Марсилио
Фичино
ПИСЬМО
МАРСИЛИО ФИЧИНО К ЛЕОНАРДО ДИ ТОНЕ
Я
решился написать тебе, не дожидаясь твоего письма, так как думаю,
что ты и не вспоминаешь обо мне. А причина этому— мое письмо, в
котором я тебя убеждал в двух философских положениях: первое — чтобы
ты любил только себя; второе — чтобы ты не стремился думать больше,
чем об одном настоящем моменте. Из первого вытекает, если ты принял
его, что ты не любишь никого, кроме себя самого, и не помнишь ни
обо мне, ни о других. Поэтому я и не ожидал письма от тебя. Из второго
положения следует, что если даже иногда ты и вспоминал обо мне,
тем не менее не можешь мне писать, ибо, как предписывает это правило,
ты думаешь только о мгновенье, а его недостаточно, чтобы составить
письмо. Поэтому, не надеясь его получить, я решил написать первым
и простил твое молчание, видя его причину в моем предыдущем письме.
И дабы в будущем не происходили подобные недоразумения, хочу убедить
тебя сейчас в двух других положениях, которые кажутся противоречащими
вышеприведенным: первое — чтобы ты любил все; второе — чтобы ты
думал о целой вечности. Первое обосновано тем, что источник любви
и ее конечная цель в благе. И поскольку все вещи причастны благу,
так как их начало, конец и центр — бог, высшее благо, оказывается,
что движение, порождаемое любовью, охватывает все сущее. Согласно
нашему Платону, князю философов, любовь есть соединяющее движение,
происходящее в вечном круге от бесконечного блага, ради блага, ко
благу. Всякая вещь в природе является либо причиной тебя, либо твоим
следствием, либо связана с тобой посредством одной и той же причины.
Любя себя, ты должен любить свою причину, так как сущность твоя
находится скорее в причине, чем в тебе самом, и причина больше присутствует
в твоем бытии, чем твоя собственная сущность. Ты также обязан любить
свое следствие, ибо если ты любишь себя, то для тебя естественно
— любить то, что в тебе, для тебя, от тебя, твое, часть тебя и твой
образ. И неужели же ты не любишь того, что так же, как и ты, зависит
от одного и того же начала? Если ты рассматриваешь причину и в ней
созерцаешь себя, ты находишь себя неотделенным от нее ни в пространстве,
ни во времени, ни по природной сущности. Если рассматриваешь творения
сами по себе, вне связи с жизненной причиной, то ты видишь в себе
и в них одну и ту же природу по происхождению, по цели, или по роду,
или по виду. Эти два аргумента доказывают, что твоя благожелательность
распространима на все вещи. Что до той части предыдущего письма,
где я тебя призываю жить настоящим, так новое письмо убеждает тебя
жить, думая о вечности. Для этого мысль должна стремиться к пределам,
на которые указывает желание. Итак, видя, что влечение охватывает
вечность, что все жаждут бесконечной жизни, ты приходишь к заключению,
что мысль должна быть направлена на необъятное. Если только ты не
хочешь сохранить влечения без размышлений — но тогда твоя природа
ни в чем не превосходила бы природу растений и ты опустился бы со
ступени, которую занимает человеческий род, до растительного состояния.
И если бы стал искать тогда желаемое благо, не смог бы его обрести,
так как благом настоящего момента не может воспользоваться тот,
кто его не знает. Это рассуждение — доказательство тебе, что мысль
твоя должна простираться в вечность. Но хотя эти два положения кажутся
противоречащими предыдущим, тем не менее, если их внимательно перечитаешь
несколько раз, ты поймешь, что они скорее разъяснение предшествующих,
нежели их исправление. Действительно, в этой любви ко всему сохраняешься
именно ты, так как ты именно себя замечаешь во всем и все в себе
одном. И это размышление о целой вечности приводит к мгновению,
ибо вечность есть мгновение, пребывающее всегда подобным себе, тогда
как время проходит периоды не подобные. Так что люби себя во всем
и все в себе, думай о мгновении, которое длится бесконечно.
Приветствуй
Томазо и Джованни Бенчи, наших философов-единомышленников 2.
| Прощай. 18 августа 1462 г I
Опубликовано
в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век).
Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
С. 215-216.
|