Марсилио
Фичино
КОЗИМО
МЕДИЧИ 1, ОТЦУ ОТЕЧЕСТВА, МАРСИЛИО ФИЧИНО СЕБЯ ВВЕРЯЕТ
Поскольку
чрезвычайная занятость не дает мне возможности обратиться к тебе
с речью, я решил вкратце описать, что я делаю. До сих пор мы обращались
к девяти сочинениям Платона 2. Если будет угодно небесам,
кроме них мы привлечем еще три 3, которые, как мне кажется,
затрагивают вещи более высокого порядка. И лишь тогда я поспешу
к тебе, дабы, по установившемуся обычаю, сообщить о том, что было
сделано. Пока же читай благополучно недавно открытое мною положение
Платона о счастье, которое я привожу в этом письме. И ты узнаешь,
конечно, что его мысль о высшем благе более божественна, чем это
передает Диоген Лаэртский 4. В самом деле, в “Евтидеме”
он кратко говорит о блаженстве, которое нам обещает активная жизнь;
в “Теэтете” же — о том, которое нам обещает созерцательная жизнь;
я
тебе посылаю краткое изложение и того и другого места. Но давай
послушаем самого Платона. Все люди хотят хорошо поступать, то есть
хорошо жить5, чтобы быть как наимудрейшие. Это что касается
до “Евтидема”. В “Теэтете” же речь идет о созерцательной жизни 6.
Зло с корнем вырвать невозможно. Необходимо, чтобы было что-нибудь
противоположное добру, что, однако, не имеет отношения к богу, но
окружает, по необходимости, смертную природу и низшую область мира.
По этой причине нам надо пытаться бежать, и как можно скорее, отсюда—туда.
Бежать — значит становиться, насколько это возможно, подобным богу.
Душу уподобляют богу праведность, святость, мудрость.
Из
этого видно, что у Платона высшее благо не могло принадлежать действующей
душе, но скорее душе, созерцающей чистую идею истины. К этому в
диалоге, который называется “Филеб”, он добавляет постоянную радость7.
В этом смешении мудрости и радости он полагал высшее благо души.
Но в том же диалоге он ставит над душой божественный разум и его
благо. Выше самого разума он поставил начало всего, называя это
в той же книге мерой всего 8, в “Пармениде” — самим единым
с, в “Письмах” — царем и отцом 10, в “Государстве”
— самим благом н, которое-де существует выше материи,
природы, души, разума, жизни и сущности. Его луч, проникающий повсюду,
делает истинное и прекрасное благо всякой природы всеобщим благом.
Именно здесь берут начало формы материи, семена природы, разумные
основания души, идеи ума, жизненная деятельность и род сущностей.
И все, что оттуда проистекает, согласно Платону, есть благо, так
как оттуда-де идет лучшее и так как туда, наконец, обращается всякое
блаженство. Так писал Платон о счастье ума и души и о самом благе,
из которого происходит счастье и • того и другого. Из этого ясно
видно, что этот отец философов приписывал наше высшее блаженство
не случайности, как сообщает Диоген Лаэртский 12, и источник
блаженства он полагал не в царстве идей, как считают перипатетики,
но выше идей, ума, жизни и сущности.
11 января 1463
г.
Опубликовано
в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век).
Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
С. 216-218.
|