тезисы возбудили
волнения в Германии, вызванные тяжелыми налогами в пользу Рима.
Были предприняты
меры, чтобы заставить Лютера замолчать, однако Лютер получил поддержку
от своего правителя Фридриха Мудрого.
В
1519 году Лютер и несколько из его коллег отправились в Лейпциг,
чтобы поучаствовать в дебатах с Иоганном Экком, ведущим богословом
того времени. Темой дебатов были девяносто пять тезисов. Экк был
умным спорщиком. Он подвел Лютера к признанию, что Вселенский собор
церкви может заблуждаться, и в результате Лютер одобрил некоторые
положения учения *Гуса и *Уиклифа. Спор перешел от обсуждения тезисов
к вопросу о природе власти. В следующем году папа отлучает Лютера,
который ответил на это тем, что сжег папскую буллу. Это уже было
откровенным мятежом. Еще через год Лютера вызывают в Вормс на имперский
сейм, где молодой император Карл V приказывает ему отречься от своих
взглядов. Хотя, может быть, Лютер и не сказал известных слов “На
том стою и не могу иначе”, в них, однако, хорошо отражается суть
его ответа.
Теперь
разрыв с Римом был окончательным. В течение четырех лет некогда
верноподданный папы был поставлен в такое положение, что папа для
него стал антихристом, о котором пророчествовал Новый Завет. Шансы
на выживание у Лютера были невелики, однако Фридрих поддержал его,
и император ничего не смог с этим сделать. Турки осаждали Вену,
и Карлу необходима была объединенная Германия, чтобы послать войска
на ее защиту Он не мог позволить, чтобы Германия разделилась из-за
религиозных вопросов, но... время было потеряно
— лютеранство укрепилось и уже не могло быть силой вырвано с корнем.
В
1520 году Лютер написал три главных сочинения, в которых изложил
программу реформ:
•
Воззвание “К христианскому дворянству немецкой нации”. Лютер
призывал правителей реформировать церковь. Это необходимо, так как
сама церковь не может привести в порядок свой собственный дом. Правители
должны взять на себя эту обязанность. Далее, будучи крещеными верующими,
правители разделяют “священство” всех верующих. Лютер отвергал взгляд
католицизма на духовенство как на отдельную касту священников. “Религиозные
деятели” в церкви (духовенство и монахи) не имеют какого-либо особого
статуса или достоинства, а просто выполняют свои функции. Если они
не в силах исполнять их, то тогда другие могут занять эти места.
Называть
пап, епископов, священников, монахов и монахинь религиозным сословием,
а князей, господ, ремесленников и крестьян сословием светским
— это особое орудие, изобретенное служителями времени сего. Однако
никого не должно это пугать, и не должно пугать по очень веской
причине. Ибо все христиане повсюду истинно принадлежат к религиозному
сословию, и нет между ними различия, за исключением того, что они
исполняют различную работу... Ибо только крещение, Евангелие и вера
делают людей религиозными и делают из них народ христианский...
Несомненен факт, что крещение освящает всех нас без исключения
и делает нас всех священниками (1 Пет. 2:9; Отк. 5:9-10). “К
христианскому дворянству”
•
“О вавилонском пленении церкви”. В этом труде Лютер рассматривает
семь таинств католической церкви (в том виде, в каком они были приняты
на *флорентийском соборе). Он сокращает список до двух таинств,
установленных самим Иисусом Христом: крещения и евхаристии. (Что
касается епитимьи, то по этому вопросу Лютер не выражал определенного
мнения, он считал епитимью “просто средством подтверждения нашего
крещения”.) Однако Лютер не просто сократил число таинств. Он резко
выступил против католической доктрины и евхаристии, во время
которой чаша не подавалась мирянам, а также против пресуществления
и особенно против утверждения, что богослужение — это та жертва,
которую мы приносим Богу.
•
“О свободе христианина”. Лютер различал человека внутреннего
и человека внешнего. Что касается внутреннего человека, он утверждал,
что мы оправдываемся только верой. Только лишь по вере мы становимся
праведными, а не по добрым делам. Вера дает нам обетования Божьи,
соединяет нас с Иисусом Христом и поистине исполняет закон (в том
смысле, что это прославляет Бога, как того требует первая из десяти
заповедей). Добрые дела — это не средство, с помощью которого мы
становимся праведными, а только лишь плод праведности, проявление
во внешнем человеке праведности человека внутреннего. Дела праведности
— все равно что плоды
дерева. “Наша вера во Христа освобождает нас не от дел, но от ложного
представления о делах, то есть от глупого предположения, что оправдание
достигается делами”.
