Леон
БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ
(1414—1472) родился в Генуе в семье знатного флорентийского изгнанника.
Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем
в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого
стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет
он служит у церковных иерархов, а с 1432 г. и до конца жизни занимает
место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.
"Скажи
мне, чего не знал сей муж?" — записано на полях одной из его рукописей.
Человек разносторонних дарований и широчайшей культуры, Альберти
известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры;
вместе с тем он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных
проектов, занимается живописью, ваянием и иными видами искусства,
причем не только изобразительного — он хорошо разбирается в музыке
и прекрасно играет на органе. Как писателя-гуманиста его внимание
одинаково привлекают и жизнь общества, и устои семейных отношений,
и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики;
политики; права, психологии. Он обнаруживает великие познания в
математике, оптике, механике, задумывает и проектирует различные
приборы и инструменты, специальные работы посвящает выведению ценных
пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под
стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама
личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма.
Безмерным трудолюбием и упорством он добивается необыкновенных успехов
в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве осваивает
различные отрасли науки и искусства, приобретает всевозможные знания
и умения, тщательно формирует свой нравственный облик, воспитывая
в себе прежде всего человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность,
— таким вот, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен
гуманист в биографии XV в., авторство которой не без оснований приписывают
самому же Альберти.
Литературное
наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 г. относится комедия
"филодокс", затем написаны трактаты "Деифира" (1428) и "О преимуществах
и тяготах занятия науками" (1430); первые
три книги диалогов "О семье" составлены в 1432—1434 гг., в 1440
или в 1441 г. к ним добавлена еще одна; в 1435 г. написаны трактаты
"О статуе" и "О живописи", гораздо позже, в 1449 г., создаются "Десять
книг о зодчестве"; между 1436 и 1443 гг. появляются трактаты "О
праве" и "Первосвященник", "Жизнеописание св. Потита", диалоги "Теодженио"
и "О спокойствии души"; после 1443 г. пишется аллегорический трактат
"Мом, или о государе", в 1449 г. — "Математические забавы"; к наиболее
значительным произведениям последующих лет относятся "Застольные
беседы" и "Домострой" (1470).
Хотя
большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии
и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием
импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось
его миросозерцание, все более и более расширялся круг его занятий
и увлечений. Вместе с тем, откликаясь на новые запросы эпохи, его
мысль обнаруживает не только много общего с идеями современных ему
и древних авторов, но и живую, органическую связь с умонастроением
и традициями тех общественных слоев, к которым принадлежала его
семья, с его собственными переживаниями и опытом. Как гуманист,
Альберти, несомненно, близок Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери,
но мотивы гражданственности в его сочинениях на морально-этические
темы умеряются и совсем затухают перед всем, что включает в себя
понятие "благо семьи". Отсюда исключительная роль семьи в воспитании
и формировании человека; отсюда подчеркивание важности семейных
отношений и соблюдения семейной этики; отсюда же и пафос хозяйственности
как непременного свойства радеющего о ближних своих отца семейства.
Впрочем, хозяйственность, рачительное обращение с тем, чем человек
владеет, толкуется у Альберти предельно широко — как краеугольный
принцип всего жизнеустроения, держась которого человек способен
в полной мере употребить себе во благо свое главное богатство —
время. Подобно многим гуманистам, Альберти пишет о величии человека,
этого "счастливого смертного бога", наделенного различными дарованиями
и умениями, которые возвышают его среди всех существ, обитающих
в мире; пишет о безграничности его возможностей и устремлений, о
совершенстве, которого он может достичь. В то же время Альберти
не желает обольщаться и обманываться относительно положения, в котором
обретается человечество; в рассуждениях, пронизанных автобиографическими
мотивами, он изображает всеобщую испорченность людей, нарушение
ими естественного порядка, оскорбление справедливости и закона,
подрыв вселенской гармонии.
В этом предельном заострении противоречия между возможным и реальным,
между различными до взаимоисключения способами оценки, между противоположными
сторонами и формами бытия, коим причастен человек, можно услышать
отзвуки напряженного диалога, который гуманист ведет с самим собой.
И, видимо, неправильно отождествлять Альберти исключительно с тем
или иным из собеседников, представленных в его произведениях; он
воплощает свою мысль в каждом, уверенность часто оттеняя разочарованием
и горечью, надежду — сомнением и опасениями.
О.Ф.
Кудрявцев, опубликовано в кн.: Образ человека в зеркале гуманизма:
мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII
вв.) /Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева.
- М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 138-140.
|