Единственному
покровителю муз
знаменитейшему
Микелю ди Кастельново,
синьору ди Мовисьеро, Конкресальто и Жонвиля,
кавалеру ордена христианнейшего короля
и советнику его Тайного совета,
капитану 50 солдат,
правителю и капитану св. Дезидерия
и послу у светлейшей королевы Англии
И
МОЕМУ
НЕНАВИСТНИКУ
Если
больно ты зубом укушен собачьим,
О себе пожалей ты, пес грубый и жалкий!
Ты напрасно грозил мне кинжалом и палкой,
Если силой моей так теперь озадачен.
В
грозной битве с неправдой ищу я удачи
И тебя поражаю, чтоб бросить на свалку...
Если жизнь оборвет мне небесная прялка,
Твой навеки пребудет позор обозначен.
Не
ходи обнаженным за медом пчелиным;
Не кусай, не узнав, где гранит, где горбушка;
Не ходи босиком, раз колючки ты сеешь;
Если
муха ты, бойся тогда паутины;
Если — мышь, то не прыгай вослед за лягушкой;
Эй петух, от лисы убегать ты умеешь?
Верь
святому завету,
Что твердит всему свету:
Лишь на поле смиренья
Не взрастут заблужденья.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ
СЛОВО,
написанное
знаменитейшему и превосходнейшему синьору ди Мовисьеро, кавалеру
ордена короля его Тайного совета,
капитану 50 солдат, главному правителю св. Дезидерия и французскому
послу в Англии
Вот
вам, синьор, пир в моем присутствии, не нектарный пир Громовержца
— ради величия; не пир потомков первозданного Адама — из-за отчаяния;
не пир Артаксеркса — из-за тайны; не Луккула — из-за богатства;
не Ликаона — из-за святотатства; не Фиеста3 — ради трагедии; не
Тантала — из-за страдания; не Платона —ради философии; не Диогена
— из-за нищеты; не пиявки — из-за пустяка; не протопопа из Повильяно4
— ради шутки; не Бонифация 5 из «Подсвечника» — ради комедии.
Нет, это пир столь же великий, сколь и малый; столь же поучительный,
сколь ученический; так же кощунственный, как и религиозный; такой
же веселый, как и злой; настолько же горестный, насколько радостный;
по-флорентийски тощий, по-болонски жирный; столь же кинический,
сколь сарданапаловский; такой же пустяковый, как и серьезный;
настолько строгий, насколько шутовской; так же трагичный, как
и комичный. Так что я с уверенностью полагаю, что у вас будет
здесь немало случаев сделаться героическим — растерянным; учителем
—учеником; верующим — неверующим; радостным — печальным; меланхолическим
— веселым; легким — тяжелым; жадным — щедрым; бессильным — всемогущим;
софистом с Аристотелем, философом с Пифагором; смеющимся с Демокритом,
плачущим с Гераклитом. Я хочу сказать: после того как вы обоняли
с перипатетиками, вкушали с пифагорейцами, пили со стоиками, вы
сможете еще воспринимать и с тем, кто ощерив зубы, имеет приятную
улыбку до ушей. Поэтому, разгрызая кость и извлекая оттуда мозг,
вы найдете здесь кое-что, способное разоружить святого Коломбина,
одного из патриархов иезуатов 6, умилить любой базар, вывихнуть
челюсти и прервать молчание на каком угодно кладбище.
Вы
спрашиваете меня: что это за симпосион, какой это пир? Это ужин.
Какой ужин? На пепле. Что значит ужин на пепле? Разве может быть
перед вами поставлено такое кушанье? Разве можно сказать: я ел
пепел, как хлеб? Нет, это ужин после солнечного заката, в первый
день великого поста, называемый нашими попами днем пепла, а иногда
— днем воспоминания. В чем же состоит этот пир, этот ужин? Конечно,
не в том, чтобы выразить уважение к духу и делам высокородного
и благовоспитанного господина Фулка Гривелла7, в почтенной квартире
которого мы собирались; не по поводу почтенных нравов культурнейших
господ, которые присутствовали там в качестве зрителей и слушателей,
но из-за желания увидать, что может сделать природа, создавая
две фантастические куклы, два сновидения, две тени, две перемежающиеся
четырехдневные лихорадки. На этом основании, после того, как смысл
истории будет просеян, а затем испробован и разжеван, будут высказаны
топографические соображения, а также географические, кроме того
рассудочные, а также моральные, да еще умозрения: метафизические,
математические и естествоведческие.
