Фичино,
Марсилио (1433-1499) -. представитель
философии Возрождения, глава платонич. академии во Флоренции, католич.
священник, автор концепции всеобщей естественной религии. Перевел
с греч. на лат. всего Платона, много неоплатоников, части Ареопагитик,
трактаты Гермитич. корпуса. Был одним из самых влиятельных мыслителей
среди современников.
Осн.
темы Ф. - космос, человек, религия представляют собой аспекты целостного,
миросозерцания. Космология, в принципе неоплатоническая, включает
в себя средневек., антично-языч. и специфично-ренессансные понятия
и интуиции. Образ Абсолюта во многом заимствован от Ареопагита,
однако Бог и мир сближаются через замену творения эманацией. Бог
- онтологич. центр мира. Его стихия - свет: видимый, чувственно-ощущаемый
космос - образ света духовного и невидимого; уровни светоносности
космоса соответствуют приближенности к Богу. Как сила. Бог есть
любовь (Amor), в понятие которой Ф. синтезирует представления об
эросе и каритасе. Космос "держится" любовью: все вещи
тяготеют к Богу и друг к Другу, формируя своего рода эротические
иерархии, а удовлетворение любовного тяготения рождает наслаждение.
Любовь, красота, наслаждение - реалии онтологические, скрепляющие
сущее в единое целое. Космос у Ф.. воспринимается в горизонте богопричастности
(как создание благого Бога), но не греховно-падшести (как в Ср.
века) или иллюзорности, как в классич. платонизме. (мифологема Пещеры).
За видимой красотой стоит невидимая вечная структурность и гармоничность.
Ее основа - Христос. Он - то Слово, которым Бог говорит с собой
в вечности, и которое во мне проявляется как идея (ангельский мир),
понятие (человеч. мир), образ (материя).
В
человеке тяготение сущего к Богу реализуется как богопознание. Богопознание
- основа религии. Последняя, т.о., не сверхестественный, данный
Богом, но естественный элемент духовной жизни человечества вне зависимости
от его историч., географич., нац., конфессион. специфики. Христианство
безусловно высшая форма религ. жизни, однако, оно нуждается в "очищении"
от суеверий и внешней обрядовости. Средство для этого - платонизм,
к-рый соединяет интеллект, технику и диалектич. Мастерство с возможностью
индивидуально-личной причастности истине - через мистичность. Её
созерцание, выгодно отличаясь этим от формальной и сухой схоластич.
учености. Религия и филосифия, по Ф., "почти сестры" -
"ученая религия" и "благочестивая философия".
Понимание
религии как естественного и всеобщего процесса, сформулированное
Ф., представляет собой теоретич. выражение тех существенных сдвигов,
которые произошли в духовной жизни западно-христ. мира. Дело не
только в интенсивном привлечении категорий метафизики для выражения
истин откровения, проблема "преодоления платонизма" или
аристотелизма в той или иной мере свойственна практически всем теологич.
доктринам. Ф. (сам католич. священник) исходит в своих построениях
из качественно новой идейно-методологич. основы, нежели представители
богословской мысли Средних веков. 1. Осн. субъект религ. жизни не
Бог (Он скорее объект почитания, познания и веры), а человек, точнее
человечество; Эта методологема особенно заметна в сопоставлении
с неортодокс, доктриной Иоахима Флорского; где религия также рассматривается
в аспекте многообразия ее форм (стадий развития), однако субъектом
религ. жизни явл-ся самораскрывающийся в истории Бог-Троица.Ф. Первичный
орган религ. жизни разум (не вера, воспринимающая Откровение трансцендентного
Бога); 3. Человечество сознается как всемирно-историч. целостность;
Богу угодно, чтобы ему поклонялись разл. образом; Концепция Ф. это
не "Сумма против язычников", но практически первая в христ.
мире философия религии в смысле дедукции разл. ее форм из единого
принципа.
Рассмотрение
религ жизни человечества в горизонте ее цельности и единства представляет
специф. феномен гуманистич. сознания. Эта идея включает в себя разл.
модули для послед, интерпретации: оценивать язычество как "предпосылку"
для библ. откровения, признавая ведущую роль христианства (Шеллинг,
в опр. степени Гегель, Вл. Соловьев, Трубецкой); видеть в религии
естественный "врожденный" элемент чел. сознания, признавая
его "объективность" (деизм); рассматривать всю религ.
историю "демократически", т.е. как равноправные и одинаково
успешные (либо безуспешные) формы поиска истины.; редуцировать религ.
жизнь как таковую к человеческой субъективности (Юм, Шлеермахер,
разл. формы атеизма).
Тенденция
выработать универсальное "общечеловеческое" мировоззрение
в области философии продолжена Пико-делла-Мирандола.
Соч.
Платоновская теология о бессмертии души, О христианской религии.
БУРЛАКА Д.К.
|