Бруно Джордано
(1548, Нола - 1600, Рим) - поэт и один из крупнейших философов
Возрождения, наиболее ярко выразивший, и по-своему подытоживавший
миросозерцание эпохи ренессансного гуманизма. Осью философии Б.
Является новая концепция космоса и природы, сущностно отличная от
средневековой и не редуцируемая к языческим космологиям. Наряду
с Телезио и Патрицци, Б. представляет пантеистическую натурфилософию,
основная идея которой - самодвижущаяся материя, из себя рождающая
все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. - 1)учение
Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное
Б пантеистически — как совпадение противоположностей Бога и природы;
2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного
космоса, в котором все свободно движется относительно всего; 3)
мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной
одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная •вселенная
с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности
их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном
движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его
основанием и причиной является вечно равная себе субстанция. Последняя
есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем.
Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог)
дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое
в качестве единства противоположностей есть Космос — видимая красота
божественной жизни.
Абсолют Б. не
неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Духовная
субстанция — Бог — есть простое тождество силы и идеи, в недрах
которого живет бесконечная возможность — материя. Тождество духа
и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность
и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь.
Таким образом, теистическая идея сотворения Богом мира из ничего
трансформируется Б. в концепцию вечнопорождающего себя божественного
космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое "тело"). В одухотворенном
космосе Б. нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный
переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной.
Пантеизм Б.
специфически возрожденческий . В отличие от языческого пантеизма,
растворяющего богов в космосе и средневекового, который, напротив,
растворяет мир в Боге, пантеизм Б. носит антиномичный или диалектический
характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни — как абсолютный
максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого
раскрывается понятиями точки, атома, монады. Духовная субстанция
сосредоточена во всякой математически мыслимой точке вселенной.
В физическом плане точка есть атом — неделимое самостоятельное бытие
— целое живет во всяком единичном без нарушения "суверенности" последнего.
Метафизически атом есть монада: I) одновременно отдельная вещь и
"зеркало", в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз
новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не
повторяться. Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый
ритм божественно-космической жизни, исполняется "героическим энтузиазмом".
Смысл натурфилософии - экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание
получает у Б. сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа
отражают качественный сдвиг в отношении к природному миру, произошедший
в европейской культуре, в результате которого положительная наука
начнет выполнять функции религии в структуре ценностей гуманистической
цивилизации.
Пантеизм и антицерковная,
едкая до злости писательская деятельность привели сбросившего рясу
монаха-доминиканца после долгих скитаний по Европе в застенки инквизиции.
Арестованный по доносу пригласившего его "для обучения" венецианца
Мочениго, Б. в течение 8-летнего заключения не отказался ни от одной
из своих идей. На решение суда ответил: "Вы с большим страхом произносите
приговор, чем я его выслушиваю". 17 февраля Б. сожгли заживо, на
костре он отвернулся от распятия, протянутого к его губам сердобольной
рукой.
Судьба Б. стала
благоприятной почвой для разнообразных философских и литературных
интерпретаций. Его интуиции и смыслообразы сформировали интеллектуальную
европейского естествознания, все космологические идеи были опытно
подтверждены Галилеем. Интуиция Монады как духовного "первокирпичика"
бытия получила систематическое развитие у Лейбница, пантеизм у Спинозы.
Определяющее влияние Б. оказал на Шеллинга.
Б. был плодовитым
писателем с весьма оригинальным стилем. Основные сочинения созданы
в Лондоне -- "О начале, причине и едином", "О бесконечности” вселенной
и мирах", и в Германии - "О монаде, числе и фигуре", "О тройном,
наименьшем и мере".
БУРЛАКА Д.К.
|