Список авторовНачальная страницаБиографияСочиненияБиблиографияИсследования-комментарии-ссылки
 

 

Марсилио Фичино

КОЗИМО МЕДИЧИ 1, ОТЦУ ОТЕЧЕСТВА, МАРСИЛИО ФИЧИНО СЕБЯ ВВЕРЯЕТ

Поскольку чрезвычайная занятость не дает мне возможности обратиться к тебе с речью, я решил вкратце описать, что я делаю. До сих пор мы обращались к девяти сочинениям Платона 2. Если будет угодно небесам, кроме них мы привлечем еще три 3, которые, как мне кажется, затрагивают вещи более высокого порядка. И лишь тогда я поспешу к тебе, дабы, по установившемуся обычаю, сообщить о том, что было сделано. Пока же читай благополучно недавно открытое мною положение Платона о счастье, которое я привожу в этом письме. И ты узнаешь, конечно, что его мысль о высшем благе более божественна, чем это передает Диоген Лаэртский 4. В самом деле, в “Евтидеме” он кратко говорит о блаженстве, которое нам обещает активная жизнь; в “Теэтете” же — о том, которое нам обещает созерцательная жизнь;

я тебе посылаю краткое изложение и того и другого места. Но давай послушаем самого Платона. Все люди хотят хорошо поступать, то есть хорошо жить5, чтобы быть как наимудрейшие. Это что касается до “Евтидема”. В “Теэтете” же речь идет о созерцательной жизни 6. Зло с корнем вырвать невозможно. Необходимо, чтобы было что-нибудь противоположное добру, что, однако, не имеет отношения к богу, но окружает, по необходимости, смертную природу и низшую область мира. По этой причине нам надо пытаться бежать, и как можно скорее, отсюда—туда. Бежать — значит становиться, насколько это возможно, подобным богу. Душу уподобляют богу праведность, святость, мудрость.

Из этого видно, что у Платона высшее благо не могло принадлежать действующей душе, но скорее душе, созерцающей чистую идею истины. К этому в диалоге, который называется “Филеб”, он добавляет постоянную радость7. В этом смешении мудрости и радости он полагал высшее благо души. Но в том же диалоге он ставит над душой божественный разум и его благо. Выше самого разума он поставил начало всего, называя это в той же книге мерой всего 8, в “Пармениде” — самим единым с, в “Письмах” — царем и отцом 10, в “Государстве” — самим благом н, которое-де существует выше материи, природы, души, разума, жизни и сущности. Его луч, проникающий повсюду, делает истинное и прекрасное благо всякой природы всеобщим благом. Именно здесь берут начало формы материи, семена природы, разумные основания души, идеи ума, жизненная деятельность и род сущностей. И все, что оттуда проистекает, согласно Платону, есть благо, так как оттуда-де идет лучшее и так как туда, наконец, обращается всякое блаженство. Так писал Платон о счастье ума и души и о самом благе, из которого происходит счастье и • того и другого. Из этого ясно видно, что этот отец философов приписывал наше высшее блаженство не случайности, как сообщает Диоген Лаэртский 12, и источник блаженства он полагал не в царстве идей, как считают перипатетики, но выше идей, ума, жизни и сущности.

11 января 1463 г.

Опубликовано в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 216-218.

 


Возврат:  [начальная страница]   [список авторов]   [страница автора]


Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1999-2004