В.
Брюсов. Сочинения Агриппы и источники его биографии
Агриппа
был одним из наиболее видных писателей своего времени. Его книги
еще при жизни автора появились в нескольких изданиях и постоянно
переиздавались после его смерти. Большинство его сочинений было
вскоре после их появлений переведено на все европейские языки. В
течение трех столетий Агриппа почитался непререкаемым авторитетом,
и длинный ряд поколений искал в его сочинениях ответа на величайшие
вопросы человеческого ума.
При
жизни Агриппы были изданы следующие его сочинения, один перечень
которых показывает, как разносторонни и всеобъемлющи были его понятия
и интересы:
1)
О таинстве брака. (Латинский текст и французский перевод, сделанный
самим автором.) Брошюра в 36 с Лион, 1526 г.
2)
Астрологические предсказания. Брошюра. Лион, 1526 г.
3)
Собрание маленьких трактатов: I) О благородстве и превосходстве
женского пола; II) О чудодейственном слове, (De verbo mirifico);
111) 0 таинстве брака (2-е изд.); IV) О троичном пути к постижению
Божества; V) Опровержение языческого богословия; VI) О первородном
грехе; VII) Против вредных учений. 84 с. Антверпен, 1529 г. — Второе
издание: Кельн, 1532 г. В нем к перечисленным сочинениям были присоединены:
VIII) Две речи о монашеском житии.
4)
Коронование Карла V. Антверпен, 1530 г. — Второе издание: Кельн,
1535 г. Во 2 изд. описание коронования распространено и прибавлены
стихотворные эпиграммы Агриппы.
5)
О недостоверности и тщете наук и искусств. Книга в 170 с. Антверпен,
1530 г. — Следующие издания в 1531 г. (6 изданий в один год), 1532
г. (2 издания) и около 1533 — 1534 гг. (2 издания).
6)
Сокровенная философия. В 3-х книгах. Антверпен и Париж, 1531 г.
(первая книга). Кельн, 1533 г. (все три книги). Том в 362 с.
7)
Надгробное слово Маргарите Австрийской. Антверпен, 1531 г.
8)
Комментарий на Ars Brevis Раймунда Луллия. Кельн, 1531 г. — Второе
издание: Кельн, 1533 г.
9)
Апология и жалоба против лувенских богословов. Кельн,1533 г.
10)
О единобрачии пресвятой Анны. 1534 г.
11)
Апологетическое письмо к кельнскому сенату. Страсбург, 1535
г.
Всего
при жизни Агриппы появилось,— считая и переиздания,— двадцать
шесть книг с его именем: число немалое и для современного
писателя.
Вскоре
по смерти Агриппы было приступлено к изданию полного собрания его
сочинений. Но, по-видимому, впервые это издание появилось лишь 15
лет спустя смерти философа, в 1550 г., в Лионе, у издателей братьев
Годефруа и Марселя Берингов:
Henrici
Cornelii Agrippae ab Nettesheim, armatae militiae equitis aurati
et iurius utruisque ac medicinae doctoris — Opera — in duos
tomos. Lugduni, per Beringos fratres. 1550.
Это
издание было повторено в 1565 г. и после того издавалось еще несколько
раз, но проследить все его издания затруднительно, так как издатели
большею частью не помечали таких книг определенными датами.
В
это “Полное Собрание” было включено многое из сочинений Агриппы,
что при его жизни не было напечатано, а начиная с издания 1565 г.
в него вошли также как подложные сочинения Агриппы (например, IV
книга “Сокровенной философии”), так и значительное число сочинений
его современников, писавших о магии, в том числе — Петра Абанского,
Пиктория Виллиндген, фон Герарда Кремонского, аббата Тритемия и
др.
Из
сочинений, безусловно принадлежащих Агриппе, в “Собрании сочинений”
мы находим, кроме 11 перечисленных выше, следующие:
12)
Вступительная лекция о “Пимандре” Гермеса Трисмегиста (1515 г.)