Христианин
— совершенно свободный господин над всем, не подчиняющийся никому.
Христианин — совершенно обязательный слуга для всех, не подчиняющийся
никому... Все Писание Божье разделено на две части: заповеди и обетования.
Обетования Божьи дают то, чего требуют заповеди Божьи, и исполняют
предписанное законом так. чтобы все принадлежало Богу — и
заповеди, и их исполнение. Он один повелевает, Он один исполняет...
Конечно, мы названы по имени Христа, не потому что Он отделен от
нас, но потому что Он пребывает в нас, и это потому, что мы верим
в /{его и являемся хриспами друг для друга и делаем ближним нашим
то, что делает для нас Христос. Однако в наши дни насучат доктрине
человеческой, по которой мы должны стремиться только к заслугам,
вознаграждению и вещам, нам не принадлежащим. Из Христа мы сделали
всего-навсего распределителя работ, гораздо более жесткого, чем
Моисей. “О
свободе христианина”
После
Вормеа Лютер находился в огромной опасности. Его друзья организовали
его похищение во время одного из путешествий и охраняли его в замке
под названием Вартбург. Там он начал перевод Библии на немецкий
язык. Лютеровская Библия не только имеет религиозное значение, но
и принадлежит общей культуре. Она помогла
не только донести Писание до простого народа, но и помогла сформировать
современный немецкий язык. Влияние ее может быть сравнимо с произведениями
Шекспира и Библией короля Иакова на английском языке.
В
первые годы реформ у Лютера было множество последователей. Однако
с течением времени его учение стало более конкретным, и постепенно
он отдалился от других людей. Самыми серьезными были его разногласия
с *Эразмом Роттердамским и *Цвингли. Поначалу Эразм одобрил выступление
Лютера против злоупотреблений, однако он не одобрял отделения и
волнений, последовавших после реформ: его идеалами были согласие
и взаимопонимание. Сначала он воздерживался от прямой критики Лютера,
но, наконец, в 1524 году опубликовал трактат “О свободе воли”,
в которой критиковал Лютера.
Первое
время Лютер благоразумно молчал, но в 1525 году ответил своей работой
“О рабстве воли”. Сам он считал ее одним из самых лучших
своих произведений, однако оно было омрачено проявлением некоторых
крайностей. Лютер безжалостно выявляет слабости и непоследовательность
в сочинении Эразма и утверждает традиционное учение Августина о
полной зависимости человека от благодати Божьей и предопределения.
Однако он это излагает не вполне ясно. Создается впечатление, что
он говорит о том, что не только грешник не может сделать ничего
доброго без благодати Божьей, но что у человека вообще нет свободы
воли, даже в таких нравственно нейтральных вопросах,
которые касаются его повседневной жизни. Лютер здесь выносит доктрину
о предопределении за рамки библейского учения и учения Августина
(точно так же, как это сделал *Брадуардин), или, по-крайней мере,
создается такое впечатление. В отличие от Августина, Лютер не придавал
значения не только нравственной неспособности падшей человеческой
воли, но также и факту психологической свободы воли.
Поначалу
немецкие и швейцарские реформаторы выступали единым фронтом. Однако
затем возникли большие разногласия по вопросу о пресуществлении.
В первые годы реформ они единодушно отвергали эту доктрину, но продолжали
утверждать, что тело и кровь Христа действительно присутствуют в
Вечере Господней. Но в 1524 году швейцарские реформаторы согласились
с аргументами Корнелия Хуна (Cornelius Hoen) из Голландии, считавшего
хлеб и вино только лишь символами тела и крови Христа. Ранее у Лютера
было искушение встагь на эту позицию, однако он посчитал, что его
связывают четкие слова Писания: “Сие
есть тело Мое”. Лютер и Цвингли начали письменно выступать друг
против друга, и в 1529 году Филипп Гессенкий, один из немецких принцев,
убедил обе стороны встретиться в Марбурге, чтобы разрешить споры
и восстановить протестантское единство. Марбургская встреча, о ходе
которой существует подробный отчет. дает захватывающее дух изложение
позиций двух главных реформаторов, сидящих по разные стороны стола.
Встреча не привела к значительному сближению сторон,
и протестантизм так и остался разделенным на лютеранство и реформатство.
