ДАНТЕ
Алигьери (Dante Alighieri) (1265-1321),итальянский поэт, создатель
итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче
стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть
«Новая жизнь», 1292-93, издание 1576); философские и политические
трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-07, издание
1529), «Послания» (1304-16). Вершина творчества Данте — поэма «Божественная
комедия» (1307-21, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище»,
«Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал
большое влияние на развитие европейской культуры.
Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое
имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта.
Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно,
учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям,
в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал
активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15
августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора),
пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы
между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины).
После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных
гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских
прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили
к смертной казни. Первые годы изгнания Данте — среди вождей Белых
гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе
с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии
связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям
которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую
поддержку в ряде публичных посланий и в трактате «Монархия». Во
Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне
при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался
гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.
Лирика
Основная
часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.;
с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества
постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному
в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д'Ареццо, но вскоре
сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти
стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной
школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»). Ее главный
отличительный признак — предельное одухотворение любовного чувства.
Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте,
снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу
под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95). Собственно биографическая
канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности,
обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче,
искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает
как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению
смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает
черты и признаки религиозного поклонения.
Кроме «Новой жизни» до нас дошло еще около полусотни стихотворений
Данте: стихи в манере «сладостного нового стиля» (но не всегда адресованные
Беатриче); любовный цикл, известный под названием «каменного» (по
значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности;
комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма
«Цветок», атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных
стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости
и др.).
Трактаты
Стихотворения
философского содержания стали предметом комментария в неоконченном
трактате «Пир» (ок. 1304-07), который представляет собой один из
первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке
и одновременно обоснование этой попытки — своего рода просветительскую
программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском
трактате «О народном красноречии», писавшемся в те же годы, апология
итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы
на нем — и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском
трактате «Монархия» (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает
принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном
суверенитете последней.
«Божественная
Комедия»
Над
поэмой «Божественная Комедия» Данте начал работать в годы изгнания
и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая
14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней
(в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной
ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из
выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение
«божественная» присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии
Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир
— это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных
заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся
в «сумрачном лесу» (который символизирует конкретный, хотя и не
названный прямо грех самого автора, и вместе с тем — грехи всего
человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит
на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий
разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум
первым загробным царствам — царству возмездия и царству искупления.
Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в
центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых
совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели
первого круга — души некрещеных младенцев и праведных язычников
— избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших с
ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем — персонажи
античной истории и мифов или герои современности. В «Божественной
комедии» они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих
грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой
сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди
наиболее прославленных эпизодов такого рода — встречи с Паоло и
Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в
круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом
в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей). Чистилище — это
огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария,
уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают
грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности,
чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба
Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха,
начертанных ангелом-привратником — в этой части «Комедии» острее,
чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только
ознакомительный, но и искупительный. На вершине горы, в земном раю,
Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение)
и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою
личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче он возносится
в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных
и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных
душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя,
и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св.
Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения.
Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен
путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений,
в другом — путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся
навстречу новой эре. И сама «Божественная комедия», будучи своего
рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением
итоговым.
|