13)
Речь о “Пире” Платона (1515 г.)
14)
Вступление к диалогу о человеке, как подобии Божием (1515
г.)
15
— 18) Четыре речи, произнесенные по разным поводам в Меце (1518
— 1519 гг.)
19)
Антидот против чумы (1518 — 1519 гг.)
20)
Речь, обращенная к одному из родственников по поводу его вступления
в число парижских профессоров (1528 г.).
21)
Послание к Максимилиану Трансильвану по поводу трактата о превосходстве
женского пола (1529 г.).
22)
Речь об Иоанне Датском (1530 г.).
23)
Начало истории Итальянской войны (1531 г.).
24)
Мемуары, посланные Марии Венгерской (1532 — 1533 гг.).
25)
Полемический трактат против братьев-проповедников (1533 г.).
26)
Предисловие к сочинениям Годешалка Монкордия (1533 г.).
27)
О монашеском житии (год составления неизвестен).
28)
Рассуждение об обретении останков святого Антония (тоже).
29)
Рассуждение о праве (тоже).
30)
Несколько прошений, поданных Агриппою властям и судьям по поводу
своих дел (1531 — 1534 гг.).
К
этому списку надо присоединить многие предисловия и посвятительные
письма, которыми Агриппа сопровождал свои сочинения и которые часто
являются самостоятельными трактатами. Некоторые письма Агриппы также,
в сущности, являются маленькими трактатами по различным научным
вопросам. Наконец, мы достоверно знаем, что некоторые сочинения
Агриппы не дошли до нас1, и мы имеем лишь упоминания
о них в переписке философа.
Среди
сомнительных сочинений, с большей или меньшей вероятностью, Агриппе
могут быть приписаны:
31)
Трактат о геомантии.
32)
Сокращенная таблица к Ars Brevis Раймунда Луллия.
33)
Комментарий к сочинению Плиния Младшего о естественной истории мира.
Огюст
Про, включая в число сочинений Агриппы все, о которых сохранились
известия, и принимая за отдельные сочинения предисловия и посвятительные
письма, а также его
эпиграммы, насчитывает восемьдесят произведений, написанных
философом за его сравнительно короткую жизнь (он не дожил до 50
лет).
“Собрание
сочинений” прибавляет к этим трудам Агриппы драгоценнейшее дополнение
в виде собрания писем Агриппы и к Агриппе, разделенное на 7 книг:
Epistolarum ad familiares et eorum ad ipsu'm libri septem.
В
это собрание входило свыше 450 писем, дающих материал исключительной
важности для знакомства с жизнью Агриппы, его воззрениями, его современниками
и его эпохой. Эти письма еще раз показывают нам, каким неутомимым
деятелем был Агриппа, в течение всей жизни ведший огромную переписку
с десятками людей по самым разнообразным (большею частью научным)
вопросам. Разумеется, далеко не все письма Агриппы дошли до нас,
и в действительности его переписка была еще обширнее (некоторые
полагают, что сохранились только письма, писанные по-латыни, а писанные
по-французски и по-немецки были исключены из его собрания).
Таков
“литературный багаж” великого чародея XVI века. Первыми биографами
Агриппы были его злейшие враги, постаравшиеся все-таки очернить
его память. Таково писание об Агриппе известного инквизитора, похвалявшегося,
что он сжег на своем веку несколько сотен людей, Дель Рио. Жан Вир
тщетно защищал память своего учителя. В 1577 г. появилась книга
Павла Иовия1, в которой впервые была дана биография Агриппы
и собраны все легенды о нем. Несколько позже появилась книга А.
Теве2, повторившая их с новыми дополнениями.