Вы
будете удивлены, как при такой краткости совершены столь великие
дела. Но не смущайтесь, если видите здесь иногда некоторые менее
важные положения; порою казалось, что угрожает опасность очутиться
перед строгой цензурой Катона; ведь эти Катоны слишком слепы и
глупы, чтобы открыть то, что скрыто за этими Силенами 8. Если
здесь соединено столько различных положений, то пусть не кажется,
что в одном месте наука, в другом — диалог, здесь комедия, там
трагедия, здесь поэзия, там риторика; здесь хвалят, там порицают,
там доказывают или обучают; здесь нечто из физики, а там из математики,
здесь из морали, там из логики; и в итоге —нет ни одной отрасли
науки, не представленной в отрывках. Подумайте, синьор, ведь это
исторический диалог, где, в то время как докладывается о поводах,
о движениях, о прохождениях, о встречах, о действиях, о страстях,
о речах, о рассуждениях, об ответах, о положениях и неудачных
тезисах, — все излагается для строгого суждения этих четырех собеседников,
и нет ничего, что не могло бы появится здесь кстати, с тем или
иным основанием. Подумайте и о том, что здесь нет праздного слова,
так как во всех частях приходится выяснять и очищать немаловажные
вещи и, может быть, больше всего там, где это казалось менее нужным.
Что касается находящегося на поверхности, то те люди, которые
дали повод создать диалог и, может быть, сатиру и комедию, эти
люди имеют возможность стать более осмотрительными и не мерить
людей той палочкой, которой измеряют бархат, а души не взвешивать
на металлической чашке весов. Те, которые будут зрителями или
читателями и увидят, каким образом задеваются другие, научатся
быть осторожными и обучатся за счет других. У тех, кто здесь уязвлен
и упорствует, откроются, может быть, глаза, и, увидав свою нищету,
наготу и непристойность, они, если не из любви, то, по крайней
мере, от стыда, смогут исправиться или прикрыться, если признают
свою вину. Если вам покажется, что наш Теофил или Фрулла слишком
глубоко и строго затрагивают основы некоторых положений, то примите,
синьор, во внимание, что у многих животных не слишком нежная кожа
и что если бы толчки были во сто раз сильнее, то и тогда они ничего
не заметили бы или восприняли бы это как детское прикосновение.
Я не хочу, чтобы вы считали меня заслуживающим упрека за то, что
по поводу такой глупости и на таком недостойном фоне, который
представляют эти доктора, я решился защищать столь важные и достойные
положения; ведь я уверен, что вы понимаете различие между тем,
когда берутся за дело по существу и когда — по случайному поводу.
Верно, что основания должны быть пропорциональны величию, условиям
и благородству здания; но ведь могут быть всякого рода результаты
вследствие разных поводов, так что мелкие и грязные вещи бывают
семенами больших и прекрасных дел; глупости и безумства обыкновенно
вызывают большие мысли, суждения и открытия. Не говорю уже о том,
что ясно; ошибки и преступления много раз давали повод для важнейших
норм справедливости и добра.
Если
вам покажется, что краски портрета не вполне соответствуют жизни
и рисунок представится не вполне отвечающим действительности,
то знайте, что недостаток происходит оттого, что живописец не
смог справится с портретом из-за отсутствия пространств и расстояний,
какие приняты у мастеров искусств; ведь кроме того, что стол или
фон были слишком близки к лицу и глазам, нельзя было отступить
назад на самый маленький шажок или отодвинуться в тот или другой
угол из боязни сделать прыжок, который совершил сын знаменитого
защитника Трои.
Поэтому
возьмите этот портрет таким, какой он есть, где даны эти двое,
эти сто, эта тысяча, эти все; ведь посылается это не для того,
чтобы сообщить вам известное, и не для того, чтобы добавить воды
к быстрому потоку вашего суждения и ума, но, как мне известно,
хотя обычно мы лучше познаем вещи в натуре, мы все же не имеем
обыкновения пренебрегать портретом и представленным на нем. Кроме
того, несомненно, что ваше великодушие обратит внимание скорее
на чувство благодарности, с которым это предлагается, чем на дар
подносящей руки.
Это
адресовано вам как человеку более близкому, показавшему себя более
благосклонным и более расположенным к нашему Ноланцу, и поэтому
мы предполагаем, что вы наиболее достойны нашего почтения в этом
климате, где торговцы без совести и веры легко делаются Крезами,
а добродетельные люди, не имеющие золота, — Диогенами. Вам, который
с такой щедростью принял Ноланца под свой кров, в самый высокий
этаж вашего дома, куда эта страна, вместо того чтобы послать за
границу тысячи свирепых гигантов и создавать там сколько же Александров
Великих, послала, как вы видели более пятисот гигантов, чтобы
они составили кортеж вашему Диогену9. А между тем он по милости
звезд имеет только вас, приходящего к нему впустить луч солнца,
если только (чтобы не сделать его беднее названного оборванца-циника)
оно бросит несколько прямых или отраженных лучей через известное
вам окошко.
Посвящается
вам, представляющему здесь в Британии мощь столь щедрого, столь
великого и столь сильного короля, который из самой великодушной
груди в Европе голосом свой славы ошеломляет последние основания
земли; когда он кричит в гневе, как лев в глубокой пещере, то
наводит ужас и смертельный страх на мощных хищников лесов, а когда
отдыхает и спокоен, то шлет такой жар щедрой и учтивой любви,
что воспламеняет соседний тропик, согревает ледяную Медведицу
и растворяет суровость арктической пустыни, которая вращается
под вечной охраной свирепой Малой Медведицы.
Будьте
здоровы!