Что
такое таинство причащения или святого алтаря? Это истинное тело
и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, под хлебом и вином
установленные Самим Христом для ядения и питья нам христианам.
Какая
же польза от такого ядения и питья? На это указывают нам слова:
“За вас предается и за вас изливается во оставление грехов”, т.
е., этими словами в таинстве причащения дается нам оставление грехов,
жизнь и блаженство: где оставление грехов, там и жизнь и блаженство.
Каким
образом телесное ядение и питье могут производить такое великое
действие? Не ядением и питьем, без сомнения, производится это действие,
но следующими словами: “За вас предается и за вас изливается во
оставление грехов”. Слова эти с телесным ядением и питием составляют
главное в таинстве, и верующий этим словам получает то, о чем они
свидетельствуют, т. е. оставление грехов.
Кто
достойно приступает к этому таинству? Пост и телесное приготовление,
без сомнения, хорошее дело внешнего благочестия, но истинно достоин
и вполне способен принять святое причащение лишь тот, кто верует
словам: “За вас предается и за вас изливается во оставление грехов”.
А кто не верует им или сомневается в них, тот неспособен и недостоин
принять святое причастие, потому что слово “за вас” требует вполне
верующих сердец. “Краткий
катехизис”
Особенно
известен Лютер своей доктриной об оправдании только по вере. Эта
доктрина не фигурировала в девяноста пяти тезисах и не была первоначальной
причиной реформ. Более того, только лишь спустя несколько лет после
публикации девяноста пяти тезисов Лютер пришел к протестантской
доктрине об оправдании по вере. В первые годы он придерживался точки
зрения Августина, который учил оправданию по вере, но в определенном
смысле. Когда грешник осознает неспособность исполнять закон Божий
и понимает свою нужду в спасении, он с верою обращается к Богу.
Затем Бог дает ему Духа Святого, Который исцеляет грешника и изливает
ему в сердце любовь. Такое оправдание делает человека праведным,
превращает его из человека эгоистичного в человека любящего. После
оправдания, или изменения, верующий может исполнять закон Божий,
руководствуясь своим сердцем, любовью.
Лютер
особенно выделял нужду в живой, личной вере и выступал против механистического
отношения к таинствам, но не против значения слова “оправдание”.
Через некоторое время, в начале 1520-х годов, Лютер пришел к пониманию,
что термин Апостола Павла “оправдать” не означает “сделать праведным”
или “превратить в доброго человека”, но означает “считать человека
оправданным”, “видеть человека оправданным”. Оправдание говорит
скорее о моем положении, чем о моем состоянии, о том, каким Бог
видит меня, а не том, что Он делает во мне; это значит, что Бог
принимает меня, а не изменяет меня. Таким образом, Лютер пришел
к пониманию
протестантского различия между оправданием (моим положением перед
Богом) и освящением (моим ростом в святости).
Итак,
если мы оправдываемся или принимаемся Богом только на основании
веры, без добрых дел, ю, следовательно, верующий может жить “как
ему вздумается”, не беспокоясь о последствиях? Такие обвинения в
адрес Лютера были несправедливы. Несмотря на то, что он проводит
различие между оправданием и освящением, он не разделяет их. Одно
не существует без другого. Когда Бог принимает кого-то, то Он и
изменяет этого человека. Но если эти два понятия идут рука об руку,
то какой смысл проводить между ними различие? Ответ прост. Оправдание
только по вере (или, что точнее всего, оправдание только Христом,
только через веру) означает, что я могу быть уверен в том, что Бог
принимает меня, принимает не потому, что я живу доброй жизнью, а
потому что Христос умер за меня. В данном случае речь идет не о
том, может ли оправдание существовать без освящения (а оно не может),
важно понять, в чем состоит основа оправдания. Если наше принятие
Богом основано на наших добрых делах, то тогда уверенности быть
не может ни у кого, за исключением таких только гордецов, как фарисей
из Евангелия от Луки 18:9-14. Оправдание только по вере означает,
что мы можем иметь эту уверенность на основании креста Христова.
Это означает, что мы можем делать теперь добрые дела не для того,
чтобы заслужить одобрение Божье и быть принятыми Им, но потому,
что Бог уже принял нас. Послушание Богу — это свободный, любящий
ответ Его детей, а не накапливание заслуг людьми, которые стремятся
получить одобрение.
Опубликовано
в кн.: Т. Лейн. Христианские мыслители. - Спб, "Мирт",
1997. С. 158-164.
|