Защиту
Агриппы, после Вира, взял на себя Г. Коде, издавший в начале XVII
века книгу, в которой хотел оправдать
великих людей от обвинения в чародействе1. Но Г. Моде,
желая защитить Агриппу, выставляет его ловким мошенником, обманщиком
и шарлатаном, пользовавшимся легковерием современников. Гораздо
серьезнее защита П. Фреера, опровергшего многие из легенд, сложившихся
вокруг имени Агриппы. Наконец, с решительным опровержением ходячего
представления об Агриппе выступил “великий скептик” Бейль.
Исследованиями,
касающимися отдельных сторон жизни Агриппы, в XVII веке занимались
еще Ги Аллар и Шорье и др. В XVIII веке появилось два стоящих внимания
сочинения об Агриппе: одно Равиуса, другое анонимное. Оба не содержат
ни новых материалов, ни особенно новых точек зрения. В XIX веке
Агриппе посвятили статьи: Гизо, Гофер, А. Даге, Л. Шарве, Шпренгель
и Теннеман, Монен, Кизеветтер и др., разъяснившие немало спорных
вопросов в биографии философа.
Наконец,
в XIX веке появились два капитальных труда, разработавших биографию
Агриппы согласно со всеми новейшими требованиями исторической
науки, один в середине века — английский, другой в конце века
— французский:
Н.
Morley. The life of H. С. Agrippa von Nettesheim. London 1856.
2 vol.
Aug.
Prost. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres. Paris 1881.2vol.
Особенно
ценным мы считаем второе сочинение, дающее кроме жизнеописания Агриппы
подробное изложение его идей и ряд экскурсов по различным вопросам,
связанных с биографией философа.
Статья
Жозефа Орсье, появившаяся в “la Revue des Idees” 1910 г., дополняет
эти исследования рядом мелких деталей. Она основана почти исключительно
на переписке Агриппы, но местами автор пользовался и неизданными
архивными материалами (Лилля, Парижа и др. городов).
На
русском языке мы не знаем никаких работ об Агриппе, если не считать
краткого биографического очерка, принадлежащего перу пишущего эти
строки и помещенного в “Новом Энциклопедическом Словаре” Брокгауза-Ефрона.
Нельзя,
однако, сказать, чтобы жизнь и характер Агриппы были теперь выяснены
окончательно. В биографии философа осталось еще немало эпизодов,
разъясненных не достаточно; свидетельства современников об Агриппе
еще никем не были разобраны во всей полноте; из самих сочинений
Агриппы еще можно извлечь немало данных, объясняющих различные события
его жизни. Еще больше остается сделать для характеристики Агриппы.
Замкнутый в себе, не любивший излишней откровенности, порой сознательно
высказывавший мысли, которых он не разделял, Агриппа задал историкам
трудную загадку, над разъяснением которой еще предстоит потрудиться.
Наконец, учение Агриппы в своей полноте может быть понято только
из сопоставления его с учением оккультистов всех времен, с преданиями
древнего Египта (сохранившими для нас традиции Атлантиды), с эзотерическим
учением орфи-ков, с книгами Гермеса Трисмегиста, с идеями неоплатоников,
Прокла и их единомышленников, с указаниями, рассыпанными у Горация,
Овидия, Апулея, с сочинениями современников
Агриппы, например, аббата Тритемия и Парацельса, наконец, с новыми
трудами XVIII века, каковы сочинения Клода де Сен-Мартена, Сен-Виктора
и др., и XIX века, каковы труды Фабра д'0ливе, Станислава де Гуайта,
Элифаса Леви, Мишеля Фиганьера, Сент-Ива д'Альвейдра и др. Эта работа
еще предстоит будущему, когда современная наука (а это неизбежно)
своими путями и методами подойдет к вопросам, занимавшим всех этих
исследователей, и поймет, как неосторожно она поступала, смешивая
их с шарлатанами и чародеями и целые столетия пренебрегая их открытиями.
Опубликовано
в кн.: Агриппа Неттесгеймский. Критико-биографический очерк
Ж. Орсье. — Томск: Издательство "Водолей", 1996. С. 88-95.
|