Томмазо
КАМПАНЕЛЛА родился в 1568 г. в г. Стило, в Калабрии, пятнадцати
лет он вступил в орден доминиканцев (при крещении он был наречен
Джандоменико, в момент вступления в монастырь сменил имя на Томмазо,
в честь св. Фомы).
Он
во многом похож на Бруно. Маг и астролог, охваченный тревогой и
ожиданием преобразований, уверенный в своей особой миссии, неутомимый
в поисках, исключительно образованный, способный бесконечно писать
и переписывать сочинения с неубывающей силой. Одним словом, — разбуженный
вулкан да и только.
Пытки
и тюрьмы не сломили его, а избежал смертной казни он лишь потому,
что блистательно изобразил умопомешательство. Только поэтому он
не закончил свои дни, как Бруно. Миновав костер, он провел полжизни
в тюрьмах, вновь и вновь завоевывая доверие неутомимым поиском истины.
Неожиданный успех на земле Франции увенчал последние дни его безотрадной
жизни.
Биографы
выделяют четыре периода: 1) юность революционера-неудачника с провалом
мятежа против Испании; 2) период бесконечно долгого тюремного заключения
в Неаполе; 3) период римской реабилитации и 4) период большого успеха
во Франции.
Рассмотрим
вкратце эти весьма значительные этапы.
1).
Период юности полон приключений. Неудовлетворенный аристотелизмом
и томизмом, Кампанелла перечел сочинения многих философов (как древних,
так и современных) Запада и Востока.
Отсутствие
строгой дисциплины в доминиканских монастырях юга Италии позволило
ему посещать в Неаполе лекции Джамбаттиста делла Порта, магистра
магии. В 1591 г. он впервые подвергся суду за ересь и занятия магией
и несколько месяцев провел в тюрьме, а выйдя на свободу, вместо
того, чтобы вернуться в один из монастырей своей провинции, как
это ему было предписано, отправился в Падую, где познакомился с
Галилеем.
Вслед
за тем последовало еще три судебных процесса: один в Падуе (1592)
и два в Риме (1596,1597). В конце концов он вынужден вернуться в
Стило, с запретом проповедовать и принимать исповеди, а также с
обязательством сделать свои сочинения более ортодоксальными.
Жажда
обновления, мечты о религиозных и политических преобразованиях,
мессианские видения вместе с астрологическими прогнозами подтолкнули
его к подготовке мятежа против Испании, который должен был знаменовать
собой начало грандиозного проекта. Но в 1599 г. Кампанелла (преданный
двумя участниками заговора) арестован, брошен в тюрьму и приговорен
к смертной казни.
2).
С этого и начинается второй период. Как мы уже сказали, Кампанелла
спасся от смерти, притворившись сумасшедшим. Он подвергся жестоким
испытаниям, имевшим целью установить, не симуляция ли его болезнь.
Философ прошел через них с героической твердостью. Смертную казнь
заменили пожизненным заключением, которое длилось 27 лет. Вначале
очень суровое, постепенно оно становилось все более терпимым, а
в конце превратилось в формальное. Кампанелла мог писать книги,
вести переписку и принимать посетителей.
3).
В 1626 г. король Испании повелел освободить его, но свобода оказалась
недолгой, так как нунций (папский посол) повелел переправить мятежника
в Рим, в застенки Священной канцелярии. Но здесь судьба Кампанеллы
резко меняется благодаря заступничеству Урбана VIII — настолько,
что в качестве места заключения он получает в свое распоряжение
не больше не меньше как место в Палаццо.
Пока
Кампанелла находился в заточении в Неаполе, его политические симпатии
оставались на стороне Испании, в которой он видел силу, могущую
реализовать вожделенную "всеобщую реформу"; но в Риме Кампанелла
становится франкофилом. Поэтому когда в Неаполе был раскрыт в 1634
г. заговор против испанцев, устроенный одним из учеников Кампанеллы,
философ вынужден был в Париже искать защиты у французского посла.
4).
Начиная с 1634 г. Кампанелла живет в Париже. Здесь его возносили
и прославляли многие ученые и знатные мужи. Король Людовик XIII
назначил ему подобающую пенсию; философ пользовался также расположением
могущественного Ришелье. Смерть настигла его в 1639 г. Отсрочить
ее приближение не смогли ни магия, ни астрологическое искусство.
Среди
многочисленных работ философа следует упомянуть: "Философия,
доказанная ощущениями" (1591), "Об ощущении вещей и магии"
(1604), "Защита Галилея" (1616, опубликована в 1622 г.),
"Большой эпилог" (1604—1609), "Город Солнца" (1602),
внушительная "Метафизика " в 18 книгах (Кампанелла сделал
целых пять редакций этой работы, до нас дошла латинская, опубликованная
в 1638 г. в Париже) и огромная "Теология" в 30 книгах (1613—1624).
Проведя
в заточении лучшие годы своей жизни, Кампанелла не смог создать
своей школы, а когда во Франции смог получить признание, в котором
прежде ему отказывали, было уже слишком поздно. Его мысль оказалась
несвоевременным плодом. На интеллектуальной сцене господствовал
Декарт, и авангард был с ним.
Опубликовано
в кн.: Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до
наших дней. Т. 3. Новое время. - ТОО ТК "Петрополис",
1996. С. 28-31